Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Обсуждение значимости участия пап в воспитании ребенка до и после его рождения. Сорадование родителей и ребенка как первичная профилактика детC
ской депрессии, асоциального поведения и наркозависимости. ПМ: Обучение приемам взятия на руки, раздевания младенцев, пеленание, пение колыбельных,
укладывание на сон, просыпание, взятие ребенка в коленноCлоктевую позу (туаC
лет), подмывание, укладывание на пеленальный столик, одевание, ношение на руках и в перевязи с этнографическими танцами. Вестибулярная гимнастика от 0
до 1,5 лет.
Т. — Положительное влияние традиционной пластики на здоровье в фильме
«Народные игры и традиционная пластика» (3 мин.).
Проверка ДЗ и беседа по вопросам Программированного контроля темы № 6
(первая половина). Знакомство с контуром и контрольным листом развития реC
бенка от 0 до 2,5 месяцев.
Задание: найти в контрольном листе все занятия с малышом, представленные в учебных фильмах, и задуматься над тем, что вам нужно подготовить дома для этих занятий: «Развитие ребенка в семье от 0 до 2,5 мес.» (20 мин.), «Развивающие игрушки, мобиль» (16 мин.), «Плавание» (5 мин.), Чаепитие (удобно сочетать с просмотром фильмов).
Д/З:
1) прочитать по учебнику тему № 6 (вторая половина до конца) и ответить на вопросы программированного контроля;
2) принести свои развивающие игрушки для младенца (из рекомендованных в контрольном листе). Повторить просмотр фильмов для домашних;
3) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ (на усыпление ребенка, ношеC
ние младенца по кругу в разных позициях);
4) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ;
5) соблюдать режим дня по программе.
Занятие № 7. Материнский массаж. Развивающие игрушки. ИнтеллектуальC
ное развитие младенцев
Пр. 1. ПМ: разучивание комплекса материнского массажа от 0 до 4 месяцев с традиционными народными пестушками и потешками за столом. Вестибулярная гимнастика. 2 хоровода.
2. ДнЗ. ОГ. АГ.
Т. — Учебный фильм: «Интеллектуальное развитие младенцев» (27 мин.) или его фрагмент.
— Демонстрация педагогом и учащимися развивающих игрушек, пособий
(карточки, десятисклад), соответствующих рекомендуемым спискам (см. контроC
льные листы).
— Проверка ДЗ и беседа по вопросам Программированного контроля темы
№ 6 (второй половины) и заполнение Контрольного листа выполнения оздоровиC
тельной программы.
Д/З:
1) прочитать по учебнику тему № 7 и ответить на вопросы программированноC
го контроля; повторить просмотр фильма;
2) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ;
3) соблюдать режим дня по программе;
410
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
4) готовить развивающую среду и приданое для новорожденного, готовить неC
обходимые вещи для роддома, выбрать роддом.
Занятие № 8. Оздоровительная программа для детей. Доврачебная медицинC
ская помощь
Пр. 1. ПМ: материнский массаж «Проснулись» (повторение). Вестибулярная гимнастика, хороводы (1–2).
2. ДнЗ. ОГ. АГ.
Т. — Обсуждение вопросов по теме № 7 с врачом (доврачебная помощь безоC
пасными методами).
— Учебный фильм «Безопасная аптечка путешественников в страну сказок»
(14 мин.). «Я могу быть здоровым» (12 мин.), «Вместе с мамой на физкультуре»
(3 мин.).
— Проверка ДЗ и беседа по вопросам программированного контроля темы
№ 7.
— Заполнение Контрольного листа выполнения оздоровительной программы.
Д/З:
1) прочитать по учебнику тему № 8 и ответить на вопросы ПрограммированноC
го контроля,
2) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ,
3) соблюдать режим дня по программе.
Занятие № 9. Воспитание и обеспечение психической устойчивости детей
Пр. 1. ПМ: материнский массаж (повторение), вестибулярная гимнастика.
2. ДнЗ. ОГ. АГ.
Т. — Проведение теста на психологическую комфортность. Обсуждение резуC
льтатов. Состояние детского психического здоровья сегодня.
— Обеспечение психической устойчивости детей. Необходимость создания детской домашней видеотеки*. Фильм «Обеспечение психической устойчивости детей» (25 мин.).
— Экскурсия по детскому саду. Примеры оформления развивающей среды в ясельной группе и создания психологического комфорта.
Проверка ДЗ и беседа по вопросам программированного контроля темы № 8.
— Заполнение Контрольного листа выполнения оздоровительной программы.
Д/З:
1) прочитать по учебнику тему № 9 и ответить на вопросы программированноC
го контроля;
2) выполнять по домашней кассете АГ, ОГ, ПМ;
3) соблюдать режим дня по программе.
Занятие № 10. Подростковый период. Выпускной вечер
Пр. 1. ПМ: материнский массаж с 4 месяцев до 1,5 лет. Игры и танцы.
411
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
*
По нашему опыту документальные фильмы о жизни детей, праздниках (см. Видеопрограмму к данному руководству) с удовольствием смотрят дети от 2 до 7 лет вместе с мамой и самостоятельно. Это отличная подготовка к д/с, школе, практической жизни, запечатление реальной позитивной модели поведения, альтернатива виртуального мира (телевидение, компьютерные игры и т. п.).
2. ДнЗ. ОГ. АГ.
Т. — Учебный фильм:
«Сегодня подростки — завтра родители» (20 мин.),
«Связь поколений в «Родословной книге семьи» (авт. Миронов Ю. Ф.).
— Проверка Д/З и беседа по вопросам программированного контроля темы
№ 10.
— Заполнение Контрольного листа выполнения оздоровительной программы
(занятие № 10) и выдача Д/З для встречи с мамами, папами и новорожденными через 6 месяцев.
Домашнее задание для встречи с мамами, папами, новорожденными через 6 мес.
1. Еженедельно заполняйте Контрольный лист развития ребенка в семье в соC
ответствии с возрастом и Анкеты к ним, не забудьте принести эти листы на будуC
щую встречу.
2. Оформите домашний стенд — как краткое справочное руководство после родов. Рекомендуемые таблицы:
— Суточный рацион беременной и кормящей матери.
— Контрольный лист развития ребенка в семье, в соответствии с возрастом реC
бенка. По нему вы оформляете развивающую среду для ребенка — игрушки, учебC
ные материалы, обеспечиваете условия для его телесного, душевного развития.
Условия духовного развития ребенка (воспитание совести, выбор между добром и злом) создаются в соответствии с мировоззрением семьи (см. тему № 10).
— Таблица «Этапы формирования личности ребенка».
— Таблица «Возраст внимания или первой тревоги» (проверяйте развитие реC
бенка по таблице. Действия, которые ребенок уже выполняет, закрашивайте зелеC
ным текстовыделителем). В этой таблице описаны только выраженные отклонеC
ния от среднего развития.
Для контроля за весом ребенка разместите на стене схему удовлетворительноC
го увеличения веса ребенка до 1,5 лет (по Р. СэвиджCКинг). Ежемесячно отмечайC
те на ней ярким фломастером вес ребенка. Следите, чтобы кривая прибавки веса новорожденным соответствовала данной схеме. Контроль соответствия роста и веса ребенка старше 1 года проводите по таблицам индекса Кетле.
Чаепитие под релаксирующий видеосюжет «Природа и музыка» — красивые виды природы и гармоничная музыка, приятная беседа.
412
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Дата начала и окончания курса оздоровления
Ф.И.О. (полностью!)
На обороте страницы отметить: дата рождения, дата именин, примерная дата родов, срок беременности, телефон, адрес
Контрольный лист выполнения оздоровительной программы
(заполняется будущей мамой на каждом занятии в оздоровительной группе)
Номер занятия и дата его проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Изготовление домашнего стенда
2. Программированный контроль
3.
4. Экоберин + Реприз + Кальгид
5. ВитаминCHV
6. Авеналам
7. Апиор
8. Адаптационная гимнастика
9. Остеопатическая гимнастика
10. Гимнастика по триместнам
11. Закаливание
12. Масло в нос
13. Пектины
14. Пение
15. Чтение вслух А. С. Пушкина
16. Прослушивание гармоничной муC
зыки (колыбельные. потешки, звуки природы, классическая музыка)
17. Духовные условия (стр. 24)
18. Общение с младенцем
19. Дополнительные назначения (биоC
добавки, фармпрепараты и т. д. — укаC
зать конкретно)
Дневник здоровья
№ занятия
ЖЕЛ
Дельта таза
Дельта ног
Проба Воячека
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ставьте (+) если задание выполнено, (–) — не выполнено. В графе «ПрограмC
мированный контроль» ставьте (+) если ответы на вопросы все правильные, кроC
ме двух (преподаватель разбирает ответы на занятии, а мама сверяет по своей тетC
ради с домашним заданием).
413
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров Р. В. и др. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» (сборник рабочих документов), СПб, 2000. Издательство АОЗТ
«Викторитс».
2. Воронцов И. М. Диетология развития — важнейший компонент профилактиC
ческой педиатрии и валеологии детства / Педиатрия. 1997. № 3. С. 57–61.
3. Воронцов И. М. Конституция и проблемы переходного питания в преддошC
кольном возрасте / Педиатрия. 1997. № 6. С. 59–65.
4. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. — СПб., 1993, 200 с.
5. Воронцов И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей. Его знаC
чение и поддержка. — СПб., ИКФ «Фолиант», 1998, 272 с.
6. Гармаев А. От зачатия до рождения. — Родник, 2000.
7. Гармаев А. Обрести себя. — Свет православия, 1999.
8. Гармаев А. Психопатический круг в семье. — Свет православия. 1999.
9. Кинг Ф. Сэведж. Помощь матерям в кормлении грудью. Pragma Corporaction,
USA, 1995. — 171 p.
10. Потапчук А. А. Коррекция статических деформаций детей. СПб., 1992. —
110 с.
11. Политика и стратегия профилактики сердечноCсосудистых и других неинC
фекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России. М.,
1997. — 94 с.
12. Коваленко В. С., Похис К. А., Сергеева К. М. и др. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей. — СПб., 1997.,
134 с.
13. Нежность мужского рода / Счастливые родители. — 1998., № 9. — С. 60.
14. Доман Г. и др. Как сделать ребенка физически совершенным. М., 1998.
15. Симаходский А. С. Методология оценки здоровья детей / Автореф. дис.
докт. мед. н. — СПб., 1998.
16. Помоги своему ребенку. Первая помощь в домашних условиях / Под ред.
М. Эйнцига. — М. Практика., 1994. 96 с.
17. Энкин М., М. Кей ре и др. Руководство по эффективной помощи при береC
менности и родах. — СПб., 1999.
18. Демин В. Ф., Ильенко Л. И. и др. Мы за грудное вскармливание. М., 1996.
19. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца.
СПб., Петербург — XXI век, 1996. — 240 с.
20. Шабров А.В., Маймулов В.Г. Руководство по профилактической деятельноC
сти врача общей практики (семейного врача). СПбГМА им. Мечникова, 1997. —
208 с.
21. Нансу Кохнер. Книга о беременности / Пер. с англ. СОТИС. 1999. — 120 с.
414
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
22. Коваленко В. С., Похис К. А. и др. Методические подходы к созданию эколоC
гической оздоровительной программы для детей. Изд. АОЗТ «Викторита». СПб,
1997.
23. Михайлович В. Грамматика материнства, СПб., 1997.
24. Г. Дик'Вид. Роды без страха. СПб., 1997.
25. Добряков И. В., Лазарева И. П. Здоровые роды — здоровый малыш. СПб.,
1998.
26. Мишель Аден. Возрожденные роды. — М., 1994.
27. Маклохон. Все о рождении ребенка. — Англия, 1997.
28. Никитин Б. П. Детство без болезней. — 1996.
29. Пенни Синкен, Д. Вели и др. Гид по беременности. — М., 1999.
30. Камышанова К. И. Ребенок от рождения до 2 лет — Ярославль, 1997.
31. Серз У. и М. Ваш ребенок (пер. с англ.). — М. КронCПресс., 1999, 736 с.
32. Попова М. Н. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиC
ях как средство коррекции их отношений. Автореф. канд. дис. СПб., 2000.
33. Карпова Л. С. и др. Биохимические подходы к прогнозированию уровня жизнеспособности будущего младенца и его восприимчивости ОРЗ на первом году жизни. Тезисы 8 национального конгресса по болезням органов дыхания.
М., 1998.
34. Карпова Л. С. Эффективность гомеопатического оздоровления беременных женщин для антенатальной профилактики заболеваемости новорожденных. МаC
териалы научноCпрактической конференции «Традиционные методы лечения —
основные направления и перспективы развития». М., 1998.
35. Карпова Л. С. Применение гомеопатических оздоровительных мероприяC
тий как метод антенатальной профилактики заболеваемости новорожденных.
Мат. Международной юбилейной научной конференции «Грипп XXI век». СПб.,
1997. С. 108.
36. Карпова Л. С., Королева Л. Н., Коваленко Т. В. и др. Эффективность системы гомеопатических оздоровительных мероприятий среди беременных женщин.
Мат. СПб медикоCбиологического конгресса. СПб., 1997. — С. 3097.
37. Карпова Л. С., Коваленко В. С. и др. Результаты гомеопатического оздоровC
ления беременных женщин для антенатальной профилактики заболеваемости новорожденных. Мат. Всероссийской научн. конф. «Актуальные проблемы эксC
периментальной и клинической фармакологии» / Под ред. Сапронова Н. С.
СПб., Политехника, 1999. — С. 92.
38. Коваленко В.С., Коваленко Т. В. Экологическая оздоровительная программа как профилактика перинатальной энцефалопатии у детей. Мат. Всероссийской научной конференции по реабилитологии. СПб., 1999.
415
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
416