Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Строит свою теорию на основе объектных отношений. Самый ранний опыт на первом году жизни – раннее Эго тяготеетк распаду на части: плохая и хорошая часть.

Грудь – не мама, а функция либо удовлетворяющая или не удовлетворяющая (плозхая или хорошая). Так ребенок воспринимает и мать и себя (расщепленно). Пароаноидно-шизоидная позиция свзянана с примитивными защитами: проекция и интроекция.

Ребенок проживает негативные эмоции (голод, холод) как доминирование плохой груди. Если мне плохо, то мир плохой и я тоже плохой. Потому что свою плохость он проецирует в мир (мир становится преследующим и плохим).

Чем ребенок удовлетворен, тем мир ощущает как хороший и себя хорошим.

Параноидношизоидная позиция – значит есть расщепление на хорошее и плохое.

Если младенец чувствует себя плохим, то он чувствует себя не достойным жизни (влечение к смерти по Фрейду). Чтобы выжить и не убивать себя эта плохость должна переместиться на внешний мир – на плохую грудь. Ребенок плохие качества вставляет в объект грудь, она становится преследующей (страх отравления, вторжения и пр).

Расщепление при помощи проекции усиливает восприятие плохости (мир плохой) , мир потом интроецируется и плохие объекты помещаются внутрь - еще больше преследующих элементов. Как замкнутый круг.

В 5 – 6 месяцев должна быть смена позиции – депрессивная позиция. Ребенок начинает понимать, это не плохая и хорошая грудь, а одна и та же мама. Если я уничтожу плохую грудь, то уничтожу и хорошую. Появляется вина – депрессивное чувство. Как я мог злиться на маму, чувство вины. Ребенок сдерживает агрессию и направляет ее на себя из-за чувства вины.

психология самости

Развиваемая Хайнцем Кохутом и его единомышленниками психоаналитическая концепция нарциссизма.

Фундаментальной сущностью человека, согласно теории Самости, является потребность индивида а) в организации психики в связную конфигурацию — Самость; б) в формировании укрепляющих Самость взаимосвязей Я с внешним окружением, пробуждающих и повышающих энергетику и сохраняющих структурную связность и сбалансированность ее элементов.

Понятие Самости как структуры, организующей вокруг себя все многообразие опыта индивида, является для данного направления психологии основополагающим. В этом отчетливо проявляется его сходство с психоанализом. Как и в психоанализе, основным источником информации в психологии Самости является эмпатическое, интроспективное проникновение в субъективный мир человека, достигаемое в процессе переноса. Основным принципом психологии Самости следует считать возможность сопоставления ее важнейших положений с теоретическими построениями смежных научных дисциплин.


 В отличие от классического психоанализа З. Фрейда, в рамках которого основное внимание акцентируется на бессознательных влечениях человека, в психологии Самости Х. Кохута важное внимание уделяется Самости и потребности в объекте Самости. Последние рассматриваются в качестве наиболее существенных факторов мотивации, предопределяющих направленность деятельности человека. Считается, что объекты Самости играют важную роль в поддержании нормального психического состояния человека и сохраняют свое функциональное значение на протяжении всей его жизни. Исходя из этого, цель анализа и терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту не только достигнуть стабильности в установлении отношений с внешними объектами, но и сформировать устойчивое отношение к самому себе, что способствует упрочению Самости и возникновению эмпатии, необходимой для нормальной организации жизнедеятельности. 

Во французской науке большое распространение получил структурный психоанализ Жака Лакана (1901— 1981). Лакан соединяет психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы «бессознательное - это язык», «бессознательное структурировано как язык». Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности.

Тезис Декарта «я мыслю, следовательно, существую», в основе которого лежит идея о полном совпадении субъекта мышления и субъекта существования, он преобразует в другой тезис «я мыслю там, где я не существую», т.е. субъект не есть высказывание, потому что мотивировка речевого высказывания бессознательна. Бессознательное - это речь «Другого», выступающего в роли субъекта. 

Вместо фрейдовской триады "Оно - Я - Сверх-Я" Лакан вводит свою триаду "символическое - воображаемое - реальное", расходясь с Фрейдом в понимании входящих в нее терминов. У Лакана на месте Оно оказывается реальное, роль Я выполняет воображаемое, а функцию сверх-Я - символическое. Как и многие представители неофрейдизма, Лакан освобождает фрейдовский психоанализ от биологизма, подводя под него лингвистическую основу. 


8. Психоаналитические идеи в России в 1920-1930-х гг. (М.В.Вульф, С.Н.Шпильрейн, И.Д.Ермаков,

В.Ф.Шмидт и др.).

После 1917 г. большевистское руководство активно стремилось использовать психоанализ в своих политических и социокультурных целях: с его помощью пла- нировалось сформировать молодое поколение революционеров. Целенаправ- ленный процесс воспитания будущих борцов в свете единственно верного учения Маркса и Ленина предполагалось вести с дошкольного возраста. Концепция ново- го воспитания подразумевала решительный отказ от «буржуазных пережитков», от традиционных моральных ценностей, причем руководство Наркомпроса насто- ятельно рекомендовало начинать процесс коллективного пролетарского воспита- ния детей едва ли не сразу после рождения

Русское психоаналитическое общество (РПСАО) — профессиональная общественная организация.создано в 1922 году инициативной группой ученых и общественных деятелей, среди которыхИДЕрмаков, СНШпильрейн, О. Ю. и ВФШмидт, МВВульф, ГПВейсберг,  Закрыто в 1930 году.

Первым председателем был И. Д. Ермаков, затем — с 1925 года МВВульф, позднее с 1927 — Ю. В. Каннабих. Секретарями Общества были — АРЛурия, позднее — ВФШмидт.
В период своего существования с 1922 по 1930 гг. РПСАО регулярно проводило свои научные иорганизационные заседания, на которых заслушивались доклады членов общества и приглашенныхгостей. Публикация отчетов об этих встречах представлена в «Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse».

Официальной резиденцией РПСАО в 1922—1925 гг. являлся Государственный психоаналитическийинститут. В этом институте членами РПСАО проводились обучающие семинары для студентов, педагогов и врачей. Руководителями семинаров были И. Д. Ермаков, С. Н. Шпильрейн, М. В. Вульф, Б. Д. Фридман.

Под научным руководством РПСАО проводилась исследовательская деятельность в Детском доме-лаборатории «Международная солидарность».

Вера Шмидт – автор «Дневника матери», содержащего уникальное психоаналитическое исследование в области дошкольной педагогики. В.Ф. Шмидт занималась исследованием новых подходов и методов в процессе дошкольного воспитания детей в России, а также психоаналитического метода изучения проблем детства.


В мае 1921 г. при московском Психоневрологическом институте удалось органи- зовать первый в мире психоаналитический Детский дом-лабораторию под руко- водством выдающегося ученого, главы Русского психоаналитического общества И.Д. Ермакова. Главной целью научных исследований в Доме-лаборатории Ерма- ков считал освобождение человеческой личности от социальной ограниченности с помощью психоанализа, для чего требовалось найти новые формы коллективно- го воспитания дошкольников [1]. По мнению ученого, педагог в процессе воспита- ния должен исходить из материала ежедневных наблюдений за детьми, а отнюдь не из теоретических построений.

Дошкольную организацию посещало около 20 детей от года до пяти лет, среди них – Василий Джугашвили, сын И.В. Сталина. Одним из воспитанников Дома-лабо- ратории был и сын Шмидтов Владимир. Воспитательный процесс базировался на концепции свободного воспитания по Л.Н. Толстому и К.Н. Вентцелю, принципах гуманизма, что выражалось в создании атмосферы добра и доверия, в отказе от на- казаний. Педагоги даже не повышали голоса на детей. Поощрялась детская само- стоятельность как необходимое условие развития свободной творческой личности.

Основатели Дома-лаборатории полагали, что воспитание детей следует начи- нать с грудного возраста, что даст возможность развития их потенциальных воз- можностей. Эффективность этого процесса зависит от соблюдения трех важных научно-организационных принципов:

установление диалога между педагогом и ребенком;
развитие ребенка в среде сверстников;
создание благоприятного с педагогической точки зрения окружения [3].

в стране в 1924 г. начались важнейшие трансформации: к власти пришли противники не только фрейдизма, но и психолого-педагогической науки в целом. Один из первых пробных залпов был произведен как раз по Дому-лабора- тории. Цели его работы перестали соответствовать системе ценностей научного сообщества.

В августе 1925 г. Психоаналитический институт и лабораторию «Между- народная солидарность» ликвидировали.

В работе представлено обобщение опыта отечественных психоаналитиков начала XX века (на примере опыта детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (1921-1925 гг.). Отечественный опыт психоаналитического исследования детей необходимо рассматривать как результат коллективного взаимодействия всех участников эксперимента. Наиболее яркими представителями детского психоанализа в России начала ХХ века были И.Д. Ермаков, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн и М.В. Вульф. Они впервые обратились к исследованиям внутреннего психического мира ребенка с позиции понимания глубинных внутренних процессов, которые зарождаются и протекают у ребенка в раннем возрасте. Рассматривали развитие активности ребенка в генетическом ключе, этапы и процесс эволюции и инволюции детского творчества в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Выявили и обосновали культурное значение детских игр, исследовали их психические механизмы, разработали психоаналитическую теорию детской игры с позиции ее культурного значения в жизни ребенка. Представили психологическое исследование символической деятельности ребенка и концепцию знака в психике ребенка; исследовали интимную жизнь детей и психические механизмы ее протекания. Выявили этапы развития речи и мышления ребенка с точки зрения психоанализа, значение аутистической и социальной речи у детей; сформулировали рекомендации для педагогов и воспитателей относительно создания специальной среды, способствующей социализации ребенка. Методы исследования основываются на комплексном применении совокупности исследовательских средств, реализуемых в современной психологической науке и истории психологии. Основная роль в исследовании отведена: 1) методам анализа содержания научных источников; 2) историковедческому анализу; 3) библиографическому анализу; 4) историко-психологическому исследованию; 5) методу обобщения результатов. Новизна исследования заключается в обобщении и уточнении представлений о развитии детского психоанализа в России (на примере результатов исследования и идей первых русских психоаналитиков) как научно-практического направления оказания психологической помощи ребенку.Большинство работ, содержащих ряд принципиальных психоаналитических текстов, раскрывающих исследовательскую деятельность первых русских психоаналитиков, таких как И.Д. Ермакова, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн, М.В. Вульфа и других, до сих пор остаются неопубликованными.


При работе в доме-лаборатории использовался метод свободных ассоциаций для исследования детей, концентрируя внимание главным образом на эмоциональной сфере, исследовались аспекты сексуальности ребенка, разрабатывались новые методические подходы к анализу детского рисунка. Первостепенное внимание уделялось изучению раннего периода детства, то есть времени наиболее сильного проявления инстинктов, лежащих в основе последующего развития ребенка [13]. Характеристику методов и содержания деятельности детского дома И.Д. Ермаков оставил в рукописи «Психоаналитический институт-лаборатория «Международная солидарность». Он определил главную цель дома как разработку методов изучения и воспитания, полноценных в социальном смысле детей. Рассматривая психоанализ как метод освобождения ущербного человека от его социальной ограниченности, Ермаков считал целесообразным искать новые формы воспитания в коллективе и говорил о том, что начинать работу с ребенком необходимо как можно раньше. Особую роль он отводил возрасту от рождения до 14 лет, подчеркивая, что именно данный возраст является наименее изученным и наиболее важным для последующего здорового роста человека, так как характеризуется наиболее сильным проявлением инстинктов, которые лежат в основе последующего развития ребенка. Неправильности в этот период имеют большое значение, и свободное изживание в прегенитальном периоде соматических подкреплений к энергии психического развития предоставляет возможность сильного и самостоятельного роста и аутоэротизации к объекту [7]. По мнению И.Д. Ермакова при наблюдении за ребенком, важно воздержаться от тенденциозных оценок его поведения и переживаний, так как отрицательное и неприличное для взрослого человека не является таковым для ребенка. Путь социального развития, по его мнению, можно представить в виде следующей схемы: любовь к матери - любовь к воспитателю - любовь к другим, и для того, чтобы ребенок мог свободного проявлять самого себя, необходимо создать атмосферу взаимного доверия и уважения, что происходит путем ограничения «принципа удовольствия» «принципом реальности». Автор подчеркивал, что это ограничение должно вестись самим ребенком посредством самостоятельности и свободы не к чувству слабости, несостоятельности, что является основой невротического состояния, а к чувству овладения, сознательного достижения [7]. И.Д. Ермаков придавал большое значение взаимоотношению между воспитателем-руководителем и ребенком, считая его необходимым условием для успешной связи ребенка с реальностью; помогает отказаться от некоторых удовольствий телесного характера, например, анальных, которые приводят к задержке развития, делая ребенка асоциальным. Говоря о важности доверия ребенка к руководительнице, автор отмечал, что исцелению больного от невроза возможно тогда, когда он найдет мужество открыться себе и другому, а уход от действительности и осознанности способствует активизации эгоистических, малоценных и неудовлетворяющих человека процессов, которые ведут к регрессии, фиксациям и невозможности сублимирования [3].