Файл: Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Собирание, изучение и издание фольклора в XVIII веке

Традиция составления рукописных фольклорных сборников продолжается и в XVIII в. Особенно много появляется рукописных песенников, в которых помещаются литературные и народные песни. XVIII век является началом развития фольклористической мысли в России. Научный интерес к фольклору в 1-й пол. XVIII в. связан с именами В.Н. Татищева, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.

В.Н.Татищев (1686-1750) обратился к изучению фольклора во время работы над «Историей Российской...». Он привлекает фольклор как исторический источник. Татищев изучает фольклор по летописям и в живом бытовании.  Характеризуя древнюю русскую историю, Татищев касается былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Соловье Разбойнике и Дюке Степановиче. Он интересовался также и другими жанрами фольклора. Татищевым был, например, составлен небольшой сборник пословиц. В отличие от историка В.Н.Татищева у поэта В.К. Тредиаковского (1703-1768) интерес к фольклору не исторический, а филологический. Тредиаковский изучает фольклор как источник поэтической фразеологии и национальной метрической системы.

Еще большее значение в изучении русской народной поэзии имеют труды и отдельные высказывания М.В.Ломоносова (1711-1765). Он изучает фольклор также по летописям и рукописным сборникам. В своих работах Ломоносов говорит о фольклоре как о ценном источнике сведений в языческих обрядах, рассказывает о проведении календарных праздников.

Вслед за Тредиаковским Ломоносов изучает народное стихосложение и в своей работе «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) развивает далее теорию силлабо-тонического стихосложения. Язык народной поэзии Ломоносов изучает для постижения нацональных особенностей русского языка. Народные пословицы и поговорки он использует в своих трудах «Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1757).

Работа по собиранию русского фольклора усиливается в последней трети XVIII в. Если ранее фольклорные записи концентрировались в рукописных сборниках, то теперь они, как и литературные произведения, публикуются. Впервые образцы русского фольклора были напечатаны в «Письмовнике» Н.Г. Курганова (1796).

Наибольшую ценность представляет сборник Н. Львова, И. Прача «Собрание русских народных песен с их голосами...» (1790). Это единственный сборник XVIII в., в котором народные песни публикуются в их подлинном виде, без всякой редакторской правки. В период с 1780 по 1783 г. в 10 частях выходит сборник В. А. Левшина «Русские сказки». Здесь в обработке даются литературные и народные произведения. В сборнике кроме сказок волшебно-богатырского характера публикуются и сказки бытовые, в которых преобладают сатирические элементы. Народные сказки в обработанном виде издаются также в сборниках 394 «Лекарство от задумчивости» (1786), «Русские сказки, собранные Петром Тимофеевым» (1787), «Крестьянские сказки» (1793), в сборнике В. Березайского «Анекдоты древних пошехонцев» (1798) и др.


Появляются сборники пословиц. Так, А.А. Барсов в 1770 г. напечатал «Собрание 4291 древних пословиц». Н.И.Новиков в 1787 г. переиздал этот сборник. За два года до этого поэт И.Ф. Богданович опубликовал сборник «Русские пословицы», в котором фольклорный материал был отобран тенденциозно и подвергся значительной литературной обработке.

Заслуга русских просветителей второй половины XVIII в. (Н.Г.Курганова, М.Д.Чулкова, В.А.Левшина, Н.И.Новикова и др.) в том, что они сумели правильно оценить значение русского фольклора в развитии национальной литературы, проделали большую работу по публикации (правда, в отредактированном виде) народных песен, сказок, пословиц и поговорок. В своем литературном творчестве они использовали фольклор для изображения народных обычаев и нравов.

Радищев (1749-1802) впервые говорит о фольклоре как выразителе народного мировоззрения. В народных песнях Радищев видел «образование души нашего народа». В них, по мнению Радищева, отразились не только бытовая сторона жизни, но и социальные идеалы народа. Они служат постижению русского национального характера. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) Радищев привлекает народное творчество как материал, раскрывающий подлинную душу народа, его тягостное положение при крепостничестве. Именно в этих целях он в главе «Городня» приводит плачи по рекруту матери и невесты. Заметим, что это – первая публикация (правда, литературно обработанных) народных плачей. Радищевым высказывается ценнейшая мысль о 396 народной песне как выразительнице души народа.

Вместе с тем следует заметить, что в XVIII в. русская фольклористика еще не сформировалась как наука. Фольклор еще не был осознан как самостоятельный объект исследования, он еще не отделяется отчетливо от литературы. В большинстве сборников фольклорные произведения помещаются вместе с произведениями литературными. Народные произведения печатаются в литературной обработке. В это время еще не было выработано специфически фольклористических методов и приемов исследования.

Собирание и издание фольклора вXIX в.

Интерес к народному творчеству углубляется в первой трети XIX в., когда активизируется собирание, публикация и изучение русского фольклора. В самом начале XIX в. выходит первый сборник былин, в 1804 г. публикуются «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова.

В первой трети XIX в. продолжают публиковаться песенники. Наиболее значительным из них является «Новейший всеобщий и полный песенник», изданный в 1819 г. в 6-ти частях И. Глазуновым. В самом начале XIX в. поэт А.Х.Востоков собирает народные песни, пословицы и поговорки. В 1822 г. Д.Княжевич издал «Полное собрание русских пословиц и поговорок» (около 5000).



Взгляды декабристов на фольклор наиболее полно выражены в литературных обзорах А. Бестужева-Марлинского, опубликованных им в альманахе «Полярная звезда» (1823-1825), и в статье В. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие» («Мнемозина», 1824).

Интерес к фольклору у декабристов был особым. В летописях и народных песнях они отыскивали свидетельства «древнеславянского» тираноборчества и свободолюбия. Былины и исторические песни возникли еще до крепостного права, и поэтому они, по мнению декабристов, наиболее полно выражали свободолюбивый и героический характер русского народа. Декабристы впервые начинают собирать казачьи исторические песни, в том числе песни о Разине.

Фольклористические взгляды А.С. Пушкина формировались под влиянием декабристов. Пушкин, как и декабристы, интересуется казачьими песнями, записывает песни и предания о Разине и Пугачеве. Однако фольклористические интересы Пушкина были значительно шире взглядов декабристов. Его привлекают не только исторические, но и современные лирические народные песни. Им была записана песня об Аракчееве, а также народные баллады, солдатские и семейно-бытовые песни, преимущественно свадебные. Пушкин задумал составить сборник народных песен, но его замыслу не суждено было сбыться, и свое собрание песен он передал П.В.Киреевскому. Рассматривая фольклор как важную форму выражения народного самосознания и проявление народного поэтического таланта, Пушкин сделал меткие высказывания по многим жанрам русского фольклора (сказкам, песням, пословицам и поговоркам). Поэт с большим уважением относился к фольклору и его носителям.

Фольклористические интересы Н.В. Гоголя формировались под влиянием украинской и русской народной поэзии. Интерес Гоголя к фольклору появился еще в годы детства и юности и сохранялся всю жизнь. Украинские народные песни Гоголь записывал сам, по его просьбе это делали его родственники и знакомые. В итоге у Гоголя образовалось большое собрание украинских песен, основная часть которых была издана лишь в 1908 г. Интересны теоретические высказывания Гоголя по фольклору. В статье «О малорусских песнях» писатель обнаруживает глубокое понимание фольклорной песни как выразителя народного мировоззрения. Во второй половине 30-х годов Гоголь проявляет живой интерес к русскому фольклору. Им был составлен небольшой сборник русских народных песен, некоторые из которых были записаны им самим.

Высказывания Пушкина и Гоголя по фольклору имели значение для развития не только русской литературы, но и русской фольклористики.


Собирание и издание фольклора в 30-40-е годы XIX века

30-40-е годы XIX в. русская фольклористика оформляется как наука. В эти годы прежде всего осуществляется активная деятельность по собиранию и изданию русского фольклора. И.М.Снегирев (1793-1868) и И.П.Сахаров(1807-1863), начавшие работу по собиранию фольклора еще в 20-е годы, продолжают ее. В 30-е годы выходят сборники: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах (1831-1834, ч. 1-4); его же. Русские простонародные праздники и суеверия (1837-1839, ч. 1-4); Кашин Д. Н. Русские народные песни в 3-х книгах (1833-1834); Сахаров И.П. Сказания русского народа (1836-1837, ч. 1-3); его же. Песни русского народа (1838-1839, ч. 1-3); Бронницын Б. Русские народные сказки (1838); Марков М.Н. Русские предания (1838-1840, ч. 1-3).

В 40-е годы публикуются сборники: Суханов М. Древние русские стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову (1840); Сахаров И. П. Русские народные сказки (1841); Студитский Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний (1841); Смирнов А. И. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний (1847). Публикуются фольклорные материалы и в периодической печати этого времени.

В 1831 г. начал собирательскую деятельность П.В.Киреевский (1808-1856) и продолжал собирание народных песен всю жизнь. У Киреевского был широкий круг помощников, собирателей-корреспондентов. В числе таких его помощников были выдающиеся деятели литературы (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, Н.М.Языков, П.И.Якушкин, В.И.Даль, А.Ф.Писемский, П.И. Мельников-Печерский и др.), представители разночинной интеллигенции и даже крестьяне. Фольклорное собрание Киреевского пополнялось очень быстро. Уже в 40-е годы оно насчитывало несколько тысяч песен самых различных жанров (былины, исторические, обрядовые и необрядовые лирические песни, баллады, городские романсы и др.).

Изучение фольклора в 30-40-е годы XIX в. В эти годы в России окончательно оформляется наука о фольклоре – фольклористика.

В.Г.Белинский (1811-1848) хорошо знал, очень высоко ценил поэтическую талантливость русского народа. Белинский проявляет самый живой интерес к русскому фольклору на протяжении всей своей литературной деятельности. Вопросов фольклора он касался во многих своих работах, начиная с ранней статьи «Литературные мечтания» (1834) и кончая «Письмом к Гоголю» (1847). Именно Белинским было начато историческое изучение русского фольклора. Белинский в русском фольклоре видит отражение таких качеств народа, как ясность ума и трезвость рассудка (в пословицах и поговорках), свободолюбие (в «удалых» песнях), непочтительное отношение к церкви и духовенству (в сказках и пословицах). Белинский верно указал на социальные причины грусти, наполняющей многие лирические народные песни. Белинский сделал очень ценные замечания о жанровых особенностях русского фольклора (былин, исторических и лирических песен, сказок, пословиц и поговорок). Он дал глубокий анализ многих фольклорных произведений, особенно былин новгородского цикла.


Интерес к фольклору у Герцена появляется в период его первой ссылки (1835-1837) и в последующие годы углубляется. В книге «О развитии революционных идей в России» (1851) Герцен говорит, что основными чертами русского народа является не религиозность, смирение и покорность, как утверждали сторонники теории «официальной народности», а стремление к активной социальной жизни, к свободе. Для доказательства этого положения он привлекает русский фольклор. Герцен раскрывает социальный смысл народных бытовых и особенно «удалых» («разбойничьих») песен, подчеркивает наличие в русской народной поэзии свободолюбивых, антикрепостнических идей и настроений. Как и Белинский, Герцен говорит о значении фольклора в углублении народности и реализма литературы. В этой связи он особенно высоко ценил поэзию А.В. Кольцова и Т.Г. Шевченко.

В эти годы в связи с ростом крестьянских движений расширяется деятельность по собиранию крестьянского фольклора, совершенствуется методика записи фольклора и принципов его издания. В это время собирают фольклор писатель В.И.Даль, известные фольклористы Ф.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев, представители демократической фольклористики П.И.Якушкин, А.И.Худяков, П.Н.Рыбников и др.

Идет интенсивная работа по публикации фольклорных материалов. Ф.И.Буслаев в 1854 г. в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», издает пословицы и поговорки. П.В.Шейн в 1859 г. в «Чтениях Общества истории и древностей российских» впервые выпускает записанные им народные песни. В этом же году А. Н. Афанасьев (в Лондоне) публикует сборник «Народные русские легенды».

Во второй половине 50-х и первой половине 60-х годов выходит знаменитый сборник А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855-1864, вып. 1-8). Основу этого сборника составили материалы Русского Географического общества и записи В.И.Даля.

60-е годы XIX в. справедливо называют «золотым десятилетием» русской фольклористики в собирательской деятельности. Большинство из изданных в это время фольклорных сборников содержат богатейший фактический материал, который имеет научное значение и в наши дни.

Изучение фольклора в 50-60-е годы XIX века. Мифологическая школа.

Русская теоретическая фольклористика 50-60-х годов XIX в. делится на два лагеря: мифологическую и революционно-демократическую фольклористику. Мифологическая школа – направление в фольклористике, представители которого считали первоосновой фольклора мифологию, ее сюжеты и образы. Мифологическая школа первоначально возникла в Германии в эпоху романтизма в первой половине XIX в. Братья Вильгельм и Якоб Гримм впервые разработали ее основные теоретико-методологические положения. Затем мифологическая фольклористика получает распространение во Франции, Англии, Италии и других странах.