Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и для мирового рынка. Однако преувеличивать роль Казахстана и в целом
Центральной Азии как составной части мировой экономики было бы преждевременно.
26. Политическая наука в Казахстане: этапы развития
Политическая наука в Казахстане развивается, может быть, не так быстро, как этого бы хотелось, но определенные достижения все же есть.
Наука, прежде всего, развивается через фундаментальные исследования. И уже сложились если не школы, то исследовательские направления.
Выделим четыре этапа развития политической науки в Казахстане
(каждый продолжительностью 6-7 лет):
1. 1988-1995 гг. - этап социальной реконструкции политической науки, институционализации политологии, когда преподавание учебной дисциплины опережало развитие науки;
2. 1995-2001 гг. - этап роста исследований в области политических знаний, когда количество защищенных диссертаций и изданных монографий стало перерастать в качество;
3. 2001-2009 гг. - этап самоопределения политологии, определения своего места в системе обществознания, когда профессиональное сообщество стало предпринимать попытки консолидации;
4. 2009 - н. в. - этап включения в мировое сообщество политологов.
Конечно, пограничные рамки предложенной периодизации носят весьма условный характер.
Первый период. Прежде всего, не следует представлять, что политическая наука стала развиваться с момента обретения Казахстаном независимости.
Политическая наука была и в советском Казахстане. Только она имела право на существование лишь в рамках тех обобщений и выводов, которые в свое время были сделаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.
Одними из главных причин, тормозивших развитие социально-политических наук в то время, были догматизм, отрыв теории от практики, отставание от достижений мировой науки.
Второй период.
К середине 1990-х гг. в Казахстане состоялись первые защиты диссертаций по политологии, были изданы ряд учебных пособий и справочников, образованы новые кафедры политологии. В процесс развития политической науки активно включались научно-аналитические центры:
Аналитический центр при Администрации Президента (М. Тажин),
Верховном Совете (М. Аренов), КИСИ (У. Касенов), Институт развития (Е.
Арын), КИСЭИП (С. Жусупов).
Появилось немало интересных работ, книг и статей в журналах
«Мысль», «Саясат», «Евразийское сообщество», «КонтиненТ», «Евразия»,
«Аналитик». В 1998 г. была издана «Казахстанская политологическая энциклопедия» под редакцией профессора Т. Мустафина.
Центральной Азии как составной части мировой экономики было бы преждевременно.
26. Политическая наука в Казахстане: этапы развития
Политическая наука в Казахстане развивается, может быть, не так быстро, как этого бы хотелось, но определенные достижения все же есть.
Наука, прежде всего, развивается через фундаментальные исследования. И уже сложились если не школы, то исследовательские направления.
Выделим четыре этапа развития политической науки в Казахстане
(каждый продолжительностью 6-7 лет):
1. 1988-1995 гг. - этап социальной реконструкции политической науки, институционализации политологии, когда преподавание учебной дисциплины опережало развитие науки;
2. 1995-2001 гг. - этап роста исследований в области политических знаний, когда количество защищенных диссертаций и изданных монографий стало перерастать в качество;
3. 2001-2009 гг. - этап самоопределения политологии, определения своего места в системе обществознания, когда профессиональное сообщество стало предпринимать попытки консолидации;
4. 2009 - н. в. - этап включения в мировое сообщество политологов.
Конечно, пограничные рамки предложенной периодизации носят весьма условный характер.
Первый период. Прежде всего, не следует представлять, что политическая наука стала развиваться с момента обретения Казахстаном независимости.
Политическая наука была и в советском Казахстане. Только она имела право на существование лишь в рамках тех обобщений и выводов, которые в свое время были сделаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.
Одними из главных причин, тормозивших развитие социально-политических наук в то время, были догматизм, отрыв теории от практики, отставание от достижений мировой науки.
Второй период.
К середине 1990-х гг. в Казахстане состоялись первые защиты диссертаций по политологии, были изданы ряд учебных пособий и справочников, образованы новые кафедры политологии. В процесс развития политической науки активно включались научно-аналитические центры:
Аналитический центр при Администрации Президента (М. Тажин),
Верховном Совете (М. Аренов), КИСИ (У. Касенов), Институт развития (Е.
Арын), КИСЭИП (С. Жусупов).
Появилось немало интересных работ, книг и статей в журналах
«Мысль», «Саясат», «Евразийское сообщество», «КонтиненТ», «Евразия»,
«Аналитик». В 1998 г. была издана «Казахстанская политологическая энциклопедия» под редакцией профессора Т. Мустафина.
Третий период. Здесь важными вехами стали Первый конгресс политологов Казахстана и образование в 2001 г. Казахстанской ассоциации политической науки (КАПН), президентом которой был избран Н. Масанов.
Основным приоритетом Казахстанской ассоциации политической науки была объявлена консолидация профессионального политологического сообщества.
Решение этой задачи предполагало постоянную и целеустремленную работу по реализации целой серии других взаимосвязанных друг с другом приоритетов:
- утверждения профессиональных стандартов и этических норм;
- развития инфраструктуры сообщества политологов;
- развития научных основ и традиций казахстанской политологии;
- развития политического образования и преподавания политологии;
- повышения экспертной значимости отечественной политической науки.
Четвертый период. Консолидация профессионального сообщества казахстанских политологов немыслима без формирования достаточно отчетливых и строгих критериев принадлежности к этому сообществу, что, в свою очередь, предполагает общее, пусть даже весьма условное и гибкое, понимание того, кто может называть себя политологом, какая ответственность и какие обязательства влечет за собой подобная претензия.
Об этом шла речь на 2-м Конгрессе политологов Казахстана в 2009 г. и на 1- м Евразийском Конгрессе политологов в 2011 г.
Оба конгресса проводились под эгидой Министерства культуры и информации. Сами же политологи по-прежнему демонстрировали низкую способность к самоорганизации.
27. Государство как основной институт политической системы
общества.
Одним из составных элементов политической системы общества является политический институт. Политический
институт
- это определенная структура (организация), которая выражается в политических связях и отношениях и характеризуется определенной устойчивостью. Среди политических институтов можно выделить государство и его структуры, политические партии, избирательную систему, средства массовой информации и т. д. Часть из политических институтов обладает некоторой материальной организацией, например общественно-политические объединения, партии. Другие имеют нематериальный, духовно-ценностный характер, например, право, институт частной собственности.
Одним из составных элементов политической системы общества является политический институт. Политический
институт
- это определенная структура (организация), которая выражается в политических связях и отношениях и характеризуется определенной устойчивостью. Среди политических институтов можно выделить государство и его структуры, политические партии, избирательную систему, средства массовой информации и т. д. Часть из политических институтов обладает некоторой
материальной организацией, например общественно-политические объединения, партии. Другие имеют нематериальный, духовно-ценностный характер, например, право, институт частной собственности. Рассмотрим подробнее государство и политические партии в политической системе общества. Признаки и функции государства
Среди основных признаков государства выделяют следующие:
наличие особой системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти;
наличие права, системы норм, санкционированных государством
(законов и других нормативных правовых актов), обязательных для исполнения всеми субъектами общества;
определенная территория, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства;
исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения.
Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.
28)Признаки и структура государства. Формы правления
государственного устройства
Признаки
Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов.
Разделение и организация населения по территориальному принципу.
Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео.)
Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма).
Средства, получаемые от налогов, пошлин и прочих сборов, идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.
Структура государства включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:
Среди основных признаков государства выделяют следующие:
наличие особой системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти;
наличие права, системы норм, санкционированных государством
(законов и других нормативных правовых актов), обязательных для исполнения всеми субъектами общества;
определенная территория, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства;
исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения.
Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.
28)Признаки и структура государства. Формы правления
государственного устройства
Признаки
Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов.
Разделение и организация населения по территориальному принципу.
Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео.)
Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма).
Средства, получаемые от налогов, пошлин и прочих сборов, идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.
Структура государства включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:
- представительные органы государственной власти.
Они подразделяются на высшие, обладающие законодательной власти
(парламент), и местные органы властью и самоуправления;
- исполнительно–распорядительные
(органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных органов;
- органы судебной власти и прокуратуры;
- органы государственного контроля;
- органы охраны общественного порядка;
- органы государственной безопасности;
- вооруженные силы.
Как правило, государство не может нормально функционировать без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в отдельных странах.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Монархия может быть:
абсолютная (всевластие главы государства);
конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика может быть:
парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
29)Гражданское общество: понятие, структура, функции
Гражданское общество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних отличий.
Структура гражданского общества включает в себя различные общности людей:
Политические партии и лоббистские, создаваемые при органах власти.
Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.
Научные и культурные организации, спортивные общества.
Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.
Независимые средства массовой информации.
Церковь.
Семья.
А также:
Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер
(семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения).
Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Функции гражданского общества:
Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.
30)Понятие политического режима. Виды политических режимов.
Политический режим— совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть в государстве.
Политический режим характеризует модели назначения лиц на управленческие позиции, осуществления и передачи власти, роль насилия в политическом процессе, а также деятельность субъектов политики: уровень политической конкуренции, степень закрытости политических элит, меру участия граждан в управлении, институциональные ограничения, возложенные на акторов. Иногда в концепт политического режима также включают степень политической свободы в обществе и соблюдения прав человека.
Виды политических режимов
Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей.
Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается.
Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота.
Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.
1 2 3 4 5 6 7