Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прилаживание) способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определённой почве, различном климате; животные живут в той или иной среде обитания; рыбы обитают в воде; птицы – в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климатическим условиям и месту географического существования, должен уметь еще и приспособиться к социальное сфере. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения условий получила определение социальная адаптация (Г.А. Балл) [9].

Человек способен не только адаптироваться, но и сам оказывать влияние на себя и свою жизнь. В нем происходит соединение ролей – активной и пассивной. Из этого следует, что сам процесс адаптации, предполагает не только воздействие среды на субъект, но и субъекта на среду.

Психологический механизм адаптации, являясь в значительной мере индивидуальным для каждого человека, определяется его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями. Адаптационные механизмы и черты личности развиваются параллельно и взаимно обусловлено. Механизм межличностной адаптации, определяется и реализуется в адаптационной стратегии, формирующей и направляющей
адаптационную активность личности. Он также связан с комплексом некоторых других внутренних и внешних факторов, в том числе с особенностями деятельности и свойствами адаптогенной среды.

Для характеристики результативного аспекта адаптационного процесса в научной литературе нередко употребляется понятие адаптированности.

Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. Адаптивность носит и биологический и социальный характер.

Вопрос о показателях адаптации в настоящее время является дискуссионным. Большинство исследователей стремятся к выделению ключевых показателей эффективности адаптационного процесса. При различии подходов в обозначении критериев адаптированности, авторы едины в выделении одного из значимых внутренних ее показателей. Данный критерий в зависимости от особенностей авторской концепции маркируется по разному: «эмоциональное самочувствие» (А.Н. Жмыриков, А.А. Реан, Н.А. Нестеренко); «уровень удовлетворенности условиями деятельности и общения» (О.Ф. Гефеле); «субъективное благополучие личности» (Р.М. Шамионов).

Социально - психологическая адаптированность в большинстве случаев относительна. Так, личность может быть достаточно успешно адаптирована в адаптационной нише, связанной с одной деятельностью (игровая) и значительно хуже в других.

Возможности (или пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его

наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Это свойство приспособления создаёт условия для биологической, физиологической и психологической адаптации. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения.

В адаптации выделяют физиологическую и социально-психилогическую составляющие (А. С. Русаков) [1].

Специалисты Института возрастной физиологии РАО в процессе физиологической адаптации выделяют три стадии:

      1. стадия – ориентировочно-приспособительная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта стадия сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии, и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

      2. стадия – неустойчивого, неполного приспособления, когда организм активно ищет оптимальные варианты устойчивого состояния, соответствующего новым условиям (организм тратит всё, что есть, не экономит ресурсы). Этот период характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

      3. стадия относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Этот период характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.


Адаптированность личности может быть:

  • внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями - происходит полная, генерализованная адаптация личности);

  • смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.

  • внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности);

При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Адаптация, как известно, это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Социальная адаптация, как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает:

-способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

-способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

-адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

-адекватную систему отношений и общения
с окружающими; изменчивость (адекватность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

К понятию социально-психологической адаптации близко понятие социализации. Эти понятия обозначают процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация - это двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой.

В свою очередь, разработчики методического пособия отмечают, что традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Е. Васильева же считает, что особую остроту данной проблеме придает состояние здоровья детей, тесно связанное с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему их миру. Так же она указывает на различные нейродинамические нарушения (моторная расторможенность, психомоторная заторможенность), которые могут вызывать затруднения развития адаптационных процессов, поскольку психомоторное развитие детей является ведущим и определяющим, а также зависит уровень