Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опираясь на результаты полученных наблюдений за детьми и методы работы педагогов, В.Ф. Шмидт и группа психоаналитиков - И.Д. Ермаков, М.Ф. Вульф, С.Н. Шпильрейн, Р.А. Авербух и другие - выделили и сформулировали психологические и педагогические принципы работы с детьми в детском доме: 1. «Любое воспитание... должно начинаться с первых дней жизни ребенка... Грудной возраст - один из важнейших периодов жизни, в котором будут заложены зачатки будущих возможностей развития. 2. Воспитатель в своей педагогической работе должен исходить не из теоретических размышлений, а из материала, которые ему доставляет наблюдение за детьми. 3. Педагогическое поведение по отношению к отдельно взятому ребенку должно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. 4. Исходя из основного положения биогенетического понимания детского развития, воспитатель должен избегать субъективных заключений о внешних детских проявлениях (особенно бессознательных побуждений). 5. Успех воспитания зависит от выполнения трех важных условий: а) от установления отношений между воспитателем и воспитанником; б) от развития ребенка в обществе своих сверстников; в) от установления благоприятных внешних условий, создания здорового с педагогической точки зрения окружения. 6. В первые годы жизни должно произойти преодоление трех важных задач воспитания: а) постепенное приспособление к требованиям реальности; б) овладение процессами выделения; в) «прокладывание путей» сублимации инфантильных инстинктивных эмоциональных побуждений» [19]. По мнению отечественных психоаналитиков, главной целью воспитания является выявление сущности глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка. Оно должно обнаружить его эгоистические побуждения и направить их на путь альтруистического самовыражения, что позволит произойти сублимации, то есть переключению, бессознательных сексуальных влечений посредством переноса интереса ребенка на другие объекты. Одной из важнейших задач воспитания является отвлечение ребенка от фантазий, сопряженных с эгоистическим удовольствием, и приобщение его к социокультурным ценностям и нормам. Инфантильная сексуальность, по мнению психоаналитиков, представляет собой потенциальный источник конфликтов, возникающих вследствие подавления запретных желаний. В воспитании на основе психоанализа выдвигался ряд необходимых требований: стараться не вмешиваться в психосексуальное развитие детей, не препятствовать естественности в ходе этого развития, не пресекать проявление детского любопытства в сексуальной сфере. Психоаналитики подчеркивали необходимость строго учитывать в воспитательной сфере индивидуальные особенности психики и конституции ребенка. Не менее важным считалось установление эмоционально близких и доверительных отношений между воспитателем и ребенком. Сторонники психоаналитического направления считали необходимой предпосылкой оптимального воспитания детей задачу предварительного «воспитания воспитателей» на основе психоанализа в целях их самопознания, которое необходимо для дальнейшего благоприятного воздействия на детей [2].
Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942 гг.) , будучи руководителем детского дома-лаборатории «Международная солидарность», исследовал вместе с сотрудниками игровую активность ребенка, анализировал проявления детской психики через анализ рисунков, детского творчества и игры нормальных и дефективных детей. В серии исследований о детском доме-лаборатории он выражает методологическую идею о развитии целостности «органического подхода к познанию ребенка», к исследованию детского творчества, деятельности, личности ребенка, который основывается на признании принципиальных психологических различий мужского и женского. В своих работах он выделяет три основных момента: разработку «органического подхода», установление приоритета «двигательности» в понимании психического (динамичность, активистичность) и так называемую координату восприятия мира, связанную с полом (гаптичность – тактильность).
Одним из наиболее интересных первых отечественных психоаналитиков была признана Сабина Николаевна Шпильрейн (1885-1942гг.) . Среди ее первых работ, посвященных психоанализу можно выделить три наиболее значимые: «О психологическом содержании одного из случаев шизофрении» (1911 г.), «Деструкция как причина становления» (1912 г.) и «Вклад в познание детской души» (1912 г.). В диссертационной работе «О психологическом содержании одного из случаев шизофрении» (1911 г.) С.Н. Шпильрейн предприняла первую попытку использования психоаналитических идей при исследовании шизофрении и сопровождающих психозов.
Моисеем Владимировичем Вульфом (1878-1971гг.) , единственный, по оценке З. Фрейда (1914г.), профессиональный представитель психоаналитической школы в России, один из немногих, кто приблизился к глубокому пониманию его теории. На русском языке были изданы всего его две работы «Фантазия и реальность в психике ребенка» (1926г.) и «Психология детских капризов» (1929г.). В них он описывает специфику фантазийного исследования ребенком реального мира и психологию детских капризов, ссылаясь на дневниковые записи, сделанные руководительницами в детском доме-лаборатории «Международная солидарность». В своих трудах автор выделяет следующие особенности детской психики: эгоцентризм ребенка; отсутствие точного представления о фантастическом и реальном, неумение отличать одно от другого; огромную силу первичных влечений и желаний ребенка; значительное проявление архаических или символических черт в мышлении ребенка и другие. По мнению М.В. Вульфа, обращение ребенка к сказкам и фантазиям дает возможность изжить недоступные его сознанию переживания, продиктованные первичными влечениями, его бессознательными желаниями.
11. Объяснение истоков возникновения искусства у Фрейда.
Фрейд в работе «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность», устанавливал связь между сексуальной моралью и психическими заболеваниями. Наряду с этим в данной работе им был выдвинут также постулат, в соответствии с которым культура построена на подавлении бессознательных страстей и желаний.
Человек отдает культурной работе слишком много сил. С одной стороны, он может заместить свою первоначальную сексуальную цель иной, несексуальной, но родственной психической, и, таким образом, реализовать свою способность к сублимированию. С другой стороны, человек может осуществить свою фиксацию на предшествующих ступенях психосексуального развития и тем самым утратить способность к замещению первоначальной сексуальной цели. В первом случае благодаря процессам сублимации происходит творческое созидание культурных ценностей.Во втором случае происходит невротизация человека.
По большей части усилия культуры не стоят затраченного труда, а ее достижения сопровождаются невыносимыми страданиями для человека.
Современное состояние культуры таково, что меньшинство людей завладело средствами власти и насилия в распределении благ, в результате чего большинство людей враждебно относятся к самой культуре.
как полагал Фрейд, всякая культура строится на принуждении и запрете влечений, и нет никакой уверенности в том, что переупорядочение человеческого общества сможет поддерживать ту интенсивность трудовой деятельности людей, которая способствует приросту жизненных благ. Приходится считаться с тем, что у всех людей существуют антиобщественные и антикультурные тенденции и что у большинства из них «они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе».
Покорение природы с целью получения материальных благ и целесообразное распределение их среди людей являлись важными и необходимыми моментами в развитии культуры. Однако в условиях современной культуры центр тяжести сместился с материального на душевное,и поэтому в первую очередь необходимо учитывать внутрипсихические процессы, вызванные к жизни подавлением влечений и принуждением к культурной работе, поскольку
люди, согласно основателю психоанализа, не имеют спонтанной любви к труду, и все доводы разума бессильны против их страстей. «Решающим оказывается, удастся ли и насколько удастся уменьшить тяжесть налагаемой на людей обязанности жертвовать своими влечениями, примирить их с неизбежным минимумом такой жертвы и чем-то ее компенсировать».
«Это усилие Сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры». Благодаря нему человек становится не противником культуры, а ее носителем.
Мера интериоризации, то есть вбирание ранее действенных внешних принуждений внутрь человеческой психики, оказывается различной и для отдельных индивидов, и для отдельных запретов. Далеко не у всех людей Сверх-Я, особенно такая его составляющая, как совесть, является актуально действующим. Далеко не все требования культуры соблюдаются людьми под воздействием Сверх-Я, а не в результате внешнего принуждения, когда нарушение запрета влечет за собой реальное наказание.
Идеалы, творения искусства и религиозные представления, которые чаще всего воспринимаются в качестве психологического достояния культуры. Однако, как полагал Фрейд, идеалы имеют нарциссическую природу и нередко становятся поводом к размежеванию и вражде между различными культурными регионами, нациями.Творения искусства дают эрзац удовлетворения, примиряют людей с принесенными им жертвами, вызывают чувства идентификации, но в то же время служат и нарциссическому удовлетворению.
Человек создавал культуру, для защиты от страданий, но в итоге приобрел страдания вызываемые культурой.
Критерии культурности:
· такие составляющие, которые выглядят порой бесполезными, как, например, почитание красоты, встречающейся в природе или созданной самим человеком.
· признаки чистоты и порядка.
· высшие формы психической деятельности, научные и художественные достижения, религиозные и философские идеи.
· способ, каким регулируются взаимоотношения людей. Речь идет о социальных отношениях, в которых человек выступает в качестве сексуального объекта, рабочей силы, члена семьи, общества, государства.
В понимании Фрейда, наиболее важный момент психосексуального развития человека состоит в том, что насколько культура строится на основе отказа от влечений, на их подавлении, вытеснении и преобразовании в иные формы. В основе становления человеческой культуры стояли Эрос(сексуальное влечение) иАнанке(нужда, необходимость, неизбежность, судьба).
Бессознательные требования Сверх-Я, часто совпадают с предписаниями Сверх-Я той культуры, в которой пребывает человек. «Многие свойства «Сверх-Я» легче обнаружить, наблюдая за поведением культурного сообщества, а не индивида».
Фрейд многими своими размышлениями, в частности, о взаимоотношениях между культурой и человеком не приносит никому никакого утешения, но психоанализ как таковой вовсе не призван давать различного рода утешения. Сам Фрейд всю свою жизнь боролся с различного рода иллюзиями, он выступал с критикой культуры, подавляющей естественные влечения человека и загоняющей многих людей в болезнь. Те или иные социальные связи, так или иначе, включают в себя элементы эротики, вытеснение которых сопровождается различного рода проблемами, вплоть до возникновения психических заболеваний.
Можно отметить такие важные работы Фрейда по искусству, как «Остроумие и его отношение к бессознательному»(1905), «Художник и фантазирование»(1906)
Основная функция искусства - компенсация неудовлетворенности художника реальным положением вещей.
Художественное творчество и произведения искусства являются фантастическим удовлетворением бессознательных желаний, в процессе которого субъект уходит от открытого конфликта с силами вытеснения и достигает компромиссной формы проявления вытесненного в реальности. Если невротик выражает свои фантазии симптомами болезни, то человек, обладающий художественным дарованием, прибегает к созданию произведений искусства и, избегая невроза, таким обходным путем возвращается в реальность. Компенсирующая функция искусства становится основной, когда художественное творчество выполняет социальный заказ, или в некое эпатирующее средство, с помощью которого художник стремится выйти за рамки установленных канонов.