Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 656
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОЖИДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА
Что такое «Школа родителей»?
Это курс подготовки семейной пары, ожидающей ребенка, к естественным родам и профессиональ
ному родительству. Курс включает 10 занятий по 3 часа. Каждое занятие состоит из 3 частей: гимна
стика, практические навыки по уходу за ребенком, теоретическая подготовка с просмотром учебных фильмов. Методические пособия к курсу — «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», Домашняя видеокассета (гимнастика для беременных, родовые позы с обезболивающим массажем, Материнский массаж и гимнастика для младенцев, уход за ново
рожденным).
Для чего беременной женщине посещать «Школу родителей»?
1. Заниматься гимнастикой, которая включает в себя основные элементы для подготовки к родам: ро
довые позы, правильное дыхание и движения в родах, упражнения для укрепления и растяжки мышц, релаксация, специальные упражнения для позвоночника, уменьшающие боли в спине во время беременности и подготавливающие родовые пути к родам.
2. Освоить комплекс «Пестование младенцев», включающий в себя: правильное взятие ребенка на руки, ношение ребенка на руках и в перевязи, пение колыбельных песен, уход за новорожденным,
материнский массаж и гимнастика для младенцев с потешками, развивающие игры.
3. Изучить теоретический материал по темам: Естественные методы оздоровления будущей мамы,
Воспитание в утробе, Роды, Грудное вскармливание, Воспитание и развитие детей первого года жиз
ни, Знакомство с психофизиологическими этапами развития ребенка от нуля до 18 лет, Обучение оказанию первой доврачебной помощи.
О результатах
Родители, посещавшие «Школу родителей»,
добились уникальных результатов (по сравнению с ситуацией в среднем по городу):
— в 3 раза меньше беременных с преждевременными или запоздалыми родами;
— в 2 раза больше число новорожденных с высокой оценкой жизнеспособности по шкале Апгар;
— в 3 раза меньше число новорожденных с перинатальной энцефалопатией;
— в 6 раз меньше новорожденных с ранним искусственным вскармливанием.
Адреса петербургских «Школ родителей»,
постоянно работающих в полном соответствии с данным руководством
1. В.О. Женская консультация № 16 и ГДОУ «Центр развития ребенка» д/с № 32
(Морская набережная, д. 43, корп. 2). Тел.: 350/29/49.
Преподаватель школы «Василиса»: Новикова Инна Александровна.
2. Ст. метро «Озерки». Женская консультация № 22, ул Сикейроса, д. 10, корп. 2.
Руководитель школы: Королева Людмила Николаевна. Тел.: 553/37/93, 553/36/38.
3. Американская медицинская клиника. Набережная Мойки, 78. Тел.: 140/20/90.
Руководитель школы: Снигирева Софья Яковлевна.
8
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ
РОДИТЕЛЯМ/ПРОФЕССИОНАЛАМ
ПОСВЯЩАЕМ!
Дорогие читатели!
Вы держите в своих руках книгу, которая поможет Вам родить и воспитать здо
рового ребенка. Она подготовлена специалистами 42 кафедр вузов России, содер
жит научнообоснованную, простую и эффективную программу воспитания и оздоровления детей (от рождения до совершеннолетия) и беременных женщин в современных экологически неблагоприятных условиях. Эта программа «К здоро
вой семье через детский сад» уже 12 лет демонстрирует одни из лучших в России результаты оздоровления детей и будущих матерей.
Российская партия Жизни провозглашает своей задачей защиту самых важных для каждого человека ценностей. Одной из таких ценностей является рождение и воспитание молодого поколения, которое является основой благополучия и про
цветания страны.
Правильное формирование эмоционального ядра личности и физического здоровья является лучшим иммунитетом против наркомании, алкоголизма, асо
циального поведения детей. Такой ребенок будет любить своих родителей, сумеет создать крепкую семью и добиться успехов в жизни.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ
Председатель Совета Федерации ФС РФ,
Председатель Российской партии Жизни
Материнство — великий дар природы. Самые сильные и светлые переживания челове
ка связаны с ожиданием и рождением ребенка. Сердце матери наполняется не только ра
достью, но и беспокойством о здоровье малыша задолго до его рождения. Физическое и ду
ховное здоровье закладывается тогда, когда ребенок находится в вашем теле и во многом зависит от состояния матери. Авторы книги, которую вы держите в руках, предлагают уни
кальную методику воспитания и оздоровления детей, начиная с внутриутробного периода.
Беременность создает благоприятные условия для максимальной реализации духовно
го потенциала женщины. Именно в этот период совершаются настоящие чудеса в душе женщины. Преобразования в ее духовном мире столь величественны и прекрасны, что способны озарить светом всю дальнейшую жизнь ребенка.
Не дожидайтесь часа появления на свет своего малыша, ведь он уже живет — у него есть мозг, сердце, он растет, дышит, слышит, чувствует, он ваш! Ребенок созерцает вас и весь мир изнутри вашего тела. Он уже любит вас, прислушивается к вашим чувствам, уважает мысли. Он впитывает своими клетками информационную среду, в которую вовлечены вы.
Окружающий мир формирует его характер, эмоциональную сферу, интеллект.
Невидимый луч любви, соединяющий мать с ребенком, возникает именно сейчас и со
храняется на всю жизнь. Любовь — это мощный фактор защиты от неблагоприятных воз
действий окружающей среды, способный прикрыть ребенка в момент самых тяжелых по
трясений.
Генеральный директор
Фонда социальноэкономических программ,
безгранично любящая мать двоих сыновей
ЕЛЕНА ГРИДАСОВА
Перед вами уникальная практическая программа 10 занятий по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка. Курс обучения включает в себя подготовку к здоровой беременности, естественным родам, воспитанию и оздоровлению детей от 0 до 18
лет в семье. Многолетний опыт обучения беременных женщин в СанктПетербурге по этой программе дал поразительные результаты: в 2 раза снизилась частота осложнений в родах; в 4 раза меньше детей родилось с низкой оценкой по шкале Апгар; в 2 раза ниже была их заболеваемость повторными острыми респираторными заболеваниями и экссуда
тивным диатезом до 1 года и в 10 раз меньше было детей с перинатальной энцефалопатией,
находящихся на диспансерном учете у невропатолога в возрасте 1 года, чем в среднем по городу. Это стало возможным благодаря уникальным оздоровительным методикам, разра
ботанным ведущими специалистами в области медицины, педагогики, психологии, и но
вому поколению родителейпрофессионалов. Эти родители понимают свое родительство как науку, творчество и искусство, требующее профессиональной подготовки.
Только родителипрофессионалы сегодня могут родить и воспитать ребенка здорового духовно, душевно и телесно. Всем, кто хочет вырастить таких детей, которые не будут под
вержены наркомании, курению, пьянству, сквернословию и прочим болезням современ
ного общества, — посвящена эта книга. Возможно она станет семейной реликвией, кото
рую будут передавать бабушки своим дочкам, а дочки — внучкам, чтобы род не прервался,
чтобы сохранились здоровые дети России.
ПОХИС К. А.,
эксперт европейского бюро ВОЗ, профессор, доктор медицинских наук
10
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
15
Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
17
Тема № 1
Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин
(Часть 1)
Условия здорового зачатия · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
21
Структура оздоровительной программы · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
28
Азбука беременности и родов · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
29
Структура экологической оздоровительной программы для беременных женщин и будущих младен
цев
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
36
Физическое воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
39
Адаптационный гимнастический комплекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
39
Остеопатия — новый взгляд на беременность и роды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
Комплекс остеопатической гимнастики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
48
Отдых и расслабление между схватками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
52
Гимнастика по триместрам
53
Традиционная пластика для будущей матери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Психофизиологический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения
56
Обеспечение экологической безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
Дренажная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58
Гомеопатия: аптека внутри нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59
Профилактические мероприятия по обеспечению экологической безопасности . . . . . .
65
Как выполнять домашнее задание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
67
Программированный контроль по введению и теме № 1 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
68
Тема № 2
Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин
(Часть 2)
Питание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
71
Специализированные продукты питания для беременных женщин и кормящих матерей . . .
76
Биологически активные добавки (БАД) из растительного сырья . . . . . . . . . . . . . . . . . .
76
О витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
78
О минеральных веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
83
Рекомендации по правильному питанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
83
Рекомендации по обеспечению качества и безопасности пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . .
85
Советы аллерголога будущей матери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
89
Закаливание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
92
Стоматологическая профилактика во время беременности · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
93
Повышение сопротивляемости организма · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
101
Ароматерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Профилактика образования «растяжек» кожи у беременных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Профилактика варикозного расширения вен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Применение биологической обратной связи (БОС) для нормализации психофизиологи
ческих процессов организма беременных и подготовки к родам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Коррекционнооздоровительный курс для беременных методом БОС . . . . . . . . . . . . . . 105
Курс индивидуальной подготовки к родам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Программированный контроль по теме № 2 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
108
Тема № 3
Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин
(Часть 3)
Нормализация психологического микроклимата · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
111
Визуализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Традиции переживания утраты
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Факторы, влияющие на здоровье будущего ребенка во время беременности матери . . . . . . 114 11
О жизни и воспитании ребенка до рождения · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
115
Воспитание в утробе · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
119
Беседы — письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Музыкотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Пестование младенцев в традиционной народной культуре · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
123
Ношение младенцев · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
127
Методика взятия ребенка на руки · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
130
Комплекс «Пестование младенцев» · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
130
Программированный контроль по теме № 3 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
148
Тема № 4
Роды
Подготовка к родам · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
151
Рекомендации по успешным родам · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
152
Естественные методы обезболивания в родах · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
153
Оптимальное поведение в различные периоды родов · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
157
Предвестники родов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Первый период родов — период раскрытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Второй период — период изгнания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Третий период — последовый период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Первые часы после рождения — импритинг · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
166
Первичный импритинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Вторичный импритинг
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Что необходимо взять в роддом? · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
168
Что приготовить дома для новорожденного · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
170
Нравственная психология и педагогика во время беременности и родов · · · · · · · · · · · · · · ·
171
Программированный контроль по теме № 4 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
173
Тема № 5
Послеродовая экологическая оздоровительная программа
Гимнастика после родов · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
175
Некоторые особенности новорожденного · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
176
Врожденные рефлексы у новорожденных · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
177
Уход за новорожденным · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
178
Сон малыша · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
180
Приемы, помогающие малышу заснуть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Позы ребенка во время сна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Безутешный плач ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Питание ребенка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
184
Грудное вскармливание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Классификация грудного вскармливания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Важность грудного вскармливания для матери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Питание кормящей матери · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
189
Режим дня для кормящей матери · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
190
Программа Всемирной организации здравоохранения «Больница улыбается ребенку» · · · · · ·
190
Первое прикладывание к груди
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
191
Позы при кормлении
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
192
Техника кормления
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
193
Проблемы, связанные с грудным вскармливанием · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
195
Трещины сосков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Нагрубание молочных желез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Недостаток молока (гипогалактия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Признаки достаточного получения молока
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
202
Объем молока · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
203
Частота питания · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
203
Кризис трех месяцев: отказ ребенка от груди · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
203
Прекращение грудного вскармливания · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
204
Дополнение к грудному вскармливанию · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
206
Тактика введения прикорма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 12
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА