Файл: Рабочая программа практики учебная практика организация психологопедагогического.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1441
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра-разработчик:
Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы
Практическая психология в образовании
Квалификация: бакалавр
Красноярск 2022
Рабочая программа практики: учебная практика: организация психолого-педагогического сопровождения в образовании составлена Е.В. Какуниной, старшим преподавателем кафедры психологии
Рабочая программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры-разработчика и выпускающей кафедры психологии
Протокол № 4 от 8 мая 2019 г.
Заведующий кафедрой психологии Е.Ю. Дубовик
Одобрено НМСС(Н) института психолого-педагогического образования
протокол № 5 от 15 мая 2019 г.
П редседатель Т.Г. Авдеева
Рабочая программа практики: учебная практика: организация психолого-педагогического сопровождения в образовании составлена Е.В. Какуниной, старшим преподавателем кафедры психологии
Рабочая программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры-разработчика и выпускающей кафедры психологии
Протокол № 4 от 11 мая 2020 г.
Заведующий кафедрой психологии Е.Ю. Дубовик
Одобрено научно-методическим советом ИППО по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование протокол № 5 от «20» мая 2020 г.
Председатель НМСН(С) ИППО Шкерина Т.А.
Рабочая программа практики составлена: старшим преподавателем кафедры психологии Е.В. Какуниной
Рабочая программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры -разработчика и выпускающей кафедры психологии
протокол № 5 от «12» мая 2021 г.
З аведующий кафедрой Е.Ю. Дубовик
Одобрено научно-методическим советом ИППО по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование протокол № 5 от «12» мая 2021 г.
Председатель НМСН(С) ИППО Шкерина Т.А.
Рабочая программа практики составлена: старшим преподавателем кафедры психологии Е.В. Какуниной
Рабочая программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры -разработчика и выпускающей кафедры психологии
протокол № 4 от «4» мая 2022 г.
З аведующий кафедрой Е.Ю. Дубовик
Одобрено научно-методическим советом ИППО по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование протокол № 5 от «11» мая 2022 г.
Председатель НМСН(С) ИППО Шкерина Т.А.
1. Пояснительная записка
1.1. Место практики в структуре образовательной программы
Настоящая рабочая программа практики: учебная практика: организация психолого-педагогического сопровождения в образовании, разработана для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121
Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575).
Учебная практика: ознакомительная с профессиональной деятельностью относится к базовой части учебного плана модулю 12 «Ведение в профессиональную деятельность».
1.2. Общая трудоемкость практики – в З.Е., часах и неделях
Учебная практика: Организация психолого-педагогического сопровождения в образовании реализуется на 3 курсе, в 5-ом и 6-ом семестре, составляет 4 недели, всего 216 часов (6 з.е.), из них 8,5 контактные часы, 207,5 часа самостоятельной работы по очной форме обучения и на 4 курсе, в 7-ом и 8-ом семестре, составляет 4 недели, всего 216 часов (6 з.е.), из них 4,5 контактные часы, 204 часа самостоятельной работы, 7,5 часа контроль по заочной форме обучения.
1.3. Цель и задачи практики:
Цель практики: овладение трудовыми действиями в рамках трудовых функций педагога-психолога: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, Психологическая диагностика детей и обучающихся, Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса; Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях), также студенты учатся решению типовых профессиональных задач.
1.4. Содержание практики и перечень планируемых результатов
Планируемые результаты обучения
Задачи практики, содержание работы | Планируемые результаты практики (индикаторы) | Код компетенции |
Формирование способности организовывать и проводить психологическое просвещение субъектов образовательного процесса по вопросам обучения, развития и воспитания | ИПК 2.1. Знать: принципы психологического просвещения в образовательной организации; формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся | ПК-1 |
ИПК 2.2. Уметь: использовать различные приемы и методы психологического просвещения по сохранению и укреплению психологического здоровья, субъектов образовательного процесса реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающимися | ||
ИПК 2.3. Владеть: приемами и средствами информирования субъектов образовательного процесса о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи по сохранению и укреплению психологического здоровья | ||
Формирование способности осуществлять психолого-педагогическую диагностику результатов обучения и личностного развития детей и обучающихся, в том числе детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | ИПК 3.1. Знать: основы психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования; методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; методы математической обработки результатов психологической диагностики; способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования; психологические основы современной практики оценки личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся | ПК-2 |
ИПК 3.2. Уметь: планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов; проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям; выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи; осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности развития детей и обучающихся; осуществлять профессиональные записи (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||
ИПК 3.3. Владеть: способами изучения интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности; правилами подбора диагностического инструментария, адекватного целям работы | ||
Формирование способности осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми и обучающимися, в том числе детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с применением стандартных методов и технологий на основе результатов психолого-педагогической диагностики | ИПК 4.1. Знать: основные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами; методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы | ПК-3 |
ИПК 4.2. Уметь: составлять и проводить коррекционно-развивающие занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении; совместно с педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами осуществить психолого-педагогическую коррекцию выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации; участвовать в создании образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся; проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся; осуществлять профессиональные записи (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||
ИПК 4.3. Владеть: стандартными методы и приемами наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся; приемами разработки и проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками | ||
Формирование способности организовывать и проводить психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | ИПК 5.1. Знать: закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах; современные теории, методы и техники консультирования; этические нормы организации и проведение консультативной работы; цели, задачи, виды, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования | ПК-4 |
ИПК 5.2. Уметь: соблюдать принципы профессиональной этики при реализации консультативной деятельности; организовывать и проводить консультирование с субъектами образовательного процесса; проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития; вести профессиональную документацию | ||
ИПК 5.3. Владеть: базовыми консультативными техниками; основами консультирования педагогов, родителей (законных представителей) по проблемам обучения, воспитания, развития | ||
Формирование способности реализовывать индивидуально-личностные образовательные маршруты детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья | ИПК 6.1. Знать: основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии; методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи в сотрудничестве с другими специалистами; основы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей и обучающихся | ПК-5 |
ИПК 6.2. Уметь: разрабатывать и реализовывать совместно со специалистами индивидуальные образовательные маршруты с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | ||
ИПК 6.3. Владеть: технологиями развития детей согласно индивидуальных образовательных маршрутов | ||
Формирование способности планировать и реализовывать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению психологического здоровья субъектов образовательного процесса | ИПК 7.1. Знать: закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций; технологии и способы формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, причины возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива; превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» | ПК-6 |
ИПК 7.2. Уметь: планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации; разрабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды; проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде | ||
ИПК 7.3. Владеть: приемами и средствами психологического сопровождения субъектов образовательного процесса по оказанию им различного вида психологической помощи по сохранению и укреплению психологического здоровья | ||
Формирование способности к организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса | ИПК 8.1. Знать: особенности организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса; методы психолого-педагогического сопровождения | ПК-7 |
ИПК 8.2. Уметь: выстраивать (совместно с педагогом и другими специалистами) индивидуальную траекторию развития личности обучающегося в соответствии с учетом их особенностей и образовательных потребностей; осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения детей с ОВЗ в образовательной организации; проектировать программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса | ||
ИПК 8.3. Владеть: технологией психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса | ||
Развитие умения к коллективной работе, способности к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся | ИПК 1.1. Знать: технологии проектирования образовательных программ и систем; нормативно-правовые основы профессиональной деятельности; условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития | ПК-8 |
ИПК 1.2. Уметь: проектировать образовательные программы для разных категорий, обучающихся; проектировать программу личностного и профессионального развития | ||
ИПК 1.3. Владеть: способностью анализировать подходы и модели к проектированию программ психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в системе образования, опытом проектной деятельности; навыками проектирования и реализации векторов профессионального и личностного саморазвития |
1.5. Контроль результатов
С целью формирования профессиональных компетентностей в ходе учебной практики: организация психолого-педагогического сопровождения в образовании обучающиеся должны подготовить следующие формы отчетности:
Очное: Декабрь 2022/ Заочное: Январь 09.01 – 22.01:
- Характеристика (Приложение 2)
- Отзыв студента о прохождении практики (Приложение 3)
- Рабочий график (план) проведения практики (Приложение 4).
- Задание 1. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики (Приложение 5).
- Задание 2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (работа по курсовой работе)
- Задание 3. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей
- Задание 4. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций по окончанию прохождения практики (Приложение 5).
Очное: Май 2023/ Заочное: Февраль 06.02 – 19.02:
- Характеристика (Приложение 2)
- Отзыв студента о прохождении практики (Приложение 3)
- Рабочий график (план) проведения практики (Приложение 4).
- Задание 1. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики (Приложение 5).
- Задание 2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды.
- Задание 3. Экспертиза образовательной среды.
- Задание 4. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций по окончанию прохождения практики (Приложение 5).
Форма итогового контроля прохождения данного вида практики – зачет по очной форме обучения, зачет с оценкой по заочной.
2. Методические рекомендации по практике
Методические рекомендации по оформлению письменного отчета
На титульном листе должны быть отражены данные: наименование университета и кафедры, название отчета, фамилия, имя и отчество обучающегося, направление подготовки, в качестве кого обучающийся проходил практику, место практики, руководители практики от организации и университета. На титульном листе обязательно проставляется подпись наставника (руководителя) практики от организации/предприятия (т.е. педагога-психолога) (Приложение 1).
Для составления, редактирования и оформления отчета обучающимся отводятся последние 2-3 дня практики. Отчет обучающегося по практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал. Объем отчета (включая приложения) должен составлять не более 35-40 листов печатного текста.
Текстовая часть отчета о практике выполняется в формате Word, размер листа А4, ориентация книжная, верхнее и нижнее поля – 25мм, правое - 1,5, левое – 3,0 мм, шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт., межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ (отступ первой строки) – 1,25 мм, форматирование – по ширине. Переносы слов не допускаются. Отчет выполняется на одной стороне листа.
Все страницы отчета должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в правом углу нижней части листа без точки.
Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.
Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТа.
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения. В тексте отчета делается ссылка на номер соответствующего приложения.
В конце текстовой части отчета практикант расписывается и отмечает дату составления отчета.
Характеристика оформляется в виде документа, и является подтверждением прохождения студентом педагогической практики в образовательном учреждении. Характеристика заполняется педагогом наставником в образовательном учреждении, которое является базой для прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности для бакалавров, подписывается руководителем учреждения и заверяется официальной печатью учреждения (Приложение 2). Характеристика не нумеруется и не подшивается в общий отчет, она должна быть в отдельном файле, но в порядке составления отчета.