Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 654

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные вопросы: условия обучения в «Школе родителей», учебниC
ки, знакомство с Информационным листом.
Занятие № 1. Беременность и экологическая безопасность
Пр.
1. Общение в кругу. Изучения поз для сидения, коммуникативные игры «Эхо»,
«Мяч», «Солнечный зайчик»
2. ПМ: хоровод «Во саду ли в огороде». Присказка на сон, колыбельная «ПриC
летел к нам попугай» (режим дня 21.45).
3. Новый взгляд на профилактику родовой травмы с точки зрения остеопатии.
Клиническое течение физиологических родов. Особенности строения организма беременной женщины. Моделирование различных положений таза, Оценка поC
ложения таза. Заполнение Дневника здоровья в парах.
ЖЕЛ — жизненная емкость легких. У беременных женщин обычно объем легC
ких уменьшается, за счет увеличения матки. У тех, кто эффективно выполняет оздоровительную экологическую программу, объем легких увеличивается.
Сделайте максимальный вдох и выдохните в прибор — спирометр. Запишите объем выдоха в литрах.
ДЕЛЬТА ТАЗА — женщина лежит на спине (ровно). Находит самые выступаC
ющие точки крыльев подвздошных костей таза и кладет на них свои указательные пальцы. Помощник измеряет сантиметром расстояние от яремной вырезки (над верхним краем грудины) до правой, а затем левой точки таза. Разница между двуC
мя измерениями записывается в сантиметрах.
ДЕЛЬТА НОГ — женщина продолжает держать указательные пальцы на найC
денных точках. Помощник измеряет сантиметром длину каждой ноги от найденC
ной точки до верхнего края внутренней лодыжки. Разница измерений двух ног заC
писывается в сантиметрах.
ПРОБА ВОЯЧЕКА — тест на соотношение процессов торможения и возбужC
дения в нервной системе (созревание нервной системы и ее устойчивость). ЖенC
щина стоит вытянув вперед две руки, глаза открыты. Стопы стоят на одной лиC
нии, одна позади другой. Женщина совершает движения головой, наклоняя голоC
ву вперед и запрокидывая ее назад (это один кивок). Записывается количество кивков головой.
4. Освоение диафрагмального дыхания, разучивание первой половины остеоC
патической гимнастики (ОГ) с 1–9 (релаксация «Храм тишины»), 10–12, 18–20
упражнение. Адаптационная гимнастика (АГ).
Т. Знакомство с режимом дня беременной жещины (начиная с 21 часа 45 мин).
Общение с будущим ребенком и подготовка к встрече с ним. Методика изготовлеC
ния игрушек для Мобиля в соответствии с изучаемыми песенками для малыша:
Сорока, Попугай.
— Обсуждение режима дня, начиная с 7 утра. Обоснование и методика примеC
нения экологически защитного гомеопатического комплекса.
404
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


— Фильм «Аптека внутри нас» (9 мин.)
— Комплектование Аптечки № 1 (период беременности).
— Заполнение на настоящий момент Контрольного листа выполнения оздороC
вительной программы (занятие № 1).
— Правила пользования учебником. О программе занятий на следующий раз.
— Выдача учебников, средств экологического защитного комплекса. Запись желающих заказать домашнюю видеокассету или диск: «Гимнастика для береC
менных», «Пестование младенцев», «Из опыта молодой мамы», «Развитие ребенC
ка в семье от 0 до 2,5 мес.», «Развивающие игрушки», «Интеллектуальное развиC
тие младенца», «Адаптационная гимнастика для детей» (Субботин И. С., тел.
245–20–47) и аудиокассет «Подсказка для мам по пестованию младенцев», «КоC
лыбельные» и «Лучшие из СорокиCВороны» (Мехова Татьяна, тел. 350–21–60).
Домашнее задание (Д/З):
1) Прочитать по учебнику Введение, Тему № 1 и ответить на вопросы програмC
мированного контроля.
2) Поместить на домашний стенд три листа: Режим дня, Диета, Условия для рождения здорового ребенка.
3) Нарисовать и склеить бумажные игрушки для мобиля: СорокаCВорона, ПоC
пугай.
4) Соблюдать режим дня по программе.
5) Приготовить аптечку на период беременности.
6) Принести на следующее занятие мягкую куклу с платком (см. перечень).
Аптечка № 1
Период беременности
УТРОМ
1. После водных процедур:
1) Разбрызгивание раствора «Авеналам» на макушку головы и на стопы, втираC
ние в стопы.
Приготовление:
— 4 кр. «Авеналама» + 1 ст. л. 20%Cного спирта — потрясти до растворения;
— + 10 ст. л. 20%Cного спирта (перед использованием потрясти);
— поместить раствор в пульверизатор.
2. Перед завтраком под язык:
1) «Экоберин» — 1 кр.;
«Реприз» — 1 кр. (6 месяцев, затем перерыв);
«Кальгид» — 2 кр. (октябрь—апрель) — профилактика гриппа и ОРЗ.
2) Weleda Aufbaukalk № 1 — 2 кр. на кончике ножа (или биологические добавки содержащие биологический кальций: порошек скорлупы яиц, сок капусты, костC
ный кальций студня из хрящей и т. п.)
3. После завтрака:
1) Массаж десен с гомеопатической медовой композицией «Апиор» после чистC
ки зубов.
Приготовление:
— 4 кр. «Апиора» + 1 ст. л. 20%Cного спирта — потрясти до растворения;
— 20 капель раствора + 5 ст. л. меда — перемешать, втирать в десны.
2) Масло календулы — по 1 капле в нос и рот.
405
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ВЕЧЕРОМ
1. Перед ужином:
1) «Витамин HV» 5 кр. (15 дней принимать, 15 дней — перерыв);
2) Weleda Aufbaukalk № 2 — 2 кр. на кончике ножа.
2. После водных процедур:
1) Втирание гомеопатических мазей «Бриония» (по четным дням) и «Рус токси6
кодендрон» (по нечетным дням) в область груди и живота.
Занятие № 2 (по теме № 1). Беременность и здоровый образ жизни
Пр. 1. Комплекс «Пестование младенцев» с куклами (ПМ). Методика взятия детей на руки в «основную позу» и укладывание через поворот. Присказка на сон
«Во городе во Питере», две колыбельные «Прилетел к нам попугай», «СпиCсе со
Богом», хоровод «Во саду ли во городе».
2. Заполнение в парах Дневника здоровья (ДнЗ). Остеопатическая гимнастика полностью (ОГ). Адаптационная гимнастика (АГ).
Т. — Фильм «Мама — моя первая вселенная».
— Демонстрация учащимися игрушекCсамоделок для Мобиля.
— Проверка Д/З и беседа по вопросам Программированного контроля введеC
ния и темы № 1 (подготовленных самостоятельно дома по учебнику).
— Заполнение Контрольного листа выполнения оздоровительной программы занятия № 1 (добавление новых плюсов).
Д/З:
1) прочитать по учебнику темы № 2 и 3, ответить на вопросы программированC
ного контроля;
2) выполнять по домашней видеокассете АГ и ОГ. Учить присказку на сон и две колыбельные;
3) соблюдать режим дня по программе;
4) принести на следующее занятие ксерокс вашего заполненного КонтрольноC
го листа и сдать его преподавателю.
Занятие № 3. Воспитание в утробе. Пестование младенцев. Ношение детей на руках и в перевязи
Пр. 1. ПМ: Методика взятия младенца на руки и укладывание, перевязь и ее преимущества, ношение на руках и в перевязи: все позы. Укачивание на руках под присказку на сон, колыбельные, хороводы «Во саду ли, во огороде», «ЛадуCладу ла» (с произнесением имен).
2. ДнЗ. ОГ. АГ.
Т. — Фильм «Ношение ребенка на руках и в перевязи» (7 мин.) — узнавание поз.
— Обсуждение традиций подготовки к родам и пестования младенцев со спеC
циалистом по традиционной народной культуре.
— Проверка ДЗ и беседа по вопросам Программированного контроля темы № 2 и 3.
406
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


— Заполнение Контрольного листа выполнения оздоровительной программы
(занятие № 3): один лист в своем учебнике и дубликат — для преподавателя (котоC
рый сдать преподавателю).
Д/З:
1) прочитать по учебнику тему № 4 и ответить на вопросы ПрограммированноC
го контроля (для тех, кто не выполнил Д/З по предыдущей теме — сдать долги),
2) выполнять дома по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ (раздел на усыпление реC
бенка),
3) соблюдать режим дня по программе,
4) придти на следующее занятие с кемCнибудь из близких, желающих оказыC
вать вам поддержку в родах.
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51

Занятие № 4. «Семейные роды»
Пр.
1. Обоснование необходимости поддержки женщины в родах: результаты соC
временных научных наблюдений Энкин М. и др. в книге «Руководство по эффекC
тивной помощи при беременности и родах» (о позитивном влиянии на результаC
ты родов участия в родах помощника).
2. Физиологические роды в наглядных пособиях: анатомический атлас, муляC
жи, рисунки течения родов. Факторы, препятствующие течению нормальных роC
дов, методы их оценки (см. дневник здоровья) и устранения: дыхание, позы, двиC
жения.
3. Диагностика: ДНз с дополнительным остеопатическим тестом подвижности ромба Михаэлиса: дельта в мм стоя и сидя на корточках горизонтальной (подвижC
ность крестцовоCподвздошного сочленения) и вертикальной оси ромба (подвижC
ность крестцовоCпоясничного сочленения).
4. Естественные методы обезболивания схваток с помощью помощника: пракC
тические навыки диафрагмальноCрелаксационного дыхания в родовой позе 4б и всех приемов массажа в позе 4г, чередуя с движениями в родах, обезболивающиC
ми звуками, релаксацией промежности во время схватки.
5. Релаксация в родовой позе № 1.
6. Повторение пункта 3 во всех родовых позах, в том числе с поддержкой.
7. Подробное изучение поведения роженицы и ее помощника во время родов в хронологическом порядке (используя модель часов) и дневник родов (по образцу из раздела «Роды» в данном руководстве): а) предвестники; б) ранняя фаза первоC
го периода родов; в) активная фаза первого периода родов (когда ехать в роддом);
г) 2Cй период родов, тренировка ослабления и усиления потуг до и на кровати
Рахманова; д) рождение ребенка, импритинг (какими должны быть первые часы жизни крохи); е) 3Cй период родов.
8. ПМ: «ЛадуCладу» (устранение остеопатической дисфункции с помощью этC
нографических танцев и пения).
Т. — Учебные фильмы: «Роды», «Встреча новорожденного». Обсуждение «ЛеC
сенки счастливых родов».
— Комплектование аптечки № 2 для периода родов.
— Проверка ДЗ и беседа по вопросам Программированного контроля темы
№ 4.
Д/З:
407
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1) прочитать по учебнику тему № 5 и ответить на вопросы ПрограммированноC
го контроля.
2) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ (раздел на усыпление ребенC
ка).
3) соблюдать режим дня по программе.
4) принести на следующее занятие куклу, 3 пеленки, распашонку и ползунки.
5) приготовить аптечку в роддом.
6) факультативное посещение учащимися молебна о благополучном родоразC
решении.
Аптечка № 2
Роддом
1. Индивидуальные гомеопатические средства, подобранные врачомCгомеопаC
том
2. При ослаблении родовой деятельности и задержке раскрытия шейки матки:
Схема А — до родов для «созревания» шейки матки «Каулофиллум 6» по 3 кр. 2
раза в день, во время родов — каждые 30 мин., дополнительно для обезболивания ро6
дов и усиления сократительной функции матки — можно сочетать с Спигелон
(Хель) по 1 таб каждые полчаса.
Схема Б:
1) «Арника 30» — если мама не хочет, чтобы к ней прикасались, чувствует разC
битость и болезненность, устала;
2) «Пульсатилла 30» — если мама плачет, не уверена в себе, ищет утешения, не переносит духоту;
3) «Каулофиллум 30» — если мама устала, дрожит, хочет пить.
— Выбрать с учетом особенностей поведения роженицы один из следующих препаратов, принять 3 кр. и наблюдать за реакцией. Если есть изменения в лучC
шую сторону — повторять прием не надо, пока длится улучшение. Примите поC
вторно, если симптомы вернулись.
4) Эфирные масла розы, ромашки и шалфея мускатного.
— Поместите 2–3 капли наиболее приятного вам аромата в аромокурительниC
цу, на салфетке в фумигатор или на горячую батарею.
3. Помощь при застое молока:
1) «Аконит 6,12»;
2) «Белладонна 6,12»;
3) «Бриония 6,12»;
4) «Калькарея карбоника 6,12»;
5) «Пульсатилла 6,12»
— С момента появления признаков нагрубания и болезненности молочных желез. Последовательно по 1 кр. через каждые полчаса в течение первых 3Cх дней.
4. Помощь при недостатке молока: Уртика уренс 3 + и агнус кастус 3 + попереC
менно перед каждым кормлением ребенка за 20 минут и на ночь пульсатилла 6.
5. Для профилактики снижения лактации: Иберис 12 и Коллинзония канаден6
сис 12. Принимать одновременно первые 4 дня через каждые 2 часа (Выбор средств см. «Недостаток молока»).
6. При трещинах сосков:
408
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


— Масло пульсатиллы, спрей «Олазоль» (Хель) — наносить после кормления,
чередуя с выдавливанием молока и воздушными ваннами.
7. При стафилококковой инфекции:
«Геклавин»:
1) у матери: по 2 кр. 4 раза в день;
2) у ребенка: по 1 кр. 2 недели в чайной ложке грудного молока 5 раз в день в течение 3Cх дней, затем 4 раза в день — 2 недели.
8. Для ускорения заживления ран и согревания кожных покровов после родов:
«Арника» — по 3 кр. 3–5 раз в день до исчезнования патологических симптоC
мов.
9. При простуде:
«Кальгид» — по 4 кр. каждые 2 часа.
10. Экологический защитный комплекс:
«Экоберин» — по 1 кр. утром.
11. Для нормализации функции кишечника:
«Реприз»:
1) при запоре — 3 кр. 4 раза в день;
2) при дисбактериозе у младенца — по 1 кр., растворенной в чайной ложке грудного молока, 4 раза в день.
Занятие № 5. Уход за новорожденным. Пеленание, Грудное вскармливание
Пр. 1. ПМ: Обучение приемам раздевания младенца на кукле. Пеленание. ПеC
ние колыбельных, укладывание на сон. Просыпание. Взятие ребенка в коленC
ноCлоктевую позу (туалет), подмывание, укладывание на пеленальный столик,
врожденные рефлексы, одевание. Освоение поз при кормлении грудью.
Хороводы (все) с куклой в перевязи и на руках.
2. ДнЗ. ОГ. АГ.
Т. — Учебные фильмы* «Врожденные рефлексы «Уход за новорожденным»,
«Грудное вскармливание» (мин.), «Из опыта молодой мамы».
— Проверка ДЗ и беседа по вопросам Программированного контроля темы
№5.
Д/З:
1) прочитать по учебнику тему № 6 (первая половина: до советов специалистов по раннему развитию) и ответить на вопросы Программированного контроля;
2) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ (учить слова всех хороводов).
Повторить просмотр фильмов для домашних;
3) соблюдать режим дня по программе;
4) принести большую куклу (мишку), одежду для новорожденного, пеленки и данное руководство;
5) пригласить пап на занятия (выполнение вестибулярной гимнастики с поC
дросшим малышом слишком тяжелое занятие для мамы).
Занятие,праздник № 6. Воспитываем вместе с папами. Вестибулярная гимнаC
стика.
Пр. 1. АГ.
409
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
*
Учитывая большой объем фильмов урока, рекомендуется начать урок с просмотра I части фильC
мов урока, а после гимнастики ознакомиться с фильмом «Из опыта молодой мамы» вместе с чаепитиC
ем. При наличии возможности фильм «Грудное вскармливание» и тренировку поз при кормлении лучC
ше перенести на дополнительное занятие.