Файл: Сборник рабочих листов по истории для 58 классов Автор Дубовик Анна Александровна, учитель истории и обществознания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочий лист
Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
После смерти Владимира князем стал _________ в ____ году. Этот князь обманом________ своих братьев_____ и ______. Другой брат _________ узнав про это, _____________________
__________________________________________________________________________________
Политика Ярослава Мудрого
1. Ярослав стал единоличным правителем Руси в_____ году. В своей политике он был _________________________________________________________________________________;
и за это его прозвали ____________, годы его правления _________ - _____________________.
2. Для укрепления власти Ярослав____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Во внешней политике Ярослав Мудрый _____________________________________________,
_________________________________________________________________________.
4. Были установлены династические связи с такими государствами как
___________________________________________________________________________________
5. В честь победы над печенегами был заложен__________________________________________
6.При нем был создан первый письменный свод законов на Руси, он назывался ____________ __________________ . Она состояла из ______________________________________________ _________________________________________________________________________________.
7. В ней описывались наказания за _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Штраф за преступления _________, ее размер зависел от _______________________________
___________________________________________________________________________________
Рабочий лист к уроку “Нашествие с востока”
Проблема …………… монголы смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Образование монгольской державы
Задание № 1 Документ Ян В.Г. «Чингисхан»
«Среди воинственных татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жестокостью к врагам и стремительностью в нападениях. Ему было уже пятьдесят лет, когда ханы провозгласили его великим каганом и подняли его на «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство непокорные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят…»
Вопрос к документу: Какими личными качествами обладал Чингисхан
(………………………………………………………………………………………...............................................................................................................................)
Причины завоевательных походов
Задание № 2 Прочитайте и проанализируйте текст 1 и текст 2. Вставьте пропуски и сделайте вывод о причинах завоевательных походов монголов.
Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»
Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей
Причины завоевательных походов:
Наличие…………………………, которая должна была самостоятельно себя содержать.
Поиск новых…………………..
Стремление ………………………к обогащению.
Желание……………………………………………………………..
Битва на Калке - …………………………………………….
Походы Батыя и их последствия
Задание № 3 Заполните пропуски «Походы Батыя на Русь». (параграф 16)
1) 1235 Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь. Войско возглавил внук Чингисхана ………………………..
2) 1236 Монголы разгромили …………………………………………
3) 1237 Монголы подчинили себе половцев и начали подготовку к походу на Русь. Походы Батыя по Северо – восточной Руси
4) Декабрь 1237 Осада и взятие монголо-татарами ....................................... Осада длилась ……… дней
5) Январь 1238 Взятие монголо-татарами Коломны и ………………………….
6) ……………… Осада и взятие монголо-татарами Владимира
7) 4 марта 1238 Битва на реке ……………….. русских войск во главе с великим князем Владимирским …………………………………………и монгольскими войсками. Разгром русского войска и гибель великого князя…..
8) Март 1238 Осада и взятие торгового центра ……………………….. Возвращение монгольского войска, не дошедшего 100 верст до ……………………
9) 25 марта 1238 Начало 50-дневной (7 недель) осады монголами небольшого русского города ……………………………….
Походы Батыя по Юго - западной Руси
10) Лето 1238 Обессиленные отряды Батыя отдыхали в придонских степях
11) …………… Вторжение Батыя в земли Южной Руси. Сожжение городов ……………………….. и ……………………………….
12) 5—6 сентября Осада Киева
13) ………………. Взятие монголами …………………. после ……… месяцев осады
Причины поражения Руси:
Почему же монголы завоевали большую часть русских земель?
Задание № 4 Отметьте «+» слабые стороны Руси которые привели к поражению русских войск в борьбе с монголами, а « - » сильные стороны монголов
Численное превосходство монголо-татарских войск.
Нежелание русских людей защищать своих князей.
Отсутствие у русских воинов военного опыта.
Отсутствие военного единства на Руси.
Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.
Железная дисциплина в войске монголов
Феодальная раздробленность
Рабочий лист «Московское государство и его соседи во второй половине XV века»
1.Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.
Задание: Заполните пропуски стр.84
Князь, дата | Действия |
Иван III (1462- _______ | |
Марфа Борецкая Посадница | |
- В чем состояло значении присоединения Новгорода к Московскому государству?
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
2. Освобождение русских земель от ордынской зависимости
Правитель | Действия |
Иван III | |
Ахмат | |
- Какое значение имело стояние не реке Угре для дальнейшей истории России?
1._______________________________________________________________
2.________________________________________________________________
Москва при Иване III
3.Завершение объединения русских земель. Заполните пропуски Стр.87-89
Дата | Правитель | Событие | Значение |
1485г | Иван III | | Устранен главный соперник московских князей. Создание единого Русского государства с центром в г.Москве. |
1500-1503г | Иван III | Война с Литвой | |
| Василий III | Ликвидировал самостоятельность Пскова | Создание единого Русского государства с центром в г.Москве |
1521 | Василий III | | |
| | Присоединение Смоленска | Создание единого Русского государства с центром в г.Москве. Развитие международной торговли |
4 . Возвышение великокняжеской власти. Определите значение данных событий
1. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог __________________________________________________________________
2.Герб- _______________________________________________________
3. Титул Государь всея Руси ________________________________________
5. Органы управления. Определите их полномочия/значение, стр.91-92
Г осударь Всея Руси
В оеводы
Б оярская Дума
Кормление-это система содержания должностных лиц за счет________________________________________
Местничество- порядок замещения должностей в зависимости от ___________________________________
1 497г. Судебник
Рабочий лист: Распространение Реформации в Европе
Ф.И. учащегося___________________________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________________________
В середине XVI в. Реформация распространилась по всей Европе.
1 .Напишите название стран, которые охватила Реформация. (стр. 107)
2. План характеристики основных идей Реформации и Контрреформации:
Вопросы для сравнения | Лютеранство | Кальвинизм | Орден иезуитов |
Когда и где зарождается | | | |
Лидер идейного течения | | | |
Основные положения учения | | | |
Интересы, каких слоев общества представляли | | | |
В каких странах распространились | | | |
3. Распределите высказывания по направлениям. (расставь цифры в таблицу)
1.Своим избранникам Бог дарует успех в жизни.2.Лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.3.Папа римский - высший авторитет в делах веры.4.Стремление к накопительству, усердному труду.5.Духовенство- посредник между Богом и верующими.6.Крайняя нетерпимость к инакомыслящим.
Кальвинисты | Орден иезуитов |
| |
4. Основные понятия урока:
Реформация – это_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Контрреформация – это___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Орден иезуитов – это______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Кальвинизм – это_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Лютеранство – это________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
5
Управление городом
. Напишите, как управлялась Женева в период пребывания там Жана Кальвина.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто поддержал кальвинизм? (социальная опора учения)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Религиозные войны и укрепление абсолютной власти во Франции.
1.Записать в тетрадь, заполняя пропуски, основываясь на тексте параграфа № 14:
К
Начало XVI века – распространение идей ………. Во Франции.
онец XV века – закончилось объединение Франции.