ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сюжетный состав русских народных сказок
Сюжетный состав русских народных сказок исключительно богат. «Сравнительный указатель сюжетов» (СУС) учитывает 225 сюжетов и сюжетообразующих мотивов.
Волшебная сказка несет в себе разнообразные следы тотемических верований. Это отражено в сюжетах о чудесных невестах и женихах («Царевна – лягушка»), о чудесном рождении богатыря («Иван – Медвежье ушко», «Бой на калиновом мосту»). Часто животные тотемы являются чудесными помощниками героя («Мачеха и падчерица», «Сивка – Бурка»).
В восточнославянских сказках особое значение имеет образ Бабы Яги. О глубокой древности Бабы-Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником. Чаще всего она фигурирует в сюжетах «Ивашка и ведьма», «Мачеха и падчерица», «Братец и сестрица», «Чудесные дети», а также в сюжетах, связанных с мотивом добывания или разыскания героем жены, невесты, матери: «Три царства», «Кощеева смерть в яйце», «Два брата», «Молодильные яблоки».
Ее положительная роль исчерпывается дачей герою мудрых советов и вручением чудесных предметов. Отрицательную роль она играет в качестве воительницы, мстительницы, злой советчицы, разлучницы, похитительницы детей.
Внутри сказочного сюжета отчетливо выделены два пространства: мир людей и чудесное тридевятое царство. Последнее, по мнению ученых, не что иное, как мифологическое царство мертвых. От реального мира оно отделено чаще всего избушкой Бабы-Яги. В.Я. Пропп пришел к выводу, что Яга умершая мать, покойник, проводник в загробный мир. Со временем (под влиянием христианства) усилилась отрицательная характеристика Яги, но очень прочно удерживалась в памяти ее материнская сущность.
Змей, как и Баба-Яга, олицетворяет многочисленных врагов человека. Он появляется из моря: «Вдруг змей начал выходить из воды, вода за ним хлынула на три аршина», прилетает по воздуху: «Утром поднялась сильная буря…».
А.Н. Афанасьев трактовал змея как, «воплощение молнии, низведенной некогда… на домашний очаг». В.Я. Пропп видел в нем связь с разнообразными стихиями (огнем, водой, горами, небесными силами) и с животным миром. Змею близок другой мифологический образ
– Кащей Бессмертный. Афанасьев писал: «Кащей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей: оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга…».
От мифологии сказка унаследовала два типа героя: «высокий» (богатырь) и «низкий» (дурачок); новый этап идеализации человека отразился в третьем типе героя – Иване-царевиче.
Иван – царевич – герой самых популярных волшебных сказок: «Иван – царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Финист – ясный сокол», «Царевна лягушка» и др. Он совершает различные подвиги: побеждает Кащея, Змея, сражается с войском Бабы Яги. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты.
Иванушка – дурачок чаще всего действует в сказках «Сивка-бурка», «Конек-горбунок». Он добр и доверчив, презираемый даже братьями и отцом всегда оказывается умнее их. Очевидно, в волшебные сказки этот образ пришел из бытовых.
Типы положительных героев включают в себя три категории: богатырши и воительницы, как Марья Моревна, мудрые девы, как Елена и Василиса, сироты и падчерицы, как Золушка и Аленушка. Все они воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости.
Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей жениха или мужа. Такая сюжетная роль, идущая от древнего обычая активного поведения женщины в выборе жениха, повлияла на содержание образа сказочной царевны. Она волшебница, связана с солнечным миром, морской стихией и тридесятым царством. Но самое ценное в образе невесты то, что она красавица и царевна.
Структура и специфика волшебных сказок
Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально-бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец.
Некоторые сказки начинаются присказками – шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованы. Цель их – привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее идет речь. Так, сказка «Иван Сученко и белый Полянин» имеет присказку: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут похваляются, сами с собой забавляются; были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Эта присказка, сказка будет впереди
».
За присказкой, которая бывает далеко не у всех сказок, следует зачин, начинающий повествование. Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир.
Специфика волшебной сказки заключается в следующем:
-
конфликт всегда разрешается при помощи чудесных сил, помощников. Чудесные силы, чудесные противники – это мифологические мотивы, они составляют основу сказки, социальные мотивы обрамляют сюжет. Ядро сказки постоянно, а социальные мотивы обновляются в зависимости от эпохи; -
действия развертываются в двух пространственно-временных планах: в одном живет герой, в другом – его противник и чудесные помощники; -
в волшебных сказках два типа героя: «высокий» и «низкий»; -
описание в этой группе сказок заменяют поэтические формулы. Знание этих формул позволяет сказителю легко «построить» сказку.
Идейная направленность социально-бытовых сказок
Термин «бытовая сказка» объединяет несколько внутри жанровых разновидностей: анекдотические сказки, новеллистические сказки, семейно- бытовые. Они сближены по характеру конфликта и способу его разрешения.
Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили названия социально-бытовых.
Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.
Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян.
Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.
В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках. Так, в одной сказке Горшеня заставляет барина везти себя на спине. В другой мужик дурачит глупую барыню, обманывает барина. Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, жадный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар, как отрицание их права распоряжаться судьбою крепостных. В сказках есть сюжеты, в которых барин, а чаще барыня попадают в иную жизненную обстановку, например барыня во сне переносится в избу сапожника, пробует и там распоряжаться, но получает хороший урок.
Другой остросатирический образ сказок – поп. Поп изображается в сказках как жадный, сластолюбивый невежда, лицемер, который не верит тому, чему учит других. Обличение попа – одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью. Поп обычно нарушал все заповеди и оставался безнаказанным, что приводило к мысли о ложности религиозного учения. К тому же в сказках нередко пародируется церковная служба. Поп за деньги может и козла похоронить по церковному обряду. В сказке «Похороны козла» архиерей хотел было наказать такого попа за кощунство, но, получив «мзду», лишь обругал за то, что поп «не соборовал козла». Поп нередко выступает как лентяй и невежда (сказки «Безграмотная деревня», «О попе в мешке»). Весьма популярны сказки о любовных похождениях попа. Поп ходит и к купчихе, и к барыне. Но если тут все кончается для него благополучно, то попытки ходить к жене мужика или плотника приносят ему много огорчений. Сатиричен и образ попадьи.
Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в них гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В ряде сказок этого типа мужик побеждает барина, купца и попа, но в мечтах. Тем не менее подобные сюжеты рождали веру в победу, в освобождение от гнета; человек труда добивается торжества справедливости и обретает некоторую независимость. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра происходит в сказочном мире, здесь все совершается в реальной жизненной обстановке, в определенных социальных и бытовых условиях.
Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бесчастный»). Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к богачам, находила положительный отклик у слушателей.
Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей. Два вида этих сказок – сказки с более развитыми социальными и бытовыми мотивами – разнятся между собой в том, что в первых ярче проявляется сатира, а во вторых – юмор. Несправедливые социальные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки. Две названные разновидности сказок различаются и тем, что в первых обычно нет моралистических выводов – сатира их не требует, для нее необходим не морализм, а разоблачение; для бытовых сказок характерна поучительность, особенно для сказок на семейные темы.
Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.
В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец (дурак), лгун, лентяй, хитрец, вор. Другие изображают семейные конфликты, их герои – глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики. Обличение общечеловеческих пороков обычно использует гиперболизацию. Особенно преувеличивается глупость. В сказках осмеивается глупость жителей некоторых областей, сел и отдельных персонажей. Известны сказки о пошехонцах, которые тащили на крышу корову, чтобы она могла съесть выросшую там траву; носили из погреба ложкой кислое молоко, вместо того, чтобы принести сразу горшок; плыли по реке в дырявой лодке, а когда в нее стала набираться вода, чтобы не замочить ног, выпрыгнули из лодки в реку.
Наиболее популярен образ Иванушки-дурачка, обычно третьего сына в семье. Он, как говорится в сказке, «набитый дурак» и совершает нелепые поступки; едучи с ярмарки с горшками, накрывает ими пни или верстовые столбы, чтобы тем не было холодно; галушками кормит свою тень. К числу популярных сказок о дураках относятся также сказки, в которых дурак невпопад говорит, за что его бьют. Очень широко были распространены сказки и песни о Фоме и Ереме, которые неумело пахали, торговали, охотились и ловили рыбу. Своеобразны сказки о Лутонюшке, который, будучи недоволен глупостью своих родных, решил отправиться по свету, поискать, есть ли такие глупые люди в других местах, и нашел еще более глупых, которые дерево растягивали, свет решетом носили, кур доили, с разбегу кафтаны надевали.
Менее широко, но не менее ярко развиты темы лжи и хитрости. Известны сказки с названием «Лгала и Полыгала». Их герои дурачат людей, рассказывая им небылицы; о петухе, склевавшем половину месяца и т. п. Наконец, существует серия сказок, которые принято называть новеллистическими и которые чаще всего разрабатывают сюжеты о споре мужа и жены, об испытании верности жены, о лености жены и глупости мужа, о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж при содействии кума отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга. Широко популярен сюжет о Николе Дупленском. Муж путем хитроумных уловок изобличает любовника, избивает его и наказывает жену.