Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При напряжении, превышающем 1000 В, лица, оказывающие помощь, должны работать в диэлектрических перчатках и обуви и оттягивать пострадавшего от провода специальными инструментами, предназначенными для данного напряжения (штангой или клещами). Рекомендуется также накоротко замкнуть все провода линии электропередачи, набросив на них соединенный с землей провод.
После освобождения пострадавшего от воздействия электрического тока ему оказывают доврачебную медицинскую помощь. Если получивший электротравму находится в сознании, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение. Если человек потерял сознание, но дыхание и работа сердца сохранились, пострадавшего укладывают на мягкую подстилку, расстегивают пояс и одежду, обеспечивая тем самым приток свежего воздуха, и дают нюхать нашатырный спирт, обрызгивают лицо холодной водой, растирают и согревают тело.
При редком и судорожном, а также ухудшающемся дыхании пострадавшему делают искусственное дыхание. При отсутствии признаков жизни искусственное дыхание сочетают с наружным массажем сердца.
Измерения уровня тока, напряжения, сопротивления, мощности и других параметров сети, осуществляемые с целью обеспечения безопасности работающих на электроустановках, проводят с использованием обычных амперметров, вольтметров, омметров, ваттметров и других приборов. Конструкции, принципы работы, области применения и методики измерений соответствующих электрических величин рассматриваются в курсах физики и электротехники.
Типы инструктажей на рабочем месте
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ перед допуском к работе. Этот вид инструктажа должен сопровождаться показом безопасных приемов работ.
Повторный инструктаж на рабочем месте проводят с работниками независимо от их квалификации, стажа и оплаты работы не реже чем раз в шесть месяцев. Цель этого инструктажа – восстановить в памяти рабочего инструкции по охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики предприятия.
Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводят в случае изменения правил по охране труда, технологического процесса, нарушения работниками правил техники безопасности, при несчастном случае, при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, – более чем на 30 календарных дней, для остальных работ – 60 дней.
Текущий инструктаж проводят для работников, которым оформляют наряд-допуск на определенные виды работ.
Результаты всех видов инструктажа заносят в специальные журналы. За нарушение всех видов законодательства по безопасности предусматривается следующая ответственность:
-дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вышестоящее административное лицо (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность на определенный срок или понижение в должности, увольнение);
-административная (подвергаются работники административно-управленческого аппарата; выражается в виде предупреждения, общественного порицания или штрафа);
-уголовная (за нарушения, повлекшие за собой несчастные случаи или другие тяжелые последствия);
-материальная, которую в соответствии с действующим законодательством несет предприятие в целом (штрафы, выплаты потерпевшим в результате несчастных случаев и др.) или виновные должностные лица этого предприятия.
Возмещение вреда и ущерба
Согласно Конституции РФ осуществление прав и свобод человека (в частности, занятие предпринимательской и иной экономической деятельностью) не должно нарушать права и свободы других лиц. Аварии и катастрофы на объектах промышленности наносят значительный вред жизни и здоровью населения, проживающего вокруг этих объектов. Вместе с тем наносится или может быть нанесен серьезный экономический ущерб как физическим, так и юридическим лицам, а также природной среде. Огромный ущерб наносят стихийные бедствия, происходящие в зонах возможных опасных природных явлений. Различные технические и организационные меры снижают риски ЧС, но не могут их исключить. С целью создания механизмов защиты от возможных ЧС в России в 1997 г. принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Он определяет правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий, обеспечение готовности к ним эксплуатирующих организаций. Одним из механизмов смягчения последствий ЧС является возмещение экономического и иного ущерба пострадавшим.
Механизмы возмещения вреда физическим лицам можно разделить на две группы (рис. 1):
-возмещение наступившего материального, экономического и морального ущербов, ущерба для жизни и здоровья;
-социально-экономические компенсации конкретным лицам за имеющие место дополнительные факторы риска для их жизни и здоровья во время или после выполнения ими определенных социально значимых обязанностей.
Способы возмещения наступившего ущерба:
-безусловное возмещение ущерба причинителем вреда по иску пострадавшего или частичное возмещение ущерба государством (например, в случае стихийного бедствия) в форме оказания материальной помощи из специально создаваемых фондов;
-условное возмещение ущерба из страховых фондов при условии страхования.
Как оценка, так и возмещение вреда пострадавшим может осуществляться в натуре или в стоимостном выражении.
Основными экономическими и организационными механизмами возмещения (компенсации) материального и экономического ущербов в ЧС являются следующие:
1) создание резерва непредвиденных расходов на отдельном объекте экономики (объектный фонд), который решает проблемы возмещения ущерба самому объекту и третьим лицам в тех случаях, когда ущерб невелик;
2) последствия от более редких событий, но с более высоким ущербом могут компенсироваться за счет коллективных фондов, которые образуются по принципу отраслевой (энергетика, нефтехимия, авиация и т.д.) или территориальной (региональные экологические фонды и фонды ЧС) принадлежности. Данные фонды формируются из отчислений предприятий - потенциальных источников риска. Однако объектные и коллективные фонды не эффективны с экономической точки зрения;
3) промежуточное положение между коллективными фондами и страхованием занимают общества взаимного страхования, образуемые по отраслевому или территориальному принципу аналогично коллективным фондам, однако механизм их функционирования принципиально другой. Принцип формирования фондов таких обществ близок к страхованию, но не имеет цели получения прибыли от использования средств фонда;
4) страховой способ возмещения ущерба, основанный на перераспределении взносов от многих застрахованных объектов для возмещения ущерба, который реализуется случайным образом и только у небольшого числа объектов. Страхование может успешно решать проблемы возмещения ущерба во многих его проявлениях (страхование собственности, ответственности, жизни и здоровья, финансовых рисков, инвестиций и пр.), существенно увеличивая размеры компенсируемого ущерба;
5) в случае, когда размеры ущерба превосходят возможности объектных, коллективных фондов и пределы страхового возмещения, остаток ущерба может быть компенсирован с использованием механизма ретроактивной коллективной компенсации. Этот способ имеет отношение, прежде всего, к возмещению ущерба у третьих лиц. Ретроактивное возмещение не использует специально создаваемых фондов, а имеет договорную основу между потенциально опасными объектами. При превышении ущербом некоторой величины его остаток равномерно распределяется между всеми участниками договора. Доля участия каждого объекта определяется числом объектов, размером возмещаемого ущерба, но обычно не превосходит некоторого предельного значения. Данный механизм используется в системе ядерного страхования США и ФРГ;
6) события с катастрофическими последствиями обычно приводят к ущербам, возмещение которых невозможно без привлечения централизованных фондов, включая резервы федерального бюджета, например, стихийные бедствия или крупные техногенные катастрофы. Так, атомное право ограничивает ответственность эксплуатирующих организаций и, следовательно, страховых компаний определенным пределом. Поэтому при тяжелых авариях возмещать ущерб дополнительно к страховым компаниям будет и государство. Постепенно по мере накопления страховых фондов пределы ответственности эксплуатирующих организаций будут возрастать.
Перечисленные механизмы возмещения не являются абсолютно независимыми, поэтому можно говорить о системе возмещения экономического ущерба. Структура и свойства такой системы существенно зависят от свойств объектов риска и внешней организационно-экономической среды. Мировой опыт показывает, что компенсация ущерба от ЧС основана на соответствующих законодательных актах и сочетании различных экономических механизмов. Эффективным является взаимодействие государственных и рыночных (коммерческих) механизмов снижения чрезвычайности последствий аварий и катастроф. Задача выбора рационального механизма возмещения ущерба формулируется следующим образом: найти такую структуру системы возмещения экономического ущерба и параметры связи, которые бы максимально повышали экономическую устойчивость объектов экономики и были экономически приемлемы для всех уровней системы.
Механизмы возмещения ущерба строятся на следующих принципах.
1) Перераспределения риска, осуществляемого в рамках страхования между страхователями и страховыми и перестраховочными компаниями. Принцип перераспределения риска может использоваться не только в страховании, но и расширен на другие механизмы возмещения.
2) Организационный – в зависимости от вида техногенного или природного риска (вид функции распределения ущерба, наличие отдаленных последствий и др.) возможно сочетание различных механизмов возмещения.
3) Территориальный – кроме перераспределения риска между различными механизмами возмещения, целесообразно также его перераспределение между субъектами федерации и федеральными структурами. Схема возмещения должна быть основана на законодательном закреплении максимальных размеров ущерба, возмещаемого за счет регионов, сверх которого возмещение осуществляется из федерального бюджета.
4) Принцип совместного долевого участия. Пределы ответственности регионов должны определяться уровнями техногенной и природной безопасности, социально-экономического развития региона и другими факторами. Такое перераспределение пределов ответственности для централизованных способов возмещения ущерба прежде всего должно относиться к жизни и здоровью людей, а также государственному имуществу. Пределы ответственности могут устанавливаться на основе критериев классификации ЧС по степени тяжести последствий.
Кроме общегосударственной целесообразно также создание региональных систем возмещения ущербов, включающих различные компенсационные механизмы, например, экологические внебюджетные фонды (областной и местные).
Социально-экономические компенсации за дополнительные факторы риска.
Социально-экономические компенсации должны быть предусмотрены не только в случае наступления ущерба для жизни человека (возмещение семье причиненного вреда в стоимостном выражении), но и в случае его возможного наступления:
-в процессе деятельности, связанной с риском для жизни;
-после выполнения некоторой миссии, связанной с вредным воздействием на организм (например, вследствие стохастических эффектов облучения, состоящих в возможной с некоторой вероятностью, зависящей от дозы облучения, отложенной смерти в течение последующей жизни из-за радиационно-индуцированного рака).
Рассмотрим подход к определению компенсаций, основанный на известной цене жизни. Пусть в выражении для цены жизни величина единовременного пособия S0 семье участника операции в случае смерти по причине выполнения профессиональных обязанностей установлена исходя, например, из необходимости обеспечения достойного существования семье погибшего в операции в течение некоторого времени адаптации к новым условиям существования, например, трех лет. Тогда получим соотношение для расчета вознаграждения за участие в опасной операции: