Файл: Исследование по организации условий для адаптации детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер адаптации. Данный фактор напрямую связан с привязанностью ребенка к родителям и на этой почве возникают невротические формы поведения. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность у ребенка формируется впервые полгода жизни ребенка и к окончанию года формируется как устойчивая эмоционально - личностная связь с родными ему людьми и в большей степени, с мамой. Первые полгода это выражается положительными эмоциями, восторгом ребенка при встрече с мамой. После полугода у ребенка появляется тревога и беспокойство когда мама отлучается. С полугода до полутора лет привязанность к матери выражается более ярко и может получиться так, что чувство тревоги при разлуке с мамой может травмировать так, что остается на всю жизнь как страх одиночества. От того на сколько ярко выражается страх, можно судить о чувствительности ребенка и на основании этого уже решать стоит ли ребенка рано отдавать в детский сад.
В восьми месячном возрасте появляется страх перед незнакомыми взрослыми, ребенок прижимается к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Это
чувство у ребенка длится не долго, примерно до года и двух месяцев. Позже восприятие других людей проходит более спокойно, но ребенок может смущаться при них. Страх и беспокойство, которое ребенок испытывает в период от семи месяцев до года и двух месяцев, может быть предпосылкой следующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Может быть так, что невротическая привязанность ребенка к матери и к родным, вызвана тревожностью близких, не отпускающих ребенка от себя ни на шаг, передавая свои страхи ребенку.
Достаточно важный фактор, влияющий на характер адаптации это степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами - ситуативно-деловое общение. Во время делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими его людьми. Вместо эмоциональных контактов ребенка с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для ребенка становится не так важна эмоциональная близость партнеров, так как все их внимание сосредоточено на предмете.
Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним
мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка. У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке. Посторонним людям трудно удовлетворить данную потребность. В саду, где у воспитателя нет возможности уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Сотрудничества со взрослым, необходимого для этого возраста, у него не складывается. Вследствие этого у него нет навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми.
Причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество. Психологами выявлена четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Достаточно легко адаптация протекает у малышей, которые могут длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи - собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Ребенок, который умеет хорошо играть, легко войдет в контакт с любым взрослым, потому, что он владеет необходимыми для этого средствами. Особенность детей, которые очень трудно привыкают к яслям, это низкий уровень предметной деятельности, в том числе
игровой. Они капризничают, не могут сами найти себе занятия, быстро пресыщаются игрой, постоянно требуют внимания взрослого, если у них что-то не получается (А.И. Баркан) [10].
В свою очередь, работники детского сада должны заняться выполнением следующих задач:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи воспитания:
-обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
1.организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт;
2.воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3.формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
4.воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
5.закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
Таблица 1.1.
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
В восьми месячном возрасте появляется страх перед незнакомыми взрослыми, ребенок прижимается к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Это
чувство у ребенка длится не долго, примерно до года и двух месяцев. Позже восприятие других людей проходит более спокойно, но ребенок может смущаться при них. Страх и беспокойство, которое ребенок испытывает в период от семи месяцев до года и двух месяцев, может быть предпосылкой следующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Может быть так, что невротическая привязанность ребенка к матери и к родным, вызвана тревожностью близких, не отпускающих ребенка от себя ни на шаг, передавая свои страхи ребенку.
Достаточно важный фактор, влияющий на характер адаптации это степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами - ситуативно-деловое общение. Во время делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими его людьми. Вместо эмоциональных контактов ребенка с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для ребенка становится не так важна эмоциональная близость партнеров, так как все их внимание сосредоточено на предмете.
Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним
мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка. У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке. Посторонним людям трудно удовлетворить данную потребность. В саду, где у воспитателя нет возможности уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Сотрудничества со взрослым, необходимого для этого возраста, у него не складывается. Вследствие этого у него нет навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми.
Причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество. Психологами выявлена четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Достаточно легко адаптация протекает у малышей, которые могут длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи - собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Ребенок, который умеет хорошо играть, легко войдет в контакт с любым взрослым, потому, что он владеет необходимыми для этого средствами. Особенность детей, которые очень трудно привыкают к яслям, это низкий уровень предметной деятельности, в том числе
игровой. Они капризничают, не могут сами найти себе занятия, быстро пресыщаются игрой, постоянно требуют внимания взрослого, если у них что-то не получается (А.И. Баркан) [10].
В свою очередь, работники детского сада должны заняться выполнением следующих задач:
-
работа с родителями, начинающаяся еще до поступления ребенка в детский сад; -
создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; -
организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи воспитания:
-
создать условия для укрепления и охраны здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения; -
привить детям навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
-обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
1.организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт;
2.воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3.формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
4.воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
5.закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
Таблица 1.1.
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
Утро | Утренний прием |
Зарядка | |
Игры с элементами фольклора | |
День | Развивающие игры |
Формирование культурно-гигиенических навыков | |
Завтрак | |
Игры-занятия, игры-упражнения в группе | |
Игровые ситуации, общение | |
Подготовка к прогулке | |
Прогулка | Игры с элементами фольклора |
Игры: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические | |
Игры с водой и песком | |
Наблюдения, развлечения, беседы | |
Опыты и эксперименты | |
Закаливание: воздушные, солнечные ванны | |
Формирование культурно-гигиенических навыков | |
После сна | Разминка после сна, закаливающие процедуры |
Полдник элементы театрализованной деятельности | |
Художественно-творческая деятельность | |
Вечер | Игры-драматизации, игры-инсценировки |
Формирование культурно-гигиенических навыков | |
Элементы театрализованной деятельности | |
Общение детей | |
Прогрулка | |
Уход домой |