Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К ним относятся:

-наличие лицензии на эксплуатацию объекта;

-обеспечение проведения, подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

-иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном объекте;

-обеспечить наличие и работу приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;

-обеспечить выполнение требований безопасности к хранению опасных веществ;

-вести учет аварий и инцидентов на объекте;

-приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

-принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на объекте;

-своевременно информировать в установленном порядке надзорные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного само-управления и население об аварии на опасном производственном объекте.

К пакету законодательных, нормативно-правовых актов, постановлений и решений Правительства по обеспечению экологического, радиационного благополучия населения, предупреждению техногенных опасностей относятся в прямом и косвенном отношении:

Законы:

-О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

-Об охране окружающей среды;

-О радиационной безопасности населения;

-Об использовании атомной энергии;

-О защите прав потребителей;

-О праве на информацию;

-Об информации; информатизации и защите информации.

Постановления Правительства Российской Федерации:

-от 5 декабря 1991 г.№ 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";

-от 14 марта 1997 г. №306 "О правилах принятия решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения".

Распоряжения Правительства Российской Федерации:

-от 15 ноября 1991 г. № 1149р "О создании Государственного регистра мест захоронения радиоактивных отходов";

-от 22 июля 1992 г. № 505 "О порядке инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации".


Нормы, критерии, рекомендации:

-временные критерии для принятия решений и организации контроля.

-основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений,

-нормы радиационной безопасности (НРБ-99).

Рекомендации по нормализации радиационно-экологической обстановки на объектах нефтегазодобычи, топливно-энергетического комплекса России и т.д..

Закон принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года и одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года, с дополнениями 2007 и .2011 гг.

Федеральный закон Российской Федерации
«О техническом регулировании» содержит Общие положения основные понятия и технический регламент.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

-разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

-разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

-оценке соответствия.

Действие закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты.

Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.



Мероприятия по снижению риска возникновения ЧС:

-мониторинг и прогноз аварийных и катастрофических ситуаций;

-идентификация источников опасности;

-оценка состояния сложных технических и природных систем;

-оценка инженерных и технических мер по повышению надежности;

-учет человеческого фактора и профессиональная подготовка специалистов, управленцев на особо опасных объектах.

В сценарном анализе «риск» отличают от «угрозы».

Угроза - это неисследованное негативное событие, которое некоторые аналитики неспособны оценить при оценке риска, потому что это событие никогда не происходило, и для которого не доступна никакая информация об эффективных профилактических мерах (шаги, предпринимаемые, чтобы уменьшить вероятность или воздействие возможного будущего события).

Это различие иллюстрируется предупредительным принципом, который стремится уменьшить угрозу, требуя от неё быть сведённой к набору хорошо-определённых рисков, чтобы только затем перейти к действиям, проектам, новшествам или экспериментам.

Примеры угрозы:

-природные катастрофы: землетрясение; наводнение; цунами; извержение вулкана; лесные пожары.

-антропогенные катастрофы: ядерная угроза; экологическая угроза.

В основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь), или вероятность получить результат, отличный от ожидаемого (риск убытков, риск сверхприбыли).

Риск - это неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении.

В финансовых кругах риск - понятие, имеющее отношение к человеческим ожиданиям наступления событий.

Обозначает потенциально нежелательное воздействие на актив или его характеристики, которое может явиться результатом некоторого прошлого, настоящего или будущего события.

В обыденном использовании, риск часто используется синонимично с вероятностью потери или угрозы.

Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека.

Существующие нормативы безопасности делятся на две большие группы:

-предельно допустимые концентрации (ПДК), характеризующие безопасное содержание вредных веществ химической и биологической природы в воздухе рабочей зоны,

-предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия различных опасных и вредных производственных факторов физической природы (шум, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д.).


По особому нормируются психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. Они могут быть охарактеризованы параметрами трудовых (рабочих) нагрузок и (или) показателями воздействия этих нагрузок для человека.

Динамический риск - это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни.

Изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.

Например, риски изменения вкусов потребителей, реализация которых порождает потери фирмы вследствие сокращения объема продаж.

Динамические риски затрагивают большое количество экономических агентов, предсказать их трудно, так как они возникают нерегулярно.

Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.).

Относительный риск - в долях единицы или в процентах.

Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной - суммой убытков и потерь (относительной величиной - степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или не достижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены.

Превентивные меры

Превентивные меры - предупреждающие, предохранительные действия:

-в страховании - мероприятия для снижения риска в имущественном страховании.

-меры предупредительного характера в ситуации снижения рисков, их влияние на результаты хозяйственной деятельности;

-коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН" направленные на предупреждение угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (в ст. 2,5 и ст. 50).

Из положений этих статей вытекает, что предусмотренные в гл. VII Устава действия в случаях угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии могут применяться как П.м., так и принудительные.

В Уставе указано два типа превентивных мер:

-меры, не связанные с использованием вооруженных сил (они перечислены в ст. 41: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, а так же разрыв дипломатических отношений),

-меры с применением вооруженных сип государств - членов ООН.

Решения о таких мерах принимаются только Советом Безопасности ООН на основе принципа единогласия.

Их цель - поддержание мира.


К превентивным действиям вооруженными силами членов ООН относятся упомянутые в ст. 42 Устава демонстрации, те. действия, демонстрирующие военную мощь.

Они могут включать перемещение войск к границам или берегам государства, угрожающего агрессией, ввод войск и размещение их на территории государства, которому угрожают агрессией, занятие коммуникационных путей и т.п.

Совет Безопасности может поручить объединенным вооруженным силам государств - членов ООН и другие превентивные функции, если это будет диктоваться целями поддержания международного мира и безопасности.

В международном праве коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН призваны предупредить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

Превентивные меры защиты от ЧС - это предпринимаемые заблаговременно меры по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий, по прогнозу времени и места возникновения опасных природных и техногенных явлений, как правило, на основе прогноза их частоты (или вероятности за заданный интервал времени) на определенной территории.

Превентивные меры защиты можно классифицировать по цели, уровню принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам.

Превентивные меры защиты от ЧС по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматривают:

-исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;

-снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).

По уровню принимаемых решений превентивные меры защиты делятся на:

-меры, предпринимаемые на государственном уровне (механизмы государственного регулирования безопасности, нормативно-правовое регулирование взаимоотношений различных субъектов в области безопасности, принятие решений на освоение новых территорий или отселение, принятие схем районирования территорий по повторяемости и силе опасных природных явлений, принятие строительных норм и правил, регламентирующих стойкость различных объектов по отношению к различным негативным факторам, организация аварийно-спасательных служб, формирование федеральных финансовых и материально-технических резервов, разработка планов взаимодействия для создания необходимых группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ);

-меры, предпринимаемые на региональном уровне (нормативно-правовое регулирование безопасности на региональном уровне, формирование региональных финансовых и материально-технических резервов, обучение населения, проведение инженерно-технических мероприятий защиты, строительство сооружений инженерной защиты, создание региональных группировок сил спасения, разработка систем мониторинга опасных природных явлений и оповещения об их приближении, разработка и реализация планов мероприятий по смягчению последствий стихийных бедствий и их ликвидации, проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ);