Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Искусство, дает эрцаз удовлетворения, компенсирующий культурные запреты, и тем самым, примиряет с принесенными субъекто жертвами. Художественные создания, вызывают чувства идентификации, в которых так остро нуждается всякий культурный круг.
Рассматривая искусство как таковое, Фрейд выводил истоки возникновения из Эдипова комплекса,в котором, исторически совпадало начало религии, нравственности и искусства. В «Тотем и табу», в которой, Фрейд утверждал что истерия может быть рассмотрена в качестве карикатуры на произведения искусства, провел параллели между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидозного развития. По мере перехода от анимистической фазы к религиозной и научной человек все в большей степени отказывается от непосредственной реализации принципа удовольствия, и только в искусстве находят свое отражение мифотворчество и фантазирование.
Объектом психоаналитического исследования служит, как правило, не столько прекрасное и величественное, традиционно составляющее предмет эстетики, сколько скрытое, за которым стоят бессознательные желания и влечения человека, свидетельствующие о его теневых сторонах души.
13. Основные психоаналитические концепции развития в психоанализе, их применение в психоаналитической практике.
Фрейд, Мелани Кляйн, Кохут (о нарциссизме).
По Фрейду:
Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по мнению Фрейда, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п.
В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" — это носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" — критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к "Я"
со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью "защитных механизмов", таких как вытеснение, проекция, регрессия и сублимация.
В понимании Фрейда личность — это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.
Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз (ранней и поздней), занимающих первое и второе полугодия жизни.
На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней — укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии "Я" постепенно отсоединяется от "Оно". Эрогенной зоной является рот.
Анальная стадия (1—3 года) состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.
"Я" ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция "Я", и она может контролировать импульсы "Оно". Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться "Сверх-Я".
Фаллическая стадия (3—5 лет) — это высшая ступень детской сексуальности: главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родитель противоположного с ребенком пола становится первым, кто привлекает его внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал "эдиповым комплексом", а у девочек — "комплексом Электры". По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, который по незнанию убил собственного отца и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходит освобождение от "эдипова комплекса": из-за страха кастрации ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я".
Латентная стадия (5—12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно". Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12—18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются.
Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, то можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которое вновь дает о себе знать.
Нормальное развитие с помощью механизма сублимации1. Другие механизмы порождают патологические характеры.
Концепция развития Фрейда — это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не окружающие его предметы. В этом одно из главных ее достоинств.
По Мелани Кляйн:
Ее главной заслугой является разработка концепции развития межличностных отношений у очень маленьких детей. Мелани Кляйн определила отношения младенца с матерью и другими людьми ближайшего окружения как главное условие и источник развития его личности. По гипотезе Кляйн, в любое влечение почти генетически включено некое первичное представление об объекте, в том числе проявляющееся у ребенка на довербальном уровне в очень ранних и примитивных бессознательных фантазиях. Фантазмиче- ская деятельность, таким образом, уже с самого начала присуща ребенку.
Кляйн формулирует новые концепции – такие, как параноидно-шизоидная позиция и депрессивная позиция
в основном базируется на травматической и топографической моделях Фрейда, то есть, она придерживается расширенного толкования теории инстинкта смерти и развивает свою собственную комплексную терминологию. Одним из базовых положений ее теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти
Строит свою теорию на основе объектных отношений. Самый ранний опыт на первом году жизни – раннее Эго тяготеетк распаду на части: плохая и хорошая часть.
Грудь – не мама, а функция либо удовлетворяющая или не удовлетворяющая (плозхая или хорошая). Так ребенок воспринимает и мать и себя (расщепленно). Пароаноидно-шизоидная позиция свзянана с примитивными защитами: проекция и интроекция.
Ребенок проживает негативные эмоции (голод, холод) как доминирование плохой груди. Если мне плохо, то мир плохой и я тоже плохой. Потому что свою плохость он проецирует в мир (мир становится преследующим и плохим).
Чем ребенок удовлетворен, тем мир ощущает как хороший и себя хорошим.
Параноидношизоидная позиция – значит есть расщепление на хорошее и плохое.
Если младенец чувствует себя плохим, то он чувствует себя не достойным жизни (влечение к смерти по Фрейду). Чтобы выжить и не убивать себя эта плохость должна переместиться на внешний мир – на плохую грудь. Ребенок плохие качества вставляет в объект грудь, она становится преследующей (страх отравления, вторжения и пр).
Расщепление при помощи проекции усиливает восприятие плохости (мир плохой) , мир потом интроецируется и плохие объекты помещаются внутрь - еще больше преследующих элементов. Как замкнутый круг.
В 5 – 6 месяцев должна быть смена позиции – депрессивная позиция. Ребенок начинает понимать, это не плохая и хорошая грудь, а одна и та же мама. Если я уничтожу плохую грудь, то уничтожу и хорошую. Появляется вина – депрессивное чувство. Как я мог злиться на маму, чувство вины. Ребенок сдерживает агрессию и направляет ее на себя из-за чувства вины.
21. Диагностические критерии уровней личностной организации О.Кернберга.
Отто Кернберг предложил структурный подход для диагностики психических расстройств. В частности, разработал структурное интервью
Основными критериями в определении уровня организации личности, согласно Отто Кернбергу, являются:
- степень интеграции идентичности
- используемые механизмы защиты
- способность к тестированию реальности
Степень интеграции идентичности
При невротической организации личности мы наблюдаем картину целостной идентичности, когда противоречивые образы Я, а также образы значимых других людей интегрированы в целостную концепцию. Т.е. человек может одновременно воспринимать и описывать как свои положительные стороны и проявления, так и негативные.
Для пограничной личностной организации характерна недостаточность интеграции Я и концепций значимых других. Мы наблюдаем так называемую диффузную идентичность, когда противоречащие друг другу аспекты Я и аспекты значимых других людей не интегрированы между собой. В общении с пациентом не возникает ощущения целостности, его описания себя и значимых других могут отличаться крайней противоречивостью и непоследовательностью, причем сам пациент этого не видит.
Те же проявления диффузной идентичности Кернберг относит и к психотической организации личности. Различием между пограничной и психотической организацией является наличие при пограничной личностной организации границы между Я-репрезентациями и объект-репрезентациями. При психотической организации Я-репрезентации и объект-репрезентации могут быть не разграничены, либо очень нечетко разграничены.
Используемые защитные механизмы
Для невротической организации личности характерно использование более зрелых механизмов защит. Это значит, что используются защиты, основанные на вытеснении. Т.е. вытеснение (как бы забывание), реактивные образования (обращение в противоположность), изоляция (отделение аффекта от когнитивного понимания), рационализация (приемлемое для самого себя объяснение), интеллектуализация (интеллектуальное отстранение от переживаний).
Для пограничной и психотической организации личности, характерны защиты более низкого уровня, основанные на расщеплении: расщепление (очень жесткое разграничение хороших и плохих аспектов опыта), примитивная идеализация (крайние степени грандиозности и абсолютной непогрешимости), примитивная проективная идентификация (способ избавиться от негативных чувств путем помещения их в другого, потребность вызвать непереносимые им самим чувства в другом), отрицание, всемогущество, обесценивание. Все эти виды защит могут приводить к сильному искажению реальности, в психотической картине мира доходя до бредовых умопостроений.
Далее Кернберг отмечает, что при невротической и пограничной организации защиты используются для того, чтобы оградить себя от психического конфликта. При психотической организации смысл защит в том, чтобы оберегать человека от дезинтеграции, т.е. смешения Я и объекта.
Тестирование реальности
Способность к тестированию реальности присутствует как у пациентов невротического уровня, так и пограничного. Это подразумевает способность различать Я и не-Я, интрапсихическое от внешних источников, т.е. внутри и снаружи.
При этом Кернберг отмечает, что невротической личности присуща способность оценивать себя и других людей реалистично и глубоко. А для пограничной и психотической организации характерно в той или иной степени искажение переживания реальности.
При психотической организации способность к тестированию реальности утрачена, т.е пациент не различает внутреннее и внешнее, интрапсихическое и исходящее извне.