ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Три уменьшить на один, получится два».
Аналогичная работа проводится с остальными равенствами.
2. Составление математического рассказа с использованием знаков арифметических действий «+», «–».
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 27 учебника, часть 1), составляют по ним краткий математический рассказ, записывают в тетради числовое выражение, соответствующее рисункам, и его решение.
III. Пропедевтика темы «Задача».
По рисунку 2 (с. 27 учебника, часть 1) учащиеся составляют краткий (математический) рассказ.
На ветке было три листика. Один листик упал на землю. Осталось два листика.
– А теперь измените ваш рассказ таким образом, чтобы нужно было спросить о том, сколько листиков осталось.
На ветке было три листика. Один листик упал на землю. Сколько листиков осталось?
– Ответьте на поставленный вопрос. (На ветке осталось два листика.)
– Запишите при помощи цифр и знаков ваш рассказ о листиках.
(3 – 1 = 2.)
IV. Работа с геометрическим материалом.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть кораблик, изображенный на полях учебника (с. 27, часть 1) или начерченный на доске. (Лучше изобразить подобный кораблик в увеличенном виде.)
– Что можете сказать?
– Из каких геометрических фигур состоит кораблик?
– Начертите точно такой же кораблик в ваших тетрадях, а затем раскрасьте его.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Итог урока.
– Какие знания вы приобрели на сегодняшнем уроке?
– Что особенно запомнилось?
У р о к 18. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4. ЦИФРА 4
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 4 и его графической записью – цифрой 4; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующей цифрой; учить писать цифру 4; формировать умение составлять и читать равенства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Составление равенств. Образование числа 4.
Учитель просит учащихся составить короткие (математические) рассказы (по наборному полотну).
Например,можно выставить 2 собачки, затем добавить ещё 1. Дети составляют рассказ: «Было 2 собачки, прибежала 1. Стало 3 собачки».
– Измените ваш рассказ таким образом, чтобы нужно было спросить о том, сколько собачек стало.
Было 2 собачки, прибежала 1. Сколько собачек стало?
– Запишите при помощи цифр и знаков рассказ о собачках.
(2 + 1 = 3.)
Затем учитель выставляет 3 предмета, например медвежат, а затем добавляет ещё одного. Учащиеся составляют математический рассказ, в котором задают вопрос: «Сколько медвежат стало?»
– Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков?
(3 + 1.)
– Сколько медвежат стало? (Стало 4 медвежонка.)
– Как записать, что стало 4 медвежонка? (При помощи цифры 4.)
– Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.
III. Анализ образца и письмо цифры 4.
Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.
– Что вам напоминает цифра 4?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Г. Виеру
Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точечным контурам, а потом пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
IV. Формирование умения соотносить число и цифру.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике рисунок 2 (с. 28, часть 1).
– Запишите в тетради цифрами:
сколько морковок;
сколько птичек;
сколько рыбок.
– Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?
V. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся рассматривают рисунок в задании 1 (с. 8 в тетради № 1).
– Составьте по рисункам рассказы, используя слово «сколько».
– К какому рисунку подойдёт первая запись?
– Докажите.
– Соедините рисунок с соответствующим равенством.
– Прочитайте равенство. (Необходимо, чтобы дети читали равенство разными способами.)
– К какому рисунку подойдёт вторая подпись?
– Почему так считаете?
– Соедините рисунок и равенство.
– Прочитайте равенство по-разному.
Далее учащиеся рассматривают рисунок 2 в учебнике (с. 29, часть 1), составляют краткие рассказы и соотносят рисунки с записанными рядом равенствами. В ходе работы ученики выясняют, что одно равенство (3 – 1 = 2) – «лишнее». Учитель может предложить учащимся самим придумать рассказ к этому равенству.
VI. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».
Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 29, часть 1) или наборное полотно и счётный материал.
– Что больше: 1 или 2?
– На сколько?
– Что меньше: 3 или 4?
– На сколько?
– Что больше: 4 или 2?
– На сколько?
– Что меньше: 1 или 3?
– На сколько? И т. д.
VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока дети могут выполнить задание, расположенное на полях учебника (с. 29, часть 1): «Какой лоскуток подойдёт для каждой заплатки?»
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
У р о к 19. ОТНОШЕНИЯ «ДЛИННЕЕ», «КОРОЧЕ»
Цели урока: учить детей сравнивать предметы по длине, используя понятия «длиннее», «короче»; проводить пропедевтическую работу по теме «Задача»; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сравнение предметов по длине.
У учителя в руках две полоски бумаги. (Полоски могут быть разными по цвету, ширине, длине, а могут отличаться только 1–2 признаками.)
– Сравните полоски. Что заметили?
– Что можно сказать о длине полосок?
– Как вы думаете, какая из них длиннее, то есть больше по длине?
– Как проверить справедливость вашего мнения?
В ходе рассуждений учащиеся под руководством учителя приходят к в ы в о д у: для сравнения полосок по длине их следует наложить одна на одну или приложить одну к другой таким образом, чтобы концы полосок совпадали. Если противоположные концы полосок совпадут, то длина полосок одинакова, если не совпадут, то длиннее та полоска, у которой осталась «лишняя» часть.
Затем дети упражняются в сравнении различных предметов по длине. (Учащиеся могут сами придумывать задания для класса.)
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Составьте небольшой рассказ по рисунку (с. 30 учебника, часть 1), используя понятия «длиннее», «короче».
– У какой собаки поводок длиннее?
– А у кого длиннее хвост?
– Уши какой собаки короче?
– Можно ли сказать, что мальчик короче девочки? (Нет.)
– Как правильно сказать? (Мальчик ниже девочки.)
– Что можно сказать о росте девочки по сравнению с ростом мальчика? (Девочка выше мальчика.)
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Рассмотрите полоски в тетради (с. 8 в тетради № 1, задание 4).
– Какая полоска, по вашему мнению, короче? Почему так считаете?
– Закрасьте эту полоску.
2. Формирование умения соотносить число и цифру.
З а д а н и е 3 (с. 8 в тетради № 1).
Данное задание учащиеся могут выполнить с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.
Перед началом работы учитель спрашивает учеников: «Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в задании?» (Соединить картинки с соответствующими цифрами.)
– Какие предметы вы соединили с цифрой 1 (2, 3, 4)?
3. Письмо изученных цифр.
Учитель предлагает ученикам вспомнить, как правильно пишется цифра 4. (Один из учащихся выходит к доске, объясняет и прописывает цифру 4.)
Учитель может спросить остальных детей о том, всё ли в объяснении и в записи на доске верно, если нет, то просит детей исправить недочёты. После этого учащиеся прописывают строчку цифры 4 в тетрадях (с. 8 в тетради № 1, задание 5).
Далее учащиеся вспоминают правильное написание цифры 1 и прописывают цифры 1 и 4, чередуя их.
III. Пропедевтика темы «Задача».
Учитель предлагает учащимся составить краткие (математические) рассказы, в которых бы содержались вопросы по рисункам учебника (с. 31, задание 2).
(С дерева упало 2 яблока, а потом ещё одно. Сколько яблок упало всего?)
– Запишите равенство, которое будет соответствовать вашему рассказу.
Учащиеся записывают в тетрадь: 2 + 1 = 3. (Один учащийся выполняет работу на доске, комментируя её.)
Далее ученики составляют рассказ по второму рисунку.
(На полянке лежало три яблока. Одно яблоко унёс ёжик. Сколько яблок осталось?)
Затем записывается равенство (с комментированием): 3 – 1 = 2.
IV. Упражнение в чтении равенств.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 3 (с. 30 учебника, часть 1).
– Что заметили?
– Чем похожи равенства первого столбика? (В них к данному числу прибавляют по одному.)
– Кто из вас догадался, как получили равенства первого столбика? (К значению предыдущего равенства прибавили один, таким образом получили следующее равенство.)
– Чем похожи равенства второго столбика? (В них из данного числа вычитают единицу.)
– Объясните, как получили равенства второго столбика. (Из значения предыдущего равенства вычли один.)
V. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключение урока дети выполняют задание на наблюдательность и логику «Какой предмет лишний?», данное на полях учебника (с. 31, часть 1).
VI. Итог урока.
– Чему учились?
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?
У р о к 20. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5. ЦИФРА 5
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5, учить детей писать цифру 5; продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача»; развивать внимание, наблюдательность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
На д о с к е изображён рисунок:
– Найдите закономерность.
– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)
– Сколько на последней? (Пять.)
– Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.
– Что вы знаете об этом числе?
Аналогичная работа проводится с остальными равенствами.
2. Составление математического рассказа с использованием знаков арифметических действий «+», «–».
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 27 учебника, часть 1), составляют по ним краткий математический рассказ, записывают в тетради числовое выражение, соответствующее рисункам, и его решение.
III. Пропедевтика темы «Задача».
По рисунку 2 (с. 27 учебника, часть 1) учащиеся составляют краткий (математический) рассказ.
На ветке было три листика. Один листик упал на землю. Осталось два листика.
– А теперь измените ваш рассказ таким образом, чтобы нужно было спросить о том, сколько листиков осталось.
На ветке было три листика. Один листик упал на землю. Сколько листиков осталось?
– Ответьте на поставленный вопрос. (На ветке осталось два листика.)
– Запишите при помощи цифр и знаков ваш рассказ о листиках.
(3 – 1 = 2.)
IV. Работа с геометрическим материалом.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть кораблик, изображенный на полях учебника (с. 27, часть 1) или начерченный на доске. (Лучше изобразить подобный кораблик в увеличенном виде.)
– Что можете сказать?
– Из каких геометрических фигур состоит кораблик?
– Начертите точно такой же кораблик в ваших тетрадях, а затем раскрасьте его.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Итог урока.
– Какие знания вы приобрели на сегодняшнем уроке?
– Что особенно запомнилось?
У р о к 18. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4. ЦИФРА 4
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 4 и его графической записью – цифрой 4; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующей цифрой; учить писать цифру 4; формировать умение составлять и читать равенства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Составление равенств. Образование числа 4.
Учитель просит учащихся составить короткие (математические) рассказы (по наборному полотну).
Например,можно выставить 2 собачки, затем добавить ещё 1. Дети составляют рассказ: «Было 2 собачки, прибежала 1. Стало 3 собачки».
– Измените ваш рассказ таким образом, чтобы нужно было спросить о том, сколько собачек стало.
Было 2 собачки, прибежала 1. Сколько собачек стало?
– Запишите при помощи цифр и знаков рассказ о собачках.
(2 + 1 = 3.)
Затем учитель выставляет 3 предмета, например медвежат, а затем добавляет ещё одного. Учащиеся составляют математический рассказ, в котором задают вопрос: «Сколько медвежат стало?»
– Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков?
(3 + 1.)
– Сколько медвежат стало? (Стало 4 медвежонка.)
– Как записать, что стало 4 медвежонка? (При помощи цифры 4.)
– Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.
III. Анализ образца и письмо цифры 4.
Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.
– Что вам напоминает цифра 4?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Г. Виеру
Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точечным контурам, а потом пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
IV. Формирование умения соотносить число и цифру.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике рисунок 2 (с. 28, часть 1).
– Запишите в тетради цифрами:
сколько морковок;
сколько птичек;
сколько рыбок.
– Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?
V. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся рассматривают рисунок в задании 1 (с. 8 в тетради № 1).
– Составьте по рисункам рассказы, используя слово «сколько».
– К какому рисунку подойдёт первая запись?
– Докажите.
– Соедините рисунок с соответствующим равенством.
– Прочитайте равенство. (Необходимо, чтобы дети читали равенство разными способами.)
– К какому рисунку подойдёт вторая подпись?
– Почему так считаете?
– Соедините рисунок и равенство.
– Прочитайте равенство по-разному.
Далее учащиеся рассматривают рисунок 2 в учебнике (с. 29, часть 1), составляют краткие рассказы и соотносят рисунки с записанными рядом равенствами. В ходе работы ученики выясняют, что одно равенство (3 – 1 = 2) – «лишнее». Учитель может предложить учащимся самим придумать рассказ к этому равенству.
VI. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».
Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 29, часть 1) или наборное полотно и счётный материал.
– Что больше: 1 или 2?
– На сколько?
– Что меньше: 3 или 4?
– На сколько?
– Что больше: 4 или 2?
– На сколько?
– Что меньше: 1 или 3?
– На сколько? И т. д.
VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока дети могут выполнить задание, расположенное на полях учебника (с. 29, часть 1): «Какой лоскуток подойдёт для каждой заплатки?»
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
У р о к 19. ОТНОШЕНИЯ «ДЛИННЕЕ», «КОРОЧЕ»
Цели урока: учить детей сравнивать предметы по длине, используя понятия «длиннее», «короче»; проводить пропедевтическую работу по теме «Задача»; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сравнение предметов по длине.
У учителя в руках две полоски бумаги. (Полоски могут быть разными по цвету, ширине, длине, а могут отличаться только 1–2 признаками.)
– Сравните полоски. Что заметили?
– Что можно сказать о длине полосок?
– Как вы думаете, какая из них длиннее, то есть больше по длине?
– Как проверить справедливость вашего мнения?
В ходе рассуждений учащиеся под руководством учителя приходят к в ы в о д у: для сравнения полосок по длине их следует наложить одна на одну или приложить одну к другой таким образом, чтобы концы полосок совпадали. Если противоположные концы полосок совпадут, то длина полосок одинакова, если не совпадут, то длиннее та полоска, у которой осталась «лишняя» часть.
Затем дети упражняются в сравнении различных предметов по длине. (Учащиеся могут сами придумывать задания для класса.)
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Составьте небольшой рассказ по рисунку (с. 30 учебника, часть 1), используя понятия «длиннее», «короче».
– У какой собаки поводок длиннее?
– А у кого длиннее хвост?
– Уши какой собаки короче?
– Можно ли сказать, что мальчик короче девочки? (Нет.)
– Как правильно сказать? (Мальчик ниже девочки.)
– Что можно сказать о росте девочки по сравнению с ростом мальчика? (Девочка выше мальчика.)
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Рассмотрите полоски в тетради (с. 8 в тетради № 1, задание 4).
– Какая полоска, по вашему мнению, короче? Почему так считаете?
– Закрасьте эту полоску.
2. Формирование умения соотносить число и цифру.
З а д а н и е 3 (с. 8 в тетради № 1).
Данное задание учащиеся могут выполнить с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.
Перед началом работы учитель спрашивает учеников: «Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в задании?» (Соединить картинки с соответствующими цифрами.)
– Какие предметы вы соединили с цифрой 1 (2, 3, 4)?
3. Письмо изученных цифр.
Учитель предлагает ученикам вспомнить, как правильно пишется цифра 4. (Один из учащихся выходит к доске, объясняет и прописывает цифру 4.)
Учитель может спросить остальных детей о том, всё ли в объяснении и в записи на доске верно, если нет, то просит детей исправить недочёты. После этого учащиеся прописывают строчку цифры 4 в тетрадях (с. 8 в тетради № 1, задание 5).
Далее учащиеся вспоминают правильное написание цифры 1 и прописывают цифры 1 и 4, чередуя их.
III. Пропедевтика темы «Задача».
Учитель предлагает учащимся составить краткие (математические) рассказы, в которых бы содержались вопросы по рисункам учебника (с. 31, задание 2).
(С дерева упало 2 яблока, а потом ещё одно. Сколько яблок упало всего?)
– Запишите равенство, которое будет соответствовать вашему рассказу.
Учащиеся записывают в тетрадь: 2 + 1 = 3. (Один учащийся выполняет работу на доске, комментируя её.)
Далее ученики составляют рассказ по второму рисунку.
(На полянке лежало три яблока. Одно яблоко унёс ёжик. Сколько яблок осталось?)
Затем записывается равенство (с комментированием): 3 – 1 = 2.
IV. Упражнение в чтении равенств.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 3 (с. 30 учебника, часть 1).
– Что заметили?
– Чем похожи равенства первого столбика? (В них к данному числу прибавляют по одному.)
– Кто из вас догадался, как получили равенства первого столбика? (К значению предыдущего равенства прибавили один, таким образом получили следующее равенство.)
– Чем похожи равенства второго столбика? (В них из данного числа вычитают единицу.)
– Объясните, как получили равенства второго столбика. (Из значения предыдущего равенства вычли один.)
V. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключение урока дети выполняют задание на наблюдательность и логику «Какой предмет лишний?», данное на полях учебника (с. 31, часть 1).
VI. Итог урока.
– Чему учились?
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?
У р о к 20. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5. ЦИФРА 5
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5, учить детей писать цифру 5; продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача»; развивать внимание, наблюдательность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
На д о с к е изображён рисунок:
– Найдите закономерность.
– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)
– Сколько на последней? (Пять.)
– Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.
– Что вы знаете об этом числе?