ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что за девица
Раскрасавица!
Я тебя люблю,
В хоровод беру
Красну девицу,
Раскрасавицу!
Заканчивались хороводы нередко «разборными» песнями. По своей форме они напоминают наборные песни, но их назначение иное. Посредством разборных песен участвующие в хороводе прощались. Эти песенки, как правило, имели «поцелуйные концовки». Приведем пример разборной песенки молодца:
Люблю, люблю девицу,
Люблю молодую.
А которую люблю,
Ту и поцелую.
А вот девичья «разборная» песенка:
А за этот перстенечек золотой
Поцелуемся, мой милый, с тобой.
В последней трети XIX в. нередко в качестве наборных и разборных песенок употреблялись частушки. Например:
Стукнулся Миколенька: «Выходи-ка, Олинька!
Поди, поди, выступай, Корогоды набирай».
Из цветов венок совью, Алой лентой обовью,
Встречу милого с венком, Поцелуемся с дружком.
Плясовые песни
Плясовые песни отличаются от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. Наиболее распространенные размеры плясовых песен — четырехстопный или шестистопный хорей. В них довольно широко употребляется рифма, как правило, мужская, т.е. с ударением на последнем слоге, и обычно смежная, т.е. рифмуются рядом стоящие строки. Приведем примеры:
Широкая борода,
Не ходи мимо сада.
Осердился мой милой друг на меня,
Он седлает своего добра коня.
Но встречаются в плясовых песнях и другие виды рифм (женская, дактилическая и гипердактилическая). Отдельные строки могут и не рифмоваться.
По своей тематике и эмоциональному тону плясовые песни близки к рассмотренным выше игровым и хороводным песням. Теме любви молодца и девушки посвящены, например, плясовые песни: «Я по светлице млада, хожу»; «Полно, солнышко, из-за лесу светить», «Во Захарье, во селе». Семейные отношения затрагиваются в плясовых песнях «Посылали молодицу», «Одинок, одинок», «Нынче куры поют петухами» и др.
В плясовые песни иногда проникают и социальные мотивы. «Господа», не пускающие девушку погулять в хоровод, называются в песне «нерассудливыми». В одной из песен говорится: «Купец-вор, обманщик, плут». Плясовые песни свидетельствуют о тяжелой жизни, бедности народа. Из них мы, например, узнаем, что все пожитки бурлака – «одна лямка да котомка», что солдатская еда – «лишь хлеб с водой» и т.д.
Однако общий тон плясовых песен, как и песен игровых и хороводных, – мажорный, жизнерадостный. Жизнь деревенской молодежи, в плясовых песнях нередко идеализируется. Вот, например, как описывается одежда деревенского парня – «молодчика», который шел вдоль «широкой улицы»:
Как на молодце-то смур кафтан, Сапожки-то сафьяновые,
Опоясочка-то шелковая, На нем шапочка-то бархатная.
Рукавички-то бархатные А околышек черного соболя.
Многие плясовые песни носят шуточный характер, например: «Кума-то к куме в решете приплыла», «А у меня мужичок с кулачок», «Как жена мужа продала» и др.
По своей композиции плясовые песни могут быть монологами «Я подумаю, гадаю», диалогами «Ты любовь, ты любовь» и сюжетно-повествовательными «По улице метелица метет». Как и игровые и хороводные, плясовые песни бывают двухчастными «Как за нашим за двором», трехчастными «По задворьицу бежит почат» и т. д.
Как и в игровых и хороводных, в плясовых песнях отдельные части могут развивать какую-то общую тему, являться различными вариантами ее освещения. Так, например, в песне «Сговорила меня мать» в первой части говорится, что мать рекомендует дочери выйти замуж за «солдатика», во второй – за «кузнечика», в третьей – за «поповича», в четвертой – за «купчика» и в пятой – за «боярина». Однако нередко различные части плясовых песен посвящены разным темам и они в таком случае связываются в одну песню только на основе ритмической близости. Примером могут служить песни «Уж ты сад ли, мой садочек», «Как на горе, на горе», «Сидит Катя под окошком».
В плясовых песнях нередко имеются припевы, например: «Ой, калина моя, ой, малина моя», «То-то люли, то-то люли, то-то люлишки мои». Они не имеют какого-нибудь определенного смысла, никак не связаны с конкретным содержанием песни. Но они придают песне оттенок веселости, завершая собой музыкальные фразы
Лекция 13. Балладные песни
План
1. Определение жанра. Собирание и издание балладных песен
2. Изучение балладных песен
3. Тематические группы балладных песен
4. Семейные баллады
5. Любовные баллады
6. Исторические баллады
7. Социально-бытовые баллады
Определение жанра. Собирание и издание балладных песен
Баллады, или балладные песни, – произведения средней формы: они короче былин и длиннее лирических песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и отношениях людей. Сюжеты их остро конфликтны. Конфликты носят, как правило, семейный и притом трагический характер. Психологическое содержание баллад весьма глубоко. Все это придает произведениям этого жанра большое эмоциональное напряжение.
Балладные песни стали собираться и публиковаться вместе с другими песнями уже в XVIII веке. Они вошли в первый том сочинений М.Д.Чулкова («Собрание разных песен», 1770-1773), включены в «Древние российские стихотворения» (1804 и др.) Кирши Данилова, в пятый выпуск «Песен, собранных П.В. Киреевским», который, не употребляя термина «баллады», сопоставлял их с литературными балладами. Собиратели былин П.Н. Рыбников, А.Ф.Гильфердинг, A.В. Марков, А.Д. Григорьев, Н.Е. Ончуков записывали их и вводили в состав своих сборников.
Впервые свод балладных песен сделал проф. А.И. Соболевский, который поместил их в первом томе изданных им «Великорусских народных песен» (1895). Они встречаются и в других томах его издания. А.И. Соболевский включил в сборник лишь семейно-бытовые баллады. Исторические и социально-бытовые баллады вошли в сборник в весьма небольшом числе. Первым собранием баллад в советское время был сборник «Русская баллада» (1936), составленный В.И. Чернышевым. В нем широко охвачен балладный материал, но так как понимание жанра баллад у составителя, а также автора вступительной статьи проф. Н.П. Андреева было недостаточно четким, то в книгу вошло немало песен других жанров – семейно-бытовых, лирических, хороводных и т.д. Вместе с тем в сборник не были помещены баллады, значительные по объему.
Несмотря на это, сборник B.И.Чернышева сыграл важную роль в изучении народных баллад. Балладные тексты были включены также в двухтомное издание былин, составленное В.Я. Проппом и Б.Н. Путиловым. Но составители были непоследовательны. Хотя в вводной статье говорится о том, что они различают былины и баллады, однако выделение раздела «Былины новеллистического содержания. Баллады» позволяло считать, что баллады – разновидность былин.
Сборник «Народные баллады» (1963), составленный Д.М. Балашовым, наиболее полон по составу текстов. Баллады разделены в нем на четыре группы: семейно-бытовые, исторические и социально-бытовые, сатирические и комические, новые баллады. Однако сатирические и комические произведения, включенные в сборник, не являются балладами, а произведения последнего раздела не относятся к устному народному творчеству. В раздел включены произведения Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Изучение балладных песен
Первым обстоятельным высказыванием о народных балладах была вступительная статья Н.П. Андреева к сборнику баллад, составленному В.И.Чернышевым. Н.П. Андреев выделял два вида баллад: исторические и семейные. Он полагал, что исторические баллады являются переходной разновидностью этого жанра, чем и объяснял трудность самого определения баллады. Определение жанра баллады он давал путем сравнения с другими жанрами и отрицания их признаков: в балладе нет характерных особенностей былин, исторических и лирических песен, нет изображения богатырей и их подвигов, нет резко выраженной фантастики, нет повествования об исторических событиях и лицах, нет религиозных сюжетов, как в духовных стихах.
Значительны заслуги в изучении баллад Д.М. Балашова. Им он посвятил целый ряд работ, из которых наиболее ценны вступительная статья к сборнику «Народные баллады» (1963) и «История развития жанра русской баллады» (1966). Д.М.Балашов рассматривает специфику баллад, считая их эпическим жанром, характеризующимся объективным повествованием о событиях.
Драматический конфликт отличается одноэпизодностью, широким развитием диалогизма, повторением эпизодов с нарастанием напряженности. Исследует Д.М. Балашов и историю русской баллады: происхождение, развитие тематики, соотносимой с различными историческими периодами, характерные сюжеты и мотивы. Он проследил эволюцию старинной русской баллады, ее развитие и угасание, а также возникновение новой баллады. Более конкретно, чем другие исследователи, он рассмотрел этапы ее истории, стараясь найти критерии для периодизации. Следя за историческим движением балладного жанра, Д.М. Балашов учитывает изменение социально-исторических условий жизни русского народа, форм его быта, семейных отношений и воззрений, отражение их в особенностях сюжетов, мотивов и обрисовке персонажей. Он выделяет типы сюжетов и мотивов, которые дают возможность связать их с тем или иным историческим этапом, прослеживает особенность баллад, которые свидетельствуют о разложении жанра, как, например, проникновение в эпическую балладу лирических элементов, а еще позже – сужение тематики и развитие «мещанского» духа в трактовке поведения персонажей.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 19
Глава В.П. Аникина «Балладные песни» в учебном пособии «Русское народное поэтическое творчество» была первой попыткой ввести эту тему в учебную литературу. В. П. Аникин делит развитие русских народных баллад на ряд этапов: XIV-XVI вв., XVII в., конец XVII-начало XVIII в., наконец – кризис баллады как жанра. Он выделяет в особую разновидность антиклерикальные баллады, дает общую характеристику произведений этого жанра – поэтики и стиха.
Тематические группы балладных песен
Фольклористы отметили неоднородность народных баллад по ряду признаков, в том числе по тематике. В употребление вошло деление произведений этого жанра на тематические группы: любовные, семейные, исторические и социально-бытовые. Во вступительной статье Д.М. Балашов отмечает, что подобное деление «в значительной мере условно», так как эти три темы сосуществуют в балладных песнях: «В основе этого деления – всего лишь преобладание того или иного характера конфликта».
Общей особенностью всех тематических групп баллад служит то, что в основе их сюжетов лежат личные отношения, личные конфликты персонажей, хотя эти конфликты обычно связаны с историческими событиями или социальными противоречиями.
«Баллада ставит в центре внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, вопросы этические, социальные, философские воспроизводятся в балладах сквозь призму личных человеческих отношений и судеб», – пишет Д.М.Балашов.
Семейные баллады
В жанре баллад основное место занимают произведения семейно-бытового характера. Этого типа произведения разрабатывают острые семейные конфликты. Их персонажи: жена, муж, свекровь. Сюжет строится на отношениях мужа и жены или свекрови и снохи. В первом случае в произведениях отражается средневековый семейный деспотизм – господство мужа в семье. В балладе «Князь Роман жену терял» муж убивает жену. Отсутствие мотивировки поступка подчеркивает своеволие мужчины. Однако он сталкивается с драматической ситуацией: его дочь требует от него сказать ей, где ее мать. А когда он обещает ей привести «новую» мать (выясняется и мотив убийства), девочка требует «родную» мать. В разговорах дочери и отца раскрывается преступление, которое становится известно дочери.
Другого типа семейная баллада – «Князь Михайло». В ней молодую женщину губит не деспот-муж, а свекровь. Драматизм состоит в том, что свекровь убивает не только сноху, но и внука. Сын, узнав о преступлении матери, кончает жизнь самоубийством. Так поступок матери приводит к гибели сына.
Третий тип семейной баллады представлен балладой «Василий и Софья», в которой мать отравляет сына и избранную им девушку. Эта баллада – апофеоз верной любви, что передано в своеобразном символическом мотиве: на могиле влюбленных вырастают вербы и «кипарисно деревце», у которых
Корешок с корешком сорасталися, Прут с прутом совивается, Листок с листком солипается.
Любовные баллады
Баллады, которые мы называем любовными, также в основе имеют сюжеты, в которых раскрывается тяжелое положение женщины, молодой девушки, в семье феодального времени. В них также проявляется мужской деспотизм: или в поведении жениха, или в поведении брата.
Примером может служить баллада «Дмитрий и Домна», в которой создан образ девушки, отстаивающей свое право на выбор мужа. Домна смеется над Дмитрием, недостойным ее женихом, который «сутул, горбат да наперед покляп», однако считает себя вправе засылать сватов. Оскорбленный Дмитрий, заманив к себе девушку, жестоко с ней расправляется.
Популярны баллады о сестре-отравительнице. Не всегда в них ясны причины отравления. Очевидно, в более цельных вариантах мотивировкой было то, что брат запрещал сестре любить молодца.
В некоторых балладах брат случайно узнает о готовящемся преступлении: на гриву коня брата падает капля отравы и грива загорается. Баллада заканчивается расправой брата с сестрой. В других вариантах, где сестре удается осуществить свой зловещий замысел, любимый говорит ей:
Коль умела ты братца известь,
Изведешь и меня, молодца.
Оставайся ж ты теперь одна!
Выделяется и еще одна группа сюжетов о тяжелой судьбе девушки или замужней женщины. Одни из них рисуют образ девушки, защищающей свою честь. Это баллады, где мачеха посылает падчерицу стелить постель заезжим молодцам, девушка убивает их. Сюда можно отнести и баллады о том, как братья, не узнав сестры, обесчещивают ее («Братья-разбойники и сестра»).
Исторические баллады
Исторические баллады – та разновидность народных баллад, сюжеты которых связаны с важными историческими событиями. Однако в отличие от исторических песен в них нет картин исторических событий, образов исторических лиц. Нет в них и темы героической борьбы с поработителями родины. Но в них изображаются исторически типичные ситуации и исторически типичные судьбы людей. Б.Н. Путилов отмечает: «...в песнях этого типа историзм приобретает характерные балладные формы. Повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами, собственно и составляет главное содержание народных баллад. Когда такие повествования вырастают, на почве политической истории, возникает историческая баллада. Определенное отношение к миру и определенные принципы художественного его изображения, сложившиеся в балладном жанре, применяются к истории. Тем самым не только история становится бытом, но и быт народный с его характерными коллизиями выводится на орбиту истории и оказывается сферой преломления острейших политических конфликтов».
В исторических балладах отразилось трагическое положение русских людей во времена монголо-татарского нашествия. В них выделяется две группы произведений: о татарском полоне и о трагических встречах родных. Примерами баллад первой группы служат «Авдотья Рязаночка» и «Красная девушка из полону бежит».
«Авдотья Рязаночка» сложена в связи с событиями разорения ханом Батыем Рязани в 1237 г. Под влиянием событий времени Ивана Грозного Рязань в балладе заменилась Казанью, хан Батый Бахметом, царем турецким.
Авдотья Рязаночка стала жить в Казани. «Авдотья Рязаночка» – произведение глубокого идейно-патриотического смысла. При разорении города царь турецкий увел «народу в полон сорок тысячей», в том числе брата, мужа и свекра Авдотьи. «Стосковалась женка, сгоревалась» – решила идти в землю турецкую выкупать людей, «хотя единыя головушки». Пришлось ей пройти реки-озера глубокие, темные леса с лютыми зверями, чистые поля с разбойниками. Пришла она в землю турецкую и стала просить Бахмета отпустить людей за дорогой выкуп. Так просила она царя, что «пораздумался царь, порас-плакался» и отдал ей «полону сколько надобно»:
Она выбрала весь полон земли турецкия,
Привела-де полон во свою Казань-город подлесную,
Расселила Казань-город по-старому,
По-старому да по-прежнему.
Исторические баллады, в отличие от других разновидностей баллад, вводят в повествование героические характеры.
Особую группу исторических баллад составляют песни о побеге девушки из плена. Бежит девушка:
К отцу к матери, к роду-племени,
К роду-племени, на святую Русь!
Перед ней – «матушка Дарья-река». Безжалостным оказался «перевозчик»: не взял за перевоз ни восемьсот рублей, ни тысячу, ни добра коня, ни с груди скатен жемчуг, ни золот перстень, которому цены нет. А захотел, чтобы девушка пошла за него замуж. Но за ней бежали два татарина:
Расстилала красна девица кунью шубу,
Кидалась красна девица во Дарью-реку,
Тонула красна девица, словно ключ ко дну.
В этой балладе не только показана трагическая участь полонянки, но и раскрыта ее свободолюбивая и непримиримая натура. Это – героический образ.
Другая сюжетная группа баллад о полоне – песни о встречах родных. Особое драматическое напряжение свойственно песням о том, как встречаются в татарском плену мать и дочь. Это песни «Воевали татары по три года» и «Как за речкою да за Дарьею». Привел татарин к молодой жене стару старушеньку»:
Ну и вот, жена, Первое дело –
Те работница, Куделю прясть,
С Руси русская Другое дело –
Полоняночка. Лебедей стеречь,
Ты заставь ее А и третье дело –
Три дел делати: Дитю качать.
Но молодая жена татарина оказывается дочерью полонянки, а «зол татарчонок» – внучоночком. Услыхали сенные девушки, как старуха прибаюкивала, сказали дочери, прибежала она, отдает матери ключи от казны, предлагает коня лучшего, чтобы бежала она на Русь. В одних вариантах песни мать бежит на святую Русь; в других остается с родной дочерью.
С большой эмоциональной силой раскрывается в балладах трагедия русских женщин, угнанных в полон. Но во всех самых сложных положениях не забывают они о «святой Руси». Простота рассказа, исключение подробностей, ограничение повествования основными ситуациями придают песне исключительное драматическое напряжение.
Социально-бытовые баллады
Для социально-бытовых баллад характерны две темы: общественное неравенство в личных отношениях и губительная роль церкви.
К произведениям первой темы относятся баллады «Молодец и королевна» и «Князь Волконский и Ваня-ключник». Они разного времени: одна XIV-XVI вв., другая XVIII или начала XIX в.
В первой балладе молодец попал «в милость и любовь» к литовскому королю:
Король молодца любил, жаловал,
Королева не могла наглядетися
На его красоту молодецкую.
Зазнавшийся молодец стал «упиватися», «похвалятися». Донесли королю: «Живет королевна с добрым молодцем».
Разгневался король, велел молодца посадить в темницу и готовить виселицу. А как повели его к виселице, бросилась королевна в свой высок терем, взяла два ножичка булатных, «порола свои груди белые»:
Молодец в чистом поле качается,
Королевишна на ножичках кончается
Раскаялся король в том, что сделал: если бы дочь ему ранее поведала, что жила в любви с молодцем, помиловал бы он его. В гневе король велел палачам рубить головы доносчикам.
Баллада «Князь Волконский и Ваня-ключник» представляет собой поздний вариант первой баллады. Ваня-ключник – «полю-бовничек» молодой княгини. Донесла об этом князю сенная девушка. Велел он повесить молодца. Заключение произведения сходно с заключением первой баллады: Что Иванушка по петельке качается, А княгиня-то во тереме кончается. Социальный план этих произведений сводится к тому, что в любви живут люди разного общественного положения: королевна и простой молодец, княгиня и ключник. Это и служит основой их трагической участи. Смысл баллад состоит в явном осуждении запрета любви людей неравного социального положения. Защита свободы чувства – важная моральная тенденция баллад.