Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
-
Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления … ….. 6 -
Психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации …..12
1.3Создание условий в группе детского сада для успешной адаптации детей 18
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ
ОБРАОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 28
21.Результаты исследования адаптации детей к детскому саду на начальном этапе исследования 28
2.2.Проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению 40
2.3.Анализ результатов исследования адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский
сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая,
И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социально- психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования – разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя:
- работу с родителями по формированию их компетентности в вопросах подготовки детей к поступлению в детский сад,
- работу с педагогами, направленную на повышение педагогической компетентности по вопросам создания комфортных условий в группе, коллективе дошкольников,
- работу с детьми с целью наблюдения за поведением и реакцией, помощи в установлении отношений с ровесниками, снятия эмоционального напряжения.
Объект исследования – процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1.Сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
2. Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме исследования.
3. Провести экспериментальное исследование условий для адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Теоретическую основу исследования составили:
1.Исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская, Р. Айсина, В. Дедкова, А. С. Русаков и другие).
2.Исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева, Г.А. Балл, А.Н. Леонтьева А.С. Галанов и другие);
3.Методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баландина, Л.В. Макшанцева, О.И. Давыдова и другие).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Шеморданский детский сад №1 "Экият" Сабинского муниципального района Республики Татарстан". В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.
Структура исследования. Работа состоит из двух глав, списка использованной литературы, заключения, приложений.
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
-
Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления
Адаптация, или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточности адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». Организм может длительное время находиться в этой промежуточной зоне между здоровьем и болезнью. В случаях недостаточности или ухудшающихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация – обратный процесс адаптации, при которой придется отказаться от посещения детского сада.
Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.
Обратимся к исследованию Н.В. Тюриной, которая в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию, прежде всего, с социально- психологической точки зрения. По её мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией.
Термин «адаптация» (Аdaptatio - приспособление,