Файл: Урок предмет математика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Дети могут сказать, что число 5 следует за числом 4; что 5 – нечётное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4 и т. д.)

– Число 5 записывается с помощью цифры 5.(Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.)

III. Анализ образца, письмо цифры 5.

– На что, по вашему мнению, похожа цифра 5?

– А вот поэту она напомнила фокусника:

Это – фокусник – пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнётся – раз и два! –

Обернётся цифрой «два».

Г. Виеру

Далее следует анализ образца цифры и письмо цифры по этапам:

 в воздухе;

 по точкам;

 самостоятельное письмо в тетради (с. 9 в тетради № 1, задание 2).



IV. Упражнение в прямом и обратном счёте предметов.

Учитель. А теперь мы – строители. Мы будем строить башню из кубиков. (Для этого задания можно использовать детские кубики.)

– Итак, берём 1 кубик – один.

– Ставим на него следующий – два.

– На него ещё один – три.

– Добавляем ещё – четыре.

– И последний – пять.

– Посчитаем хором этажи башни. (Один – два – три – четыре – пять.)

Счёт сопровождается показом соответствующего кубика.

– А теперь сложим кубики обратно в коробку.

– Сколько этажей у башни? (Пять.)

– Уберём один кубик. Сколько осталось? (Четыре.)

– Уберём ещё один. Сколько осталось? (Три.)

– Уберём ещё один. Сколько кубиков осталось? (Два.)

– Уберём ещё один кубик. Сколько осталось? (Один.)

– Посчитаем хором. (Пять – четыре – три – два – один.)

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

– Посмотрите на рисунок 2 (с. 32, часть 1).

– Что на нём изображено? (Геометрические фигуры: круги и треугольники.)

– Сколько кругов? (Пять.)

– Сколько треугольников? (Пять.)

– Как получили 5 кругов? (К четырём прибавили один.)

– Как получили 5 треугольников? (К трём прибавили два.)

Далее учитель может познакомить учащихся с монетой – 5 рублей, а затем поупражнять детей в наборе различных сумм разными монетами.

– Матрёшка стоит 5 рублей. Какими монетами можно заплатить за матрёшку? Как это сделать разными способами? (Учитель записывает на доске все варианты: 1 + 1 + 1 + 1 + 1; 2 + 1 + 1 + 1; 2 + 2 + 1; 5.)

– Перчатки стоят три рубля. Какими монетами можно заплатить за них?

– Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?

– Сколько сдачи должен будет дать продавец? (Для того чтобы посчитать сдачу, дети могут использовать счётный материал наборного полотна или рисунок в учебнике.)




V. Пропедевтика темы «Задача».

По рисункам в задании 2 (с. 33 учебника, часть 1) и задании 1 (с. 9 в тетради № 1) учащиеся составляют короткие (математические) рассказы и ставят вопросы к ним.

И в тетради, и в учебнике есть «лишние» выражения, дети должны не только догадаться, какое из выражений является «лишним», но и обосновать своё мнение. К оставшимся выражениям ученики могут придумать свои рассказы.

VI. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.

В заключение урока ученики выполняют задание, требующее наблюдательности: «Сравни картинки и найди 5 отличий» (с. 33 учебника, часть 1). Учитель может провести выполнение этого задания в форме игры «Кто самый внимательный?».

VII. Итог урока.

– Чему учились?

– Что нового узнали на уроке?

– Было ли вам интересно на уроке?

– Что особенно понравилось?

У р о к 21. СОСТАВ ЧИСЛА 5

Цели урока: показать учащимся, как можно получить число 5; учить детей различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами; продолжать работу по соотнесению числа с соответствующей цифрой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного о числах 1–5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими.

Начать работу можно с выполнения заданий в тетради (задания 2, 3, с. 10 в тетради № 1).

Учитель предлагает ученикам рассмотреть внимательно задание 3.

– Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в данном задании? (Соединить рисунок с цифрой, показывающей число предметов.)

– Выполните задание.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

В з а и м о п р о в е р к а.

Далее дети выполняют первую часть задания 2.

– Какая цифра написана? (5.)

– Обведите по контурам и закрасьте такое число треугольников, которое соответствует записанной цифре.

– Проверьте работу друг друга.

После этого задания учащиеся под диктовку учителя записывают в столбик следующие цифры: 4, 2, 3, 1.

Один из учеников после выполнения работы в тетради записывает цифры на доске.

С а м о п р о в е р к а с доски.

– Около цифры 4 нарисуйте такое количество яблок, которое соответствует записанной цифре.

– Около цифры 2 нарисуйте соответствующее число грибов.



– Около цифры 3 – соответствующее число слив.

– Около цифры 1 – соответствующее число морковок.

– Проверьте работу друг друга.



III. Изучение нового материала.

1. Формирование восприятия состава числа 5.

Работу можно провести по рисунку 1 (с. 34 учебника, часть 1) или с использованием наборного полотна.

– Рассмотрите внимательно рисунок.

– Что заметили? (На двух лавочках сидят пять девочек.)

– Как девочки расположились на лавочках? (Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка.)

Параллельно на наборном полотне или магнитной д о с к е «записывается»: 4 1.

Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две.

З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 3 2.

Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки.

З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 2 3 .

Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре.

З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 1 4.

– Посмотрите на записи, сделанные на доске.

– Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5.

Учащиеся проговаривают хором:

Пять – это четыре и один.

Пять – это три и два.

Пять – это два и три.

Пять – это один и четыре.

2. Упражнение в получении числа 5 разными способами.

Далее учитель может провести с детьми игру «Заселяем домик».

Можно использовать «домик», помещённый на полях учебника (с. 34, часть 1), но лучше, чтобы «домик» был на доске и дети «заселяли» его магнитными цифрами.




IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5.

Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть рисунок в задании 2 (с. 34 учебника, часть 1).

– Что хотите сказать? (С помощью бусинок показан состав числа 5.)

Далее дети записывают на доске или на наборном полотне: 4 + 1 = 5.

– Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется? (Четыре).

З а п и с ь: 5 – 1 = 4.

В итоге на д о с к е (наборном полотне) появляется следующая запись:

4 + 1 = 5 5 – 1 = 4

3 + 2 = 5 5 – 2 = 3

2 + 3 = 5 5 – 3 = 2

1 + 4 = 5 5 – 4 = 1

– Какой вывод можно сделать?

В заключение урока учащиеся выполняют задание 1 (с. 35 учебника, часть 1): сравнивают числа (устно). Задание выполняется фронтально.

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Чему научились?

– Оцените свою работу.

У р о к 22. ТОЧКА. КРИВАЯ ЛИНИЯ.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК


Цели урока: дать учащимся первичные представления о кривой линии, прямой линии, отрезке; продолжать работу по усвоению учащимися состава чисел 2–5; продолжать пропедевтику темы «Задача».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новыми понятиями.

На доске изображено несколько разных линий.



Учитель просит детей внимательно посмотреть на доску и сказать, что они заметили.

В результате беседы учащиеся под руководством учителя делят все изображённые на доске объекты на 4 г р у п п ы:

точки, кривые линии, прямые линии, отрезки.

2. Графическое изображение изученных линий. Выводы.

– Чем прямая линия отличается от кривой?

– Каким чертёжным инструментом нужно воспользоваться, чтобы начертить прямую линию? (Линейкой.)

– Как вы думаете, почему линейку так назвали?

– Про линейку даже есть стихотворение:

Я – линейка. Прямота –

Моя главная черта.

– Начертите в ваших тетрадях одну прямую линию и одну кривую.

– Нужна ли линейка, для того чтобы начертить кривую линию?

– Поставьте в ваших тетрадях точку.

– Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку? (Высказывания детей.)

– Проведите одну прямую линию.


– Можно ли провести ещё?

– Проведите.

– А ещё можно провести прямую линию через эту же точку?

– Проведите.

– А ещё можно?

– Проведите.

– Какой в ы в о д можно сделать? (Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий.)

– Как вы думаете, можно ли через одну точку провести бесконечно много кривых линий?

– Попробуйте это сделать.

– Какой вывод из этого следует?

– А теперь поставьте в ваших тетрадях две точки.

– Сколько через них можно провести прямых линий? (Высказывания детей.)

– Проведите прямую линию.

– Проведите ещё одну прямую через эти же точки. (Дети пытаются выполнить задание учителя и приходят к выводу, что это сделать невозможно.)

– Получилось ли у вас это сделать?

– Какой в ы в о д из этого следует? (Через две точки можно провести только одну прямую линию.)

– Поставьте ещё две точки в ваших тетрадях.

– Сколько кривых можно провести через них?

– Проведите одну кривую линию.

– Можно ли провести ещё одну кривую линию через эти же две точки?

– Попробуйте это сделать.

– А ещё одну?

– Проведите.

– Какой в ы в о д из этого следует? (Через две точки можно провести много кривых линий.)

– Проведите прямую линию.

– Поставьте на ней две точки.

– Часть прямой от одной точки до другой выделите цветным карандашом.

– Посмотрите внимательно на доску и найдите линии, похожие на полученную вами.

– Как называются эти линии? (Отрезки.)

– Чем отрезок отличается от прямой линии?

Учитель помогает детям сделать в ы в о д. (Отрезок – это часть прямой линии. Отрезок имеет начало и конец, то есть ограничен с двух сторон точками, в отличие от прямой линии, которая не имеет ни начала, ни конца, то есть бесконечна.)

– Начертите в ваших тетрадях два отрезка.

В з а и м о п р о в е р к а.



III. Пропедевтика темы «Задача».

Учитель предлагает учащимся рассмотреть задание 2 (с. 37 учебника, часть 1).

– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить?

– Составьте рассказы и поставьте к ним вопросы.

– Какое числовое выражение соответствует первому рисунку?

– Какое числовое выражение соответствует второму рисунку?

– Какие числовые выражения оказались «лишними»?

– Составьте по ним рассказы.