Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретическое аналитико-критическое исследование, как и обзорно- аналитическое, предполагает изучение литературы и хотя бы краткое, реферативное изложение опубликованных данных. Однако его главная цель заключается не в том, чтобы просто представить и описать сделанное, но провести его критический анализ, т.е. выявить и указать недостатки, имеющиеся в проведенных исследованиях, выразить и обосновать сомнения в правильности полученных результатов. В отличие от реферата, в конце которого автор делает обобщенные выводы о том, что известно, в заключение аналитико- критического исследования в обобщенном виде представляются недостатки или критические замечания, высказанные в адрес проведенных исследований и полученных в них результатов.
Следующая разновидность исследования — теоретическое конструктивное — представляет собой такое исследование, в котором автор формулирует собственные теоретические взгляды по обсуждаемому вопросу, раскрывает и аргументирует их, предлагает свой теоретический взгляд по обсуждаемому вопросу. При этом автор разрабатываемой теории сам никаких опытных исследований, направленных на доказательство сформулированных им положений, не проводит. В своем исследовании он может использовать опытные данные, но это будут полученные кем-то данные, уже опубликованные в научной литературе. Теоретическим конструктивным такое исследование называется потому, что в нем сосредоточивается внимание не на обзоре или анализе проведенных исследований, не на их критике, а на поиске позитивного (конструктивного) теоретического решения обсуждаемой проблемы.
Эмпирическое описательное исследование — это опытное исследование, в котором автор сам организует и проводит соответствующие опыты. В них он открывает какие-либо новые факты, проверяет, подтверждает или опровергает какую-либо гипотезу. При изложении результатов такого исследования главное внимание уделяется точной формулировке задач или гипотез, подбору и обоснованию методик эмпирического исследования, а также организации и проведению самого исследования, обработке и интерпретации полученных в нем результатов. Описательным такое исследование называют потому, что в нем ставится задача выявить и описать какие либо новые факты, связи или закономерности.
Эмпирическое объяснительное исследование включает научное объяснение полученных в ходе исследовании результатов, т.е. выяснение их причин, связей и зависимостей.
В науке существуют разного рода объяснения, которые будут подробнее рассмотрены далее. Любое объяснительное исследование, в конечном счете, заключается в том, что одни явления оно сводит к другим или одни явления объясняет через другие явления. Как правило, неизвестное объясняется через известное, и, следовательно, объяснение практически всегда представляет собой сведение неизвестного к уже известному и описание существующих между ними причинно- следственных зависимостей.
Эмпирическим экспериментальным называют такое научное исследование, основу которого составляет научный эксперимент. В нем создается или используется некоторая необычная, уже созданная ситуация, в которой интересующее ученого явление может быть исследовано наилучшим образом.
Научный эксперимент в отличие от других видов научных исследований характеризуют следующие особенности.
1. Тщательное продумывание (планирование) создаваемой в нем экспериментальной ситуации и тщательный анализ данной ситуации, рассчитанный на го, чтобы эта ситуация позволила наилучшим образом изучить интересующее ученого явление, проверить сформулированные им гипотезы.
2. Точная формулировка соответствующих гипотез, их определение таким образом, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к научным гипотезам, были принципиально проверяемыми и не содержали в себе противоречий.
3. Безупречная, заранее продуманная логика организации и проведения исследования, а также доказательства проверяемых в нем гипотез.
4. Наличие и точное определение независимых и зависимых переменных. Независимыми переменными называются факторы, которые произвольно меняются в ходе эксперимента, оказывают влияние на изучаемое в нем явление, выступают в качестве его вероятных причин. Зависимыми называют факторы, которые испытывают на себе воздействие вариаций независимых переменных, выступают в качестве ожидаемых следствий или того, что подлежит объяснению в соответствующем эксперименте. Если в эксперименте проверяется причинно-следственная связь между изучаемыми явлениями, то предполагаемые причины будут выступать в роли независимых переменных, а ожидаемые следствия — в роли зависимых переменных.
Иногда в эксперименте проверяется не причинно-следственная, а только функциональная зависимость или закономерная двухсторонняя связь, существующая
между изучаемыми явлениями. В этом случае в эксперименте, соответственно, не
будет независимых и зависимых переменных величин.
5. Заранее продуманная процедура экспериментального варьирования значений независимых переменных и определения их влияния на зависимые переменные.
6. Адекватный подбор заранее проверенных на валидность и надежность психодиагностических методик, с помощью которых можно было бы точно оценить значения независимых и зависимых переменных.
7. Эффективные меры контроля того, что происходит во время эксперимента, в частности факторов, которые могут оказывать влияние на его результаты.
8. Тщательный подбор экспериментальной и контрольных групп испытуемых.
9. Обеспечение статистической репрезентативности выборки испытуемых.
10. Выбор методов математико-статистической обработки полученных результатов, которые позволили бы подтвердить наличие или отсутствие проверяемых в эксперименте зависимостей или различий.
Описанные выше разновидности научных психологических исследований в чистом виде встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще имеет место сочетание нескольких видов исследований в одном и том же научном исследовании. Например, обзорно-аналитическое исследование может сочетаться с аналитико-критическим исследованием; теоретическое конструктивное исследование может предваряться обзорно-аналитическим и критическим исследованиями, вместе взятыми. Теоретические исследования в целом также могут сочетаться с опытными или эмпирическими исследованиями и т.д.
8.Основные качественные методы психологических исследований (обзорно-аналитический, обобщающий, критический, сравнительный, систематизирующий, методы историкопсихологического исследования).
Под качественным исследованием в психологии понимают «любой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическими или неколичественными способами»1.
«Это особый способ сбора, обработки, анализа и представ- ления данных: данные, полученные путем наблюдения, интервью, использования проективных методов и др., анализируются не математически, а путем применения различных техник анали- тической интерпретации заложенного в них смысла; стиль пред- ставления результатов достаточно свободный, жанр — интерпретация, размышление или теоретизирование об определенном психологическом феномене»2.
Цель качественного исследования — раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то ас- пект собственной жизнедеятельности.
Характеристики качественного исследования , определяющие взаимодействие исследователя и исследуемого, основаны на принципах открытости (отсутствие априорных представлений о предмете исследования), нимание научного знания как результата коммуникации), коммуникативности (понимание нестабильности, изменчивости предмета исследования) и тщательном анализе взаимодействия исследователя и исследуемого, (интерпретация данных и значений с учетом контекста), (осмысление субъективного знания исследователя, его ожиданий и представлений о научный результат), требующей использовать названные принципы, следуя специфике исследовательского предмета, процессуальности , рефлексивности эксплицированности
Качественные исследования, в отличие от количественных, связаны с гораздо более открытым характером исследования (особенно на начальном этапе) и предполагают формулировку проблемы и первоначальных гипотез лишь в очень общем виде с последующей их конкретизацией в процессе исследования3. В качественном исследовании отсутствует четкое разграничение этапов исследования, сбор данных и анализ происходят одновре- менно, при этом анализ носит циклический (или спиралевидный) характер: для теоретических построений исследователь постоян- но возвращается к исходным эмпирическим данным, делает обобщения и вновь проверяет свои гипотезы путем обращения к исходному материалу.
Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:
-обзорно-аналитический;
-критический;
-конструктивный.
Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений.
Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке подвергается критическому анализу с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.
Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.
Выделяют следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования:
-методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы): структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический;
-методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического):категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности;
-метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ;
-метод библиометрического анализа, тематический анализ;
-метод источниковедческого анализа;
-биографический метод;
-метод интервью.
Сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
Систематизирующий метод - исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа.