Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Успокаивающе на детей действуют игры с песком и водой. Эти игры сильно развивают детей, но в период адаптации основным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок почувствует себя комфортно, защищено и начнет проявлять творческую активность. В летнее время такие игры легко можно организовать на улице.
Осенью и зимой желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В ясельной группе, например, его можно разместить в туалетной комнате: два больших резервуара с песком и водой, они установлены на подставках, под рост детей.
Для игр используются небьющиеся формы разной конфигурации и объема, воронки, ложки, сита, гигиенически безопасные красители и пенящиеся вещества. Дети могут набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, купать в воде резиновых кукол, пускать по воде кораблики и т.д. В этот период можно применить метод "песочной терапии".
Песок стабилизирует эмоциональное состояние и имеет замечательное свойство " заземлять" негативную психическую энергию. "Терапия песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875- 1961),который основал аналитическую терапию.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
-
познавательные (познается многогранность нашего мира);
-обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
-проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Во время адаптации используются обучающие игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие несложные упражнения стабилизируют эмоциональное состояния, что очень важно в
первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В период первых посещений ребенком дошкольного учреждения нужно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Все это зависит, непосредственно, от усилий и умения воспитателей создать атмосферу уюта, тепла и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней будет чувствовать это тепло, то исчезнут его волнения и страхи, и адаптация пройдет намного легче.
Любой малыш изначально будет испытывать дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они для него слишком большие и отличаются от дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, с красивыми занавесками на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель размещать таким образом, чтобы она образовывала небольшие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где бы ребенок мог побыть один, поиграть или отдохнуть. Соорудить "домик" возможно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску. По возможности, рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Так же необходим в группе и спортивный уголок, удовлетворяющий потребность 2-3-летних детей в движении. Оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы
выразить четко свои чувства и эмоции. Многие, особенно первое время, стесняются или просто боятся это делать. Все не выраженные эмоции будут накапливаться и, в конце концов, прорвутся слезами, которые со стороны выглядят непонятными - никаких внешних причин для этого нет.
Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду является необходимым условием успешной адаптации.
Основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации ребенка являются:
-
родительские собрания; -
папки-передвижки; -
посещения на дому; -
анкетирование; -
выставки; -
алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь"; -
присутствие родителей во время адаптационного периода в группе; -
клуб «Молодой семьи».
До поступления ребенка в группу, воспитателям необходимо установить контакт с семьей. Выяснить какие привычки и особенности ребенка сразу сложно, но при ознакомительной беседе с родителями возможно узнать, интересы и склонности ребенка и каковы характерные черты его поведения.
Порекомендовать родителям, изначально, приводить ребенка только на прогулку, ему так проще будет познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем рекомендуется приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок мог обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Чтобы ребенок не стал свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании
с мамой, в первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов.
Со сном у ребенка могут проблемы, вызванные не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Возня других детей отвлекает, ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, не может расслабиться и уснуть. Прикроватная занавеска, может решить эти проблемы. Она создает ощущение психологического комфорта, защищенности ребенку, а так же придать спальне более уютный вид. А главное эта занавеска, которую сшила мама ребенка и повесила при нем, становится для него частичкой дома, как любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Во время адаптации ребенка надо временно сохранить привычные для него приемы воспитания, даже если они могут противоречить установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно ему дать игрушку, покачать, если он к этому привык, посидеть возле него, рассказать сказку. Ни при каких обстоятельствах нельзя насильно кормить, а так же укладывать спать, так как это может вызвать на долгое время отрицательное отношения к новой обстановке (Т.В. Костяк)[43].
Дети очень привязаны к маме и ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому, не плохо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей.
Ребенок в любой момент сможет увидеть своих родителей и станет меньше тосковать вдали от дома. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Выводы по первой главе. Понятие адаптации означает приспособление к условиям
среды. Социально – психологическая адаптация может рассматриваться как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Взаимосвязь психофизического развития это особенность раннего возраста. На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает прийти детский сад. Детский сад должен быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития и воспитания.