ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м.
Учитель выставляет на наборное полотно 1 слонёнка, затем (через несколько секунд) ещё одного.
– Сколько слонят было сначала? (Один.)
– Запишите на доске цифру 1. (Учащиеся могут не записывать нужную цифру, а найти её в кассе цифр и прикрепить на доску.)
– Сколько пришло потом? (Один.)
– Запишите цифрой.
– Сколько слонят стало? (Два.)
– Как получилось число 2? (Один и один – получится два. Или: один да один – это два.)
– Один меньше или больше двух? (Один меньше двух. Или: один меньше, чем два.)
– Что можно сказать про 2 по сравнению с 1? (Два больше одного. Или: два больше, чем один.)
Затем учитель выставляет на наборное полотно двух утят, потом одного убирает.
– Составьте небольшой математический рассказ.
Например: в пруду купалось два утёнка, один ушёл. Остался один утёнок.
– Сколько утят было сначала? (Два.)
– Сколько ушло? (Один.)
– Больше или меньше стало утят? (Меньше.)
– Верно ли будет сказать: «Два без одного – это один»? (Да.)
2. Образование числа 2.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся составляют короткие рассказы по рисункам 1, 2 учебника (с. 23, часть 1), читают записи, объясняя их. (Один да один – два; два без одного – один.)
Далее учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть рисунок в задании 3 (с. 23, часть 1).
– Как вы думаете, какие цифры написаны на перевёрнутых карточках?
– Объясните, почему так считаете.
IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся рассматривают бусы, изображённые на полях учебника (с. 23, часть 1), и объясняют, какой нитью бус из предложенных нужно продолжить бусы. (Продолжить бусы следует первой нитью: красная бусинка, две жёлтые, красная, потому что именно так чередуются бусинки на остальных бусах.)
V. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что было особенно интересным?
– Как вы работали на уроке?
У р о к 15. ЧИСЛА 1, 2, 3. ЦИФРА 3
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 3 и его графической записью – цифрой 3; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующими цифрами; учить писать цифру 3; работать над развитием наблюдательности
; прививать детям аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент.
II. Изучение нового материала: образование числа 3.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м.
Учитель предлагает детям составить короткие (математические) рассказы (по наборному полотну, магнитной доске или фланелеграфу).
Например:выставляются две бабочки, затем добавляется ещё одна. Дети составляют рассказ: было две бабочки, к ним прилетела ещё одна. Стало три бабочки.
– Какой цифрой можно записать число бабочек сначала? (Цифрой 2.)
– Запишите эту цифру (или поставьте на наборное полотно).
– Какой цифрой запишем число бабочек, которые прилетели? (Цифрой 1.)
– Запишите (поставьте на наборное полотно) цифру 1.
– Как записать, что стало три бабочки?
– Правильно, число 3 записывается с помощью цифры 3. (На доске учитель вывешивает увеличенный образец цифры 3.)
III. Знакомство с цифрой 3.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 3.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 3?
Это – месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь –
Посмотри:
Получилась цифра…(три)!
Г. Виеру
2. Анализ образца, письмо цифры 3.
Учащиеся анализируют образец цифры 3 и прописывают цифру:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельно. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
IV. Формирование умения соотносить число и цифру.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 24, часть 1).
– К какой сказке он выполнен? («Три медведя».)
– Каких предметов на этом рисунке 3?
– Каких – два?
– Каких – только один?
Р а б о т а с у ч е б н и к о м и н а б о р н ы м п о л о т н о м.
– Поставьте на наборное полотно столько красных треугольников, сколько медведей на рисунке.
– Ниже поставьте столько зелёных треугольников, сколько целых стульев на рисунке.
– Ещё ниже поставьте столько синих треугольников, сколько девочек на рисунке.
– Внимательно посмотрите на доску и скажите, что больше: 1 или 2, 2 или 3?
– На сколько 2 больше 1; 3 больше 2?
– Как получить число 2? (К одному добавить ещё один.)
– Как получить число 3? (К двум добавить один или к одному добавить (прибавить) два.)
– На полях учебника изображены монеты. Какого они достоинства?
– Какими монетами можно заплатить, если товар стоит 3 рубля; 2 рубля?
Р а б о т а с т е т р а д ь ю.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 7 в тетради № 1). Затем дети могут составить небольшой рассказ по рисунку, после чего ученики закрашивают такое количество кругов, сколько изображено собак на рисунке.
Далее учитель спрашивает учащихся о том, какие цифры и каким образом записаны в следующем задании. (Записаны цифры 1, 2, 3. Они записаны по порядку.)
– Чем отличается первая запись 1, 2, 3 от второй: 3, 2, 1? (В первой записи числа записаны от меньшего к большему, т. е. увеличиваются, а во второй – наоборот: от большего к меньшему, т. е. уменьшаются.)
Учитель может сообщить ученикам о том, что порядок, при котором числа увеличиваются, называется порядком увеличения, а порядок, при котором числа уменьшаются, называется порядком уменьшения.
После этого дети прописывают цифры в тетради в соответствующем порядке.
V. Работа над развитием наблюдательности учащихся.
В заключение урока учащиеся выполняют задания на развитие наблюдательности, логики (задание 2, с. 25 учебника, часть 1, и задание, расположенное на полях этой же страницы).
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Что получилось лучше всего?
У р о к 16. ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; прививать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Расположить числа по порядку.
На д о с к е записаны числа: 2, 1, 3.
– Расположите числа по порядку. (Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.)
– Как записали числа? Прочитайте.
– Записал ли кто-то из вас числа в другой последовательности?
– Прочитайте.
– Допишите недостающий вариант в ваших тетрадях.
2. Поставьте на наборное полотно (фланелеграф, магнитную доску):
2 яблока;
3 гриба;
1 апельсин и т. д.
3. Задание в тетради
(с. 7 в тетради № 1, задание 3).
Учащиеся рисуют морковки, яблоки, грибы в соответствии с записанными цифрами.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=).
Учитель предлагает учащимся составить короткий рассказ по рисункам (с. 26 учебника, часть 1) или по наборному полотну.
Например:на полянке гулял один ёжик. К нему прибежал другой. Стало два ёжика.
– Сколько ёжиков было сначала? (Один.)
З а п и с ь н а д о с к е: 1.
– Сколько ёжиков прибежало к нему? (Один.)
З а п и с ь н а д о с к е: 1.
– Сколько ёжиков стало? (Два.)
З а п и с ь н а д о с к е: 2.
– Ёжиков стало больше или меньше? (Больше.)
– Для того, чтобы показать, что ёжиков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 2
– Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 = 2
– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).
– А можно иначе: «К одному прибавить один, получится два». (Чтение детьми вслух.)
Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.
Например:было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался один зайчик.
– Сколько зайчиков было? (Три.)
– Сколько ушло? (Два.)
– Сколько осталось? (Один.)
– Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше.)
– Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет.)
– Почему? (Зайчиков стало меньше.)
– В математике, для того чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Далее учащиеся исправляют и продолжают запись: 3 – 2 = 1. (Запись выполняется карточками из кассы цифр.)
– Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух.) Или по-другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух.)
2. Пропись изученных знаков.
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся знаки «+», «–», «=». Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Знак «равно» дети прописывают в рабочих тетрадях.)
Далее, для того чтобы проверить, как дети усвоили новый материал, учитель может продиктовать несколько выражений, которые ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.
Например:к одному прибавить два, получится три; из двух вычесть один, получится один. И т. д.
После выполнения данной работы учитель может сообщить детям, что такие записи называются равенствами (так как в них есть знак «=»).
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?
У р о к 17. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ РАВЕНСТВ
Цели урока: продолжать формировать у детей умение правильно использовать знаки арифметических действий «+», «–»; вырабатывать навык чтения равенств разными способами; закреплять знания об изученных числах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся умения правильно использовать знаки «+», «–».
1. Упражнение в умении правильно использовать знаки «+», «–». Чтение равенств.
З а п и с ь н а д о с к е:
1 1 = 2 2 1 = 3
3 1 = 2 3 2 = 1
2 1 = 1 1 2 = 3
– Что заметили? (Пропущены знаки «+», «–»).
– Вставьте нужные знаки, докажите правильность сделанного вами выбора.
Работа проводится ф р о н т а л ь н о.
Сначала дети под руководством учителя дополняют равенства соответствующими знаками. Затем упражняются в чтении равенств разными способами.
Например: 1 1 = 2.
Было 1, стало 2. Число стало больше, значит, пропущен знак «+».
Ч т е н и е: «Один плюс один равно двум».
– Как можно по-другому прочитать это же равенство? (К одному прибавить один, получится два. )
Здесь же учитель может сообщить детям о том, что сделать число больше – значит увеличить его, поэтому данное равенство можно прочитать и так: «Один увеличить на один, получится два».
3 1 = 2.
Было 3, стало 2. Число стало меньше, значит, пропущен знак «– ».
Ч т е н и е: «Три минус один равно двум».
– Как можно иначе прочитать данное равенство? («Из трёх вычесть один, получится два».)
Далее учитель сообщает детям о том, что сделать число меньше – значит уменьшить его, и это равенство можно прочитать следующим образом:
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м.
Учитель выставляет на наборное полотно 1 слонёнка, затем (через несколько секунд) ещё одного.
– Сколько слонят было сначала? (Один.)
– Запишите на доске цифру 1. (Учащиеся могут не записывать нужную цифру, а найти её в кассе цифр и прикрепить на доску.)
– Сколько пришло потом? (Один.)
– Запишите цифрой.
– Сколько слонят стало? (Два.)
– Как получилось число 2? (Один и один – получится два. Или: один да один – это два.)
– Один меньше или больше двух? (Один меньше двух. Или: один меньше, чем два.)
– Что можно сказать про 2 по сравнению с 1? (Два больше одного. Или: два больше, чем один.)
Затем учитель выставляет на наборное полотно двух утят, потом одного убирает.
– Составьте небольшой математический рассказ.
Например: в пруду купалось два утёнка, один ушёл. Остался один утёнок.
– Сколько утят было сначала? (Два.)
– Сколько ушло? (Один.)
– Больше или меньше стало утят? (Меньше.)
– Верно ли будет сказать: «Два без одного – это один»? (Да.)
2. Образование числа 2.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся составляют короткие рассказы по рисункам 1, 2 учебника (с. 23, часть 1), читают записи, объясняя их. (Один да один – два; два без одного – один.)
Далее учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть рисунок в задании 3 (с. 23, часть 1).
– Как вы думаете, какие цифры написаны на перевёрнутых карточках?
– Объясните, почему так считаете.
IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся рассматривают бусы, изображённые на полях учебника (с. 23, часть 1), и объясняют, какой нитью бус из предложенных нужно продолжить бусы. (Продолжить бусы следует первой нитью: красная бусинка, две жёлтые, красная, потому что именно так чередуются бусинки на остальных бусах.)
V. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что было особенно интересным?
– Как вы работали на уроке?
У р о к 15. ЧИСЛА 1, 2, 3. ЦИФРА 3
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 3 и его графической записью – цифрой 3; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующими цифрами; учить писать цифру 3; работать над развитием наблюдательности
; прививать детям аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент.
II. Изучение нового материала: образование числа 3.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м.
Учитель предлагает детям составить короткие (математические) рассказы (по наборному полотну, магнитной доске или фланелеграфу).
Например:выставляются две бабочки, затем добавляется ещё одна. Дети составляют рассказ: было две бабочки, к ним прилетела ещё одна. Стало три бабочки.
– Какой цифрой можно записать число бабочек сначала? (Цифрой 2.)
– Запишите эту цифру (или поставьте на наборное полотно).
– Какой цифрой запишем число бабочек, которые прилетели? (Цифрой 1.)
– Запишите (поставьте на наборное полотно) цифру 1.
– Как записать, что стало три бабочки?
– Правильно, число 3 записывается с помощью цифры 3. (На доске учитель вывешивает увеличенный образец цифры 3.)
III. Знакомство с цифрой 3.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 3.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 3?
Это – месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь –
Посмотри:
Получилась цифра…(три)!
Г. Виеру
2. Анализ образца, письмо цифры 3.
Учащиеся анализируют образец цифры 3 и прописывают цифру:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельно. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
IV. Формирование умения соотносить число и цифру.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 24, часть 1).
– К какой сказке он выполнен? («Три медведя».)
– Каких предметов на этом рисунке 3?
– Каких – два?
– Каких – только один?
Р а б о т а с у ч е б н и к о м и н а б о р н ы м п о л о т н о м.
– Поставьте на наборное полотно столько красных треугольников, сколько медведей на рисунке.
– Ниже поставьте столько зелёных треугольников, сколько целых стульев на рисунке.
– Ещё ниже поставьте столько синих треугольников, сколько девочек на рисунке.
– Внимательно посмотрите на доску и скажите, что больше: 1 или 2, 2 или 3?
– На сколько 2 больше 1; 3 больше 2?
– Как получить число 2? (К одному добавить ещё один.)
– Как получить число 3? (К двум добавить один или к одному добавить (прибавить) два.)
– На полях учебника изображены монеты. Какого они достоинства?
– Какими монетами можно заплатить, если товар стоит 3 рубля; 2 рубля?
Р а б о т а с т е т р а д ь ю.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 7 в тетради № 1). Затем дети могут составить небольшой рассказ по рисунку, после чего ученики закрашивают такое количество кругов, сколько изображено собак на рисунке.
Далее учитель спрашивает учащихся о том, какие цифры и каким образом записаны в следующем задании. (Записаны цифры 1, 2, 3. Они записаны по порядку.)
– Чем отличается первая запись 1, 2, 3 от второй: 3, 2, 1? (В первой записи числа записаны от меньшего к большему, т. е. увеличиваются, а во второй – наоборот: от большего к меньшему, т. е. уменьшаются.)
Учитель может сообщить ученикам о том, что порядок, при котором числа увеличиваются, называется порядком увеличения, а порядок, при котором числа уменьшаются, называется порядком уменьшения.
После этого дети прописывают цифры в тетради в соответствующем порядке.
V. Работа над развитием наблюдательности учащихся.
В заключение урока учащиеся выполняют задания на развитие наблюдательности, логики (задание 2, с. 25 учебника, часть 1, и задание, расположенное на полях этой же страницы).
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Что получилось лучше всего?
У р о к 16. ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; прививать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Расположить числа по порядку.
На д о с к е записаны числа: 2, 1, 3.
– Расположите числа по порядку. (Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.)
– Как записали числа? Прочитайте.
– Записал ли кто-то из вас числа в другой последовательности?
– Прочитайте.
– Допишите недостающий вариант в ваших тетрадях.
2. Поставьте на наборное полотно (фланелеграф, магнитную доску):
2 яблока;
3 гриба;
1 апельсин и т. д.
3. Задание в тетради
(с. 7 в тетради № 1, задание 3).
Учащиеся рисуют морковки, яблоки, грибы в соответствии с записанными цифрами.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=).
Учитель предлагает учащимся составить короткий рассказ по рисункам (с. 26 учебника, часть 1) или по наборному полотну.
Например:на полянке гулял один ёжик. К нему прибежал другой. Стало два ёжика.
– Сколько ёжиков было сначала? (Один.)
З а п и с ь н а д о с к е: 1.
– Сколько ёжиков прибежало к нему? (Один.)
З а п и с ь н а д о с к е: 1.
– Сколько ёжиков стало? (Два.)
З а п и с ь н а д о с к е: 2.
– Ёжиков стало больше или меньше? (Больше.)
– Для того, чтобы показать, что ёжиков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 2
– Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 = 2
– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).
– А можно иначе: «К одному прибавить один, получится два». (Чтение детьми вслух.)
Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.
Например:было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался один зайчик.
– Сколько зайчиков было? (Три.)
– Сколько ушло? (Два.)
– Сколько осталось? (Один.)
– Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше.)
– Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет.)
– Почему? (Зайчиков стало меньше.)
– В математике, для того чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Далее учащиеся исправляют и продолжают запись: 3 – 2 = 1. (Запись выполняется карточками из кассы цифр.)
– Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух.) Или по-другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух.)
2. Пропись изученных знаков.
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся знаки «+», «–», «=». Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Знак «равно» дети прописывают в рабочих тетрадях.)
Далее, для того чтобы проверить, как дети усвоили новый материал, учитель может продиктовать несколько выражений, которые ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.
Например:к одному прибавить два, получится три; из двух вычесть один, получится один. И т. д.
После выполнения данной работы учитель может сообщить детям, что такие записи называются равенствами (так как в них есть знак «=»).
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?
У р о к 17. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ РАВЕНСТВ
Цели урока: продолжать формировать у детей умение правильно использовать знаки арифметических действий «+», «–»; вырабатывать навык чтения равенств разными способами; закреплять знания об изученных числах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся умения правильно использовать знаки «+», «–».
1. Упражнение в умении правильно использовать знаки «+», «–». Чтение равенств.
З а п и с ь н а д о с к е:
1 1 = 2 2 1 = 3
3 1 = 2 3 2 = 1
2 1 = 1 1 2 = 3
– Что заметили? (Пропущены знаки «+», «–»).
– Вставьте нужные знаки, докажите правильность сделанного вами выбора.
Работа проводится ф р о н т а л ь н о.
Сначала дети под руководством учителя дополняют равенства соответствующими знаками. Затем упражняются в чтении равенств разными способами.
Например: 1 1 = 2.
Было 1, стало 2. Число стало больше, значит, пропущен знак «+».
Ч т е н и е: «Один плюс один равно двум».
– Как можно по-другому прочитать это же равенство? (К одному прибавить один, получится два. )
Здесь же учитель может сообщить детям о том, что сделать число больше – значит увеличить его, поэтому данное равенство можно прочитать и так: «Один увеличить на один, получится два».
3 1 = 2.
Было 3, стало 2. Число стало меньше, значит, пропущен знак «– ».
Ч т е н и е: «Три минус один равно двум».
– Как можно иначе прочитать данное равенство? («Из трёх вычесть один, получится два».)
Далее учитель сообщает детям о том, что сделать число меньше – значит уменьшить его, и это равенство можно прочитать следующим образом: