Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-меры, предпринимаемые на региональном уровне (нормативно-правовое регулирование безопасности на региональном уровне, формирование региональных финансовых и материально-технических резервов, обучение населения, проведение инженерно-технических мероприятий защиты, строительство сооружений инженерной защиты, создание региональных группировок сил спасения, разработка систем мониторинга опасных природных явлений и оповещения об их приближении, разработка и реализация планов мероприятий по смягчению последствий стихийных бедствий и их ликвидации, проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ);
-меры, предпринимаемые на коллективном уровне (воздействие на органы законодательной и исполнительной власти в соответствии с восприятием различными социальными группами природных и техногенных рисков);
-меры, предпринимаемые на индивидуальном уровне (приобретение знаний, принятие решения на заселение или отселение).
Превентивные меры защиты по факторам риска ЧС делятся на следующие группы:
-меры по снижению опасности территории (срабатывание селевых озер, провоцирование землетрясений, вывод из эксплуатации, перепрофилирование или утилизация потенциально опасных объектов, предупреждение аварийных ситуаций, например, снижение аварийности на транспорте, борьба с преступностью и терроризмом);
-меры по снижению угрозы для населения и объектов техносферы (рациональное размещение ТКНХ на основе инженерно-геологического районирования территории по опасности; рациональный выбор площадок для потенциально опасных объектов; установление санитарно-защитных зон; отселение людей из неблагоприятных для проживания (загрязненных) зон; ограничение времени работы с источниками негативных факторов и др.);
-меры по снижению уязвимости объектов, которые делятся на меры по а) повышению защищенности, б) повышению стойкости;
-меры по повышению эффективности систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию;
-меры по снижению ущерба от ЧС (снижение потенциала опасности на объекте, заблаговременная организация аварийно-спасательных и других неотложных работ).
В интересах защиты населения проводится зонирование территории страны по видам и степеням возможных опасностей. Для каждой зоны разрабатываются типовые варианты защиты.
Превентивные меры по смягчению последствий ЧС предусматривают:
-поддержание в готовности аварийно-спасательных формирований
, создание аварийно-спасательных средств;
-создание запасов материальных средств;
-подготовку эвакуационных мероприятий;
-организацию системы первоочередного жизнеобеспечения;
-обеспечение населения средствами защиты.
Превентивные меры защиты населения и территорий от ЧС природного характера. Население осваивает новые, в том числе опасные, районы в стремлении к новым ресурсам и высотам социально-экономического развития; приспосабливается к имеющимся опасностям на данной территории ввиду экономических преимуществ проживания на ней. Приспособление означает деятельность людей по уменьшению негативных последствий от опасных природных явлений. Процесс адаптации к риску включает в себя конкретное восприятие риска той или иной группой населения, использование имеющихся технологий реагирования на проявления риска в данных условиях проживания людей и адаптацию общества к проявлениям риска при различных экономических альтернативах.
Условия осуществления превентивных мер защиты
Критериями обоснования превентивных мер защиты являются следующие.
1) Критерий экономической обоснованности
W – С > 0.
2) Критерий временной реализуемости
tреал < tупр,.
т.е. время на реализацию мер защиты tреалдолжно быть меньше времени упреждения tупр, обеспечиваемого системами предупреждения об угрозе. В противном случае при выполнении первого условия меры защиты реализуются возможно раньше.
3) Критерий достаточности: объем принимаемых мер защиты должен обеспечивать уровень безопасности, удовлетворяющий условию
Q0(t) (Q0(t))п,
где (Q0(t))п- приемлемый уровень риска (индивидуальной вероятности смерти за интервал времени tот рассматриваемого источника опасности).
Исходя из этого условия проводится нормирование воздействующих на человека негативных факторов. В частности, устанавливаются пределы доз облучения, предельно допустимые концентрации и т.д.
Рассмотрим первое условие (Рис. 2). Пусть С – экономический эффект от функционирования объекта за интервал времени t, W – математическое ожидание ущерба от аварий на объекте за тот же промежуток времени (если имеется информация о частоте
аварий, то W = t , где - средний ущерб от одной аварии), а Ш – штрафные санкции за нарушение требований безопасности на объекте за тот же интервал времени. Если затраты на содержание системы безопасности (конкретные профилактические мероприятия) составят С = С – С’, где С’ – экономический эффект от функционирования объекта с учетом затрат на содержание систем безопасности, то благодаря этому получим
W = W –W’,
Ш = Ш – Ш’,
где Wи Ш – предотвращенный ущерб и предотвращенные санкции в результате принятых профилактических мер, W’ и Ш’ – математическое ожидание ущерба от аварий и ожидаемый размер штрафных санкций и ущерба от них в случае реализации профилактических мер за интервал времени t.
Рис. 11.2. Схема взаимодействия объекта, систем его безопасности и надзорных органов.
С учетом введенных обозначений условие продолжения функционирования объекта запишется в виде
C’ – W’ - Ш’ > 0,
а условие целесообразности конкретных профилактических мер –
W+ Ш - С > 0.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций состоит в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятиях по снижению возможности возникновения ЧС. Предупреждение ЧС основано на:
а) мониторинге окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, диагностике состояния зданий и сооружений с точки зрения их устойчивости к воздействию поражающих факторов опасных природных и техногенных явлений;
б) прогнозировании опасностей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий воздействия их поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
Превентивные меры по предупреждению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:
-исключение (снижение частоты) инициирующих событий для ЧС;
-снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в аварию).
Снижение частоты инициирующих событий (опасных природных, техногенных и социальных явлений) для ЧС достигается путем проведения следующих мероприятий:
-инженерно-геологическое районирование территории и в соответствии с его результатами рациональное размещение ТКНХ, в частности, рациональный выбор площадок для потенциально опасных объектов;
-предупреждение (снижение силы) некоторых опасных природных явлений;
-профилактика возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
-борьба с терроризмом и преступностью.
К мерам второй группы относятся:
-инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;
-физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;
-обеспечение защищенности объектов (снижение уровней действующих от опасных явлений нагрузок);
-снижение уязвимости объектов к воздействию негативных факторов опасных природных и техногенных явлений;
-устойчивое строительство;
-обеспечению эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.
Физическая защита в социальной среде
Одним из источников опасности для объектов техносферы является сама социальная среда. Это проявляется в вооруженных нападениях в ходе военных конфликтов, действиях террористических и экстремистских групп, несанкционированных (злоумышленных и ошибочных) действиях, что может привести к социотехногенным ЧС. Поэтому эксплуатация потенциально опасных объектов должна проводиться при условии их физической защиты от поражающих воздействий и несанкционированных действий.
В настоящее время в условиях возрастания угрозы совершения актов технологического и ядерного терроризма должна совершенствоваться и физическая защиты потенциально опасных объектов. Применительно к ядерно- и радиационно- опасным объектам физическая защита - это совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов. Например, физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ (в дальнейшем объектов использования атомной энергии) предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на решение следующих задач:
а) предупреждение несанкционированного доступа - проникновения лиц, не имеющих права доступа, в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения или в грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих ядерные материалы;
б) своевременное обнаружение несанкционированного действия, под которым понимается совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств физической защиты;
в) задержка (замедление) проникновения нарушителя (лица, совершившего или пытающегося совершить несанкционированное действие, а также лица, оказывающего ему содействие в этом);
г) пресечение несанкционированных действий;
д) задержание лиц, причастных к подготовке или совершению диверсии или хищения ядерного материала.
Обеспечение физической защиты осуществляется на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов Для обеспечения физической защиты привлекаются органы внутренних дел и службы безопасности.
В связи с этим профилактическая работа по отношению к опасным природным и техногенным явлениям сводится в основном к принятию мер по снижению ущерба, наносимого ими людям и окружающей природной среде. Комплекс заблаговременных мер по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций в случае их наступления включает:
-локализацию зон возможного воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
-подготовку к ликвидации ЧС (поддержание в готовности системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС; создание запасов материальных средств; подготовку к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание в готовности аварийно-спасательных формирований, совершенствование аварийно-спасательных средств; создание страхового фонда документации);
-подготовку объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
-защиту населения (обеспечение средствами защиты, подготовку эвакуационных мероприятий, организацию первоочередного жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций).
Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации в последующем ЧС, являются:
-подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в ЧС;