Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задания


1.В соответствии со схемой рис. 1. приведите примеры и охарактеризуйте типы техногенных ЧС.

Рис. 1. Классификация техногенных ЧС.
2.Приведите пример и охарактеризуйте процедура проведения анализа риска (Рис. 2).



Рис. 2. Структура анализа риска.
3. Приведите пример и охарактеризуйте области риска (Рис. 3).

Рис. 3. Области риска.
4.Охарактеризуйте превентивные меры защиты (Рис. 4).


Рис. 4. Классификация превентивных мер защиты по цели.

Тема. 5. Безопасность труда. Возмещение ущерба.



Характерной особенностью современного периода развития России является возрастание роли государства в процессах обеспечения безопасности различных сфер жизнедеятельности российского общества.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является важнейшей государственной задачей. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать прав и свобод других граждан».

Права человека на жизнь и здоровье относятся к основным правам человека и охраняются Конституцией. Отсюда следует, что задача реализации данных прав - государственная задача.

Сфера государственной деятельности, целью которой является реализация прав людей на жизнь и здоровье в процессе труда, называется охраной труда.

Для обеспечения охраны труда в России государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.

Деятельность по охране труда базируется на нормативных правовых основах, представляющих собой совокупность норм права, регулирующих отношения между работодателями и работниками в сфере охраны труда.


1. Основные понятия и определения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Для рассмотрения настоящей темы необходимо дать определение понятий охрана труда и трудовые отношения, которые изложены в Трудовом кодексе Российской Федерации:

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Государственные нормативные требования охраны труда – положения, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, которыми устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения:

Правовые вопросы безопасности труда обеспечивает Конституция страны, которая гарантирует права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, при полной или частичной нетрудоспособности. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о труде», которые пересматривались в 1990 г. Во многих статьях этого документа отражены вопросы создания безопасных условий труда: режимы труда и отдыха при проведении различных работ, гарантии и компенсации для трудящихся во вредных условиях, особенности использования труда женщин и молодежи, компенсации в связи с несчастными случаями, контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и ряд других.



С 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которые устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В действующий в настоящее время Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 5 октября 2015 года) (Вид документа: Кодекс РФ от 12/30/2001 N 197-ФЗ Федеральный закон от 12/30/2001 N 197-ФЗ. Принявший орган: Государственная Дума. Статус: Действующий) включены основные требования, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда.

В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение термина «охрана труда». Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

В ст. 3 «Основ законодательства...» также указывается, что главной задачей государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Указывается также, что каждый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда (ст. 7). В «Основах законодательства РФ об охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопросы обучения и инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о финансировании указанных мероприятий и фондах охраны труда. Кроме того, в ряде статей этого документа представлены сведения об ответственности предприятий и работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, указано, как должны осуществляться надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, а также рассмотрен ряд других моментов.


Охрана труда является составной частью Трудового законодательства и на неё естественным образом распространяются общие принципы правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации.

Регулирование самих же трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

-Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

-Нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

-указами Президента Российской Федерации;

-постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

-нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

2. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Изложение основных направлений государственной политики в области охраны труда содержится в ст. 210 Трудового кодекса РФ. Главное из них – обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Жизнь и здоровье людей важнее прибыли!

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

-государственное управление охраной труда;

-государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;


-государственная экспертиза условий труда;

-установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

-содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

-профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

-расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

-координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

-распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

-участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

-подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

-организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

-обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

-международное сотрудничество в области охраны труда;

-проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.