Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Психофизиологический уровень адаптации. Он характеризуется:

    • особенности психомоторного развития детей раннего возраста;

    • повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень.

  • Компетентность и профессионализм педагогов.

    Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

    Период лёгкой адаптации продолжается одну - две недели. У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй - третей недели они восстанавливаются.

    Во время адаптации средней тяжести общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены несколько ярче, привыкание к яслям или детскому садику проходит дольше. Сон и аппетит нормализуются лишь через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Такое состояние может продолжаться до полутора месяцев.

    Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные
    нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.

    Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям. Тяжёлая степень адаптации может проявляться в 2 вариантах:

    • нервно-психическое развитие отстаёт на 1-2 квартала, респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней, ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов;

    • дети старше 3 лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском саду, нервно- психическое развитие отстаёт на 2-3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе .

    Невротические реакции:

    • вегетативные реакции организма: усиленное слюноотделение, частые глотательные движения, нервный кашель, нервные рвоты, слёзы без повода, снижение звучности голоса, истерические реакции;

    • быстрая утомляемость, вялость;

    • навязчивые движения: подёргивание головой, плечами,

    • однообразные повторяющиеся движения руками и ногами;

    • тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;

    • страх темноты, одиночества;

    • пристрастие к личным вещам;

    • неуправляемое поведение;

    • стремление спрятаться от взрослых;

    • заикание (логоневроз);

    • нервные тики (непроизвольное сокращение мышц);

    • говорение во сне;

    • недержание мочи (энурез);

    • отказ от пищи (анорексия вследствие потери аппетита).


    Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую.

    Существует такое понятие как прогноз адаптации.

    • медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;

    • психолого-педагогический составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо- эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).

    Составляя прогноз адаптации, необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

    • частые заболевания матери;

    • несоответствие домашнего режима ясельному;

    • токсикоз 2-ой половины беременности;

    • заболевания матери во время беременности;

    • вредные привычки;

    • недостаток эмоционального общения в первый год жизни;

    • резкие отношения между родителями;

    • раннее искусственное вскармливание;

    • вторая и третья группа здоровья;

    • заболевания ребенка в первый год жизни;

    • отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).


    При наличии 4 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.


    1.3.Создание условий в группе детского сада для успешной адаптации детей



    Педагог играет большую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Воспитатель, используя индивидуальный подход, смягчает протекание адаптационного периода у детей. Воспитатель стремится к сохранению, укреплению здоровья ребенка путем создания соответствующих условий: закаливания, утренней гимнастики, физкультурными занятиями, подвижными играми (А.С. Русаков) [1].

    Рассмотрим факторы, которые необходимы для успешной адаптации ребенка в детском саду.

    Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка. Здоровый ребенок и физически развитый лучше адаптируется и преодолевает трудности. Соматически слабые, быстро устающие, а так же имеющий плохой аппетит и сон ребенок, испытывает, более большие трудности. На здоровье ребенка может влиять множество факторов, таких как протекала беременность и роды, какие болезни были у ребенка в первые месяцы после рождения, как часто болел перед поступлением в детский сад. Все следующие болезни могут неблагоприятно отразиться на иммунитете ребенка, это может затормозить психическое развитие. Если нет правильного режима дня, ребенок не высыпается, это может привести к переутомлению и истощению нервной системы. Эти дети плохо справляются адаптационным периодом, у них устанавливается стрессовое состояние, и вследствие этого он заболевает.

    То, в каком возрасте ребенок приходит в детское учреждение так же влияет на