Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





































СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6

    1. Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления … ….. 6

    2. Психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации …..12

1.3Создание условий в группе детского сада для успешной адаптации детей 18

2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ

ОБРАОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 28

21.Результаты исследования адаптации детей к детскому саду на начальном этапе исследования 28

2.2.Проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению 40

2.3.Анализ результатов исследования адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский
сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.

Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.

Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.

Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая,

И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социально- психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.

Цель исследования разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя:

- работу с родителями по формированию их компетентности в вопросах подготовки детей к поступлению в детский сад,

- работу с педагогами, направленную на повышение педагогической компетентности по вопросам создания комфортных условий в группе, коллективе дошкольников,

- работу с детьми с целью наблюдения за поведением и реакцией, помощи в установлении отношений с ровесниками, снятия эмоционального напряжения.

Объект исследования процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:


1.Сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

2. Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме исследования.

3. Провести экспериментальное исследование условий для адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Теоретическую основу исследования составили:

1.Исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская, Р. Айсина, В. Дедкова, А. С. Русаков и другие).

2.Исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева, Г.А. Балл, А.Н. Леонтьева А.С. Галанов и другие);

3.Методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баландина, Л.В. Макшанцева, О.И. Давыдова и другие).

Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.

База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Шеморданский детский сад №1 "Экият" Сабинского муниципального района Республики Татарстан". В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.

Структура исследования. Работа состоит из двух глав, списка использованной литературы, заключения, приложений.

ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА





    1. Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления



Адаптация, или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточности адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». Организм может длительное время находиться в этой промежуточной зоне между здоровьем и болезнью. В случаях недостаточности или ухудшающихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация обратный процесс адаптации, при которой придется отказаться от посещения детского сада.

Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.

Обратимся к исследованию Н.В. Тюриной, которая в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию, прежде всего, с социально- психологической точки зрения. По её мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией.

Термин «адаптация» (Аdaptatio - приспособление,