Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «парадигма». Психология как мультипарадигмальная наука.

Парадигмы, т.е. некие общие представления об устройстве мира и человека. Парадигма (от греч. — пример, образец) — это теория, принятая науч­ным сообществом за общий образец решения исследовательских задач. В философию науки понятие парадигмы ввел Бергман для характеристики нормативности методологии. Однако это понятие широкое распространение приобре­ло благодаря прежде всего Т. Куну.

Кун (1975) обозначил термином «парадигма» общие концептуальные взгляды на мир. Имеются в виду не любые теории, — только те из них, которые подтверждаются результатами классических экспериментов и получены заслужившими доверие методами, — общие теории, получившие признание и служащие образцом для исследований по разнообразной конкретной проблематике. Парадигмы определяют содержание конкретных научных идей, область и предмет научных исследований. Парадигма есть общая модель (образец), ориентируясь на которую возникают и развиваются конкретные (частные) научные теории.

Примерами общих парадигм для психологической науки могут служить естественнонаучная и культурно-историческая парадигмы. В рамках естественнонаучной парадигмы человек рассматривается неотъемлемой частью мироздания. В свою очередь это предполагает, что методы естественных наук (которые изучают мироздание) используются также при изучении психики и поведения человека. Культурно–историческая парадигма, напротив, подчеркивает своеобразие человека как социального существа, человеческого общества и мира искусственных предметов, созданных человеком (человеческой культуры).

Возможно несколько парадигм, претендующих на общее понимание одной и той же области познания, оказываются несовместимыми друг с другом. Особенно это хорошо заметно в тех областях, которые изучают и психология, и пограничные с ней другие науки. Здесь наиболее остры противоречия между психологической и непсихологическими парадигмами. Например, «физиологическая» и «психологическая» парадигмы сосуществуют в психофизиологии. Первая парадигма определяет развитие физиологической психологии, вторая — психологической физиологии

В современных отечественных методологических работах состояние психологической науки оценивается и как допарадигмальное (единая парадигма еще не выработана), и как мультипарадигмальное. Последнее предполагает принципиальную множественность психологических концепций в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках какого-то одного объяснительного принципа. Но понятие кризиса продолжает использоваться, поскольку за ним стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. При этом трудно подытожить перечень всех возможных парадигм, сложившихся в психологии.


В методологии науки парадигма определяется как совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Кун (1975) обозначил термином «парадигма» общие концептуальные взгляды на мир.

В начале ХХ в. в мировой психологической науке возник «методологический кризис», результатом которого стало возникновение психологии как мультипарадигмальной науки, в рамках которой действуют несколько авторитетных направлений и течений, по-разному понимающих предмет психологии, ее методы и научные задачи.

Мы рассмотрим три наиболее важные парадигмы: естественно-научную, гуманитарную и практическую.

Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания и ценность новизны. Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом.Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность (бихевиоризм).

Гуманитарная, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной жизни человека. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. В основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней.

6.Критерии выделения отраслей психологии и видов психологических практик.


Основные классификации отраслей психологии:

1. По цели деятельности (получение и применение нового знания) выделяют: фундаментальные и прикладные отрасли.

Фундаментальные отрасли психологии = основная система психологи- ческих явлений, методов, законов и исследований; они имеют общее значение для понимания и объяснения поведения всех людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются (общая, социальгная психологи и др)

Прикладные отрасли психологии = направления исследований, предме- том которых выступают психика и поведение человека в различных видах дея- тельности.

2. По характеристике предметной области А. В. Петровский выделяет три группы отраслей психологии:

1) изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (психология труда, педагогическая психология, медицинская пси- хология, юридическая психология, военная психология, психология спорта и торговли);

2) исследующие психологические проблемы развития психики (возрастная психология, психология аномального развития, патопсихология, сравнительная психология);

3) изучающие психологические стороны отношений личности и общества (социальная психология).

3. По критерию «уровни психологической организации человека» (инди- вид  субъект деятельности  личность) выделяют следующие группы (Ана- ньев Б. Г., 2001):

1) для индивидного уровня: общая, дифференциальная, возрастная психо- логии, психофизиология, онтопсихофизиология;

2) для субъектного уровня: общая и генетическая психологии, психология познания, творчества, труда, инженерная психология;

3) для личностного уровня: общая, дифференциальная, сравнительная пси- хологии, психология отношений, психолингвистика, социальная психология, психологическое учение о мотивации.

4. По критерию научного направления отраслей психологии (Каранда- шев В. Н., 2012): психоаналитические, бихевиористские, гуманистические. Од- нако эта классификация скорее позволяет дифференцировать системы научных взглядов, нежели направления научных и прикладных исследований.

5. По сферам деятельности: психология труда, политическая, экономиче- ская, социальная, спортивная, медицинская, педагогическая, юридическая пси- хология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и другие;


6. По объекту: психология животных (зоопсихология), психология чело- века (антропологическая психология).

7. По показателям пентабазиса2 (Ганзен В. А., 1984)

8. По предмету исследования: психология развития, психология творче- ства, психология личности, психология деятельности, психология антропологи- ческая.

9. По критерию исторического становления:

Под влиянием Ч. Дарвина возникла детская психология как отдельная от- расль психологии, которая впоследствии была включена в психологию развития. Аналогичная ситуация произошла с возрастной психологией.

10. По критерию «новизны»: психология профессионального образования, социальная психология детства, экономическая психология, психология доверия (предмет исследования – «дефицит доверия»), психология менеджмента, психо- логия маркетинга, киберпсихология и т.д.

11. По интенсивности развития (массиву эмпирических фактов): психология личности, организационная психология, психология здоровья.

12. По критерию связей психологии с другими науками: психофизиология, нейропсихология, математическая психология и т.д.

13. По критерию стандартизации в рамках профессионального сообщества. 14. По критерию стандартизации на государственном (мировом) уровне:

– общероссийский и международный классификатор – Универсальная де- сятичная классификация (УДК):

159.9 Психология
316.6 Социальное поведение. Социальная психология
612.8 Нервная система. Органы чувств и др.

Структура психологической практики.

Предмет психологической практики = индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психо- логии) (Карандашев В. Н., 2012).

Цель психологической практики: трансформация психики личности (в другой системе координат).

7.Виды научных исследований, проводимых в психологии, их организация и назначение.

Существуют два основных вида научных исследований — теоретические и эмпирические (опытные). Теоретическим называют такое исследование, в котором ученый ставит и решает одну из следующих задач.


Нахождение точного определения научных понятий и, соответственно, связанных с ними психологических явлений.

Построение и обоснование классификации психологических явлений.

Формулирование и доказательство предположений (гипотез) путем умственных рассуждений.

Разработка и обоснование научных теорий, объясняющих ту или иную группу явлений.

Все исследования теоретического типа объединяет то, что, организуя и проводя такие исследования, ученый имеет дело с уже известными теоретическими положениями, утверждениями, фактами и законами, открытыми кем-либо и опубликованными в научной литературе, т.е. с уже готовыми знаниями, представленными или на уровне теории, или на уровне фактов. Действуя с ними по законам логики, ученый из одних знаний (фактов, законов и т.п.) путем рассуждений выводит новые знания (факты, законы и пр.). Однако сам он непосредственно добыванием этих знаний или установлением соответствующих фактов эмпирическим, опытным путем не занимается.

Эмпирическими называются такие исследования, в которых ученый- психолог непосредственно занимается опытным добыванием соответствующих знаний и фактов. В данном случае он пользуется, соответственно, эмпирическими методами исследования, и с их помощью получает нужные ему знания, изучая опытным путем окружающий его мир.

Исследования эмпирического плана решают следующие основные задачи.

1. Опытное доказательство существования какого-либо явления и его описание.

2. Опытная проверка гипотез о связях и отношениях, существующих между теми или иными явлениями.

3. Опытное формирование или изменение какого-либо явления (проверка гипотез о возможности сто формирования или изменения опытным путем).

В свою очередь, теоретические и эмпирические исследования, проводимые в психологии, могут иметь несколько разновидностей. Эти разновидности являются следующими.

1. Теоретическое обзорно-аналитическое исследование.

2. Теоретическое аналитико-критическое исследование.

3. Теоретическое конструктивное исследование.

4. Эмпирическое описательное исследование.

5. Эмпирическое объяснительное исследование.

6. Эмпирическое экспериментальное исследование.

Теоретическое обзорно-аналитическое исследование — это разновидность теоретического исследования, предполагающего проведение обзора и анализа результатов, полученных другими учеными, по уже опубликованным литературным источникам. Цель такого исследования состоит в том, чтобы представить более или менее полную картину известного, получить сведения о том, что уже сделано в той или иной области научных знаний, систематизировать известное и определить неизвестное, в частности сформулировать проблемы или вопросы, которые требуют дальнейшего изучения. Подобное исследование иногда называют реферативным, поскольку форма, в котором оно представляется, именуется обзором литературы или рефератом. В научных трудах подобного рода, как правило, проведенные исследования не критикуются, и не предлагается ничего взамен. В обзоре литературы или, соответственно, реферате в позитивном ключе представляется, в систематизированном виде излагается то, что известно по тому или иному вопросу.