ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 669
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Алекс Блумберг
Алекс Блумберг (ТW: @abexlumberg, gimletmedia.coln) – генеральный директор и сооснователь компании Gimlet Media, создавшей популярнейшие подскасты «Ответить всем» (Reply АП), «Стартап» (StartUp), «Шоу загадок» (Mystery Show) и другие, радиожурналист, удостоенный многих наград. До проекта Gimlet он продюсировал подкаст «Эта американская жизнь» (This American Life) и был одним из основателей подкаста «Планета денег» (Planet Money). Алекс дважды появлялся в моем подкасте. В первый раз я брал у него интервью, а во второй я представил отрывок под названием «Раскрутите ваш подкаст, рассказывая истории» (Power Your Podcast with Storytelling) из его курса CreativeLive, состоящего из 21 урока.
Почему радиоведущий оказался в разделе «Богатство»? Не забывайте о том, что я писал в разделе «Как пользоваться этой книгой» (стр. 16). Вопросы – это ваша кирка. Хорошие вопросы заставляют людей раскрываться, открывают перед вами самые разные двери и создают новые возможности.
Тотемное животное: выдра
Главное правило – задавайте глупые вопросы, которые боятся задать все остальные
«Часто бывает так, что хороший сюжет начинается с очень банального и очень глупого вопроса, который все боятся задать. Идея одного из моих лучших выпусков под названием «Море денег» (The Giant Pool of Money) возникла благодаря такому глупому вопросу: “Почему банки дают кредиты тем, кто в принципе не может их вернуть?” Порой подходящий глупый вопрос – самое умное решение с вашей стороны».
(Малкольм Гладуэлл тоже касается этой темы на стр. 568).
В частности, используйте правильные вопросы и подсказки
Алекс считает, что основной ингредиент хорошей «записи» (интервью) – это истории, а не пресные ответы «да‑нет». Как Алекс раскрывает то, что он называет «моментом истинных эмоций»? Как заставить людей давать подробные ответы? Как сделать так, чтобы они захотели рассказать о смешных случаях из своей жизни? Как сделать так, чтобы их ответы стали запоминающимися – четкими и детальными, а не общими и абстрактными? Алекс потратил более 20 лет на изучение этих вопросов и испробовал различные подходы.
Как правило, Алекс обращает внимание на три вещи: обстановку (где, когда, кто, что), эмоции и детали. Я позаимствовал некоторые его характерные фразы. Привожу их здесь, чтобы вы увидели, что иногда просьбы‑псевдокоманды более эффективны
, чем вопросы:
Способы помочь человеку раскрыться
(безотказно действующие на большинство людей)
«Расскажите о том времени, когда.,.»
«Расскажите о том дне [моменте иди времени], когда...»
«Расскажите о том, как вы [стали специалистом в области А, познакомились с определенным человеком, и так далее.]
«Расскажите о том дне, когда вы поняли, что...»
«Какие шаги вы предприняли для того, чтобы...»
«Расскажите о вашем разговоре с...»
ТФ: Последний вопрос я часто задаю людям, которые в какой‑то момент решили уйти с работы и создать свою собственную компанию. Я прошу: «Расскажите о вашем разговоре с женой (мужем), когда вы впервые сообщили ей (ему) о том, что собираетесь бросить высокооплачиваемую работу в компании Б и открыть свою собственную компанию». Отличная история вам гарантирована.
Уточняющие вопросы, которые можно задать как бы между делом, когда всплывает что‑нибудь интересное
«Что вы почувствовали в тот момент?»
«Какой вы сделали вывод?»
ТФ: Я часто говорю: «Объясните подробнее...» или «Какой вы извлекли из этого урок?»
Типичные «наживки»
«Если бы вы встретили себя в молодости, что бы вы сказали самому себе?»
«Вы очень уверенный в себе человек. Так было всегда?»
«Если бы вам пришлось описать свой внутренний диалог по поводу [решения или какого‑то события], как бы он прозвучал?»
ТФ: Последний вопрос я иногда формулирую так: «Когда вы делаете А [или когда с вами происходит Б], как звучит ваш внутренний диалог? Что вы говорите себе?»
Инструментарий Алекса
Для записи на выезде
Узконаправленный микрофон Audio‑Technica АТ8035.
Диктофон TASCAM DR‑100mkIL
Наушники Sony MDR‑7506.
Кабели XLR.
Программное обеспечение
Avid Pro Tools для редактирования записи.
Chartbeat для аналитики.
Мое оборудование для записи подкастов
Меня часто спрашивают, какое оборудование я использую для записи подкастов, и, так как я считаю, что каждому стоит хотя бы раз попробовать записать подкаст в целях самообразования, я отвечу на все вопросы в этой главе.
Звукозапись – бесконечно сложная область, но на первых порах советую все делать проще. Как говорит Морган Сперлок (стр. 221), «как только получаешь что‑то модное, оно ломается». Советую начать с записи телефонных интервью по Skype. Это позволит попробовать свои силы в записи подкастов без серьезных финансовых затрат. Кроме того, такой способ позволяет немного «жульничать»: подглядывать в вопросы, записи и шпаргалки в приложении Evernote или любой другой программе во время разговора. Это снимает напряжение. Очные интервью гораздо сложнее организовать, сложнее проводить на высоком уровне и гораздо проще испортить с технической стороны.
Ниже привожу свой рецепт «минимальной эффективной дозы» для записи подкаста, над которым не будет смеяться весь Интернет. Я до сих пор пользуюсь всеми этими средствами. Активные ссылки на каждое из них можно найти на сайте fourhourworkweek.com/podcastgear.
Очные интервью
► Портативный 6‑трековый рекордер Zoom Н6. Для записи очных интервью я использую рекордер Н6 с простыми сценическими микрофонами (см. ниже). Он лучше подходит для записи разговора 2‑4 человек, чем более старая модель Н4п. Профессиональный совет: ВСЕГДА устанавливайте новые батарейки перед каждым важным интервью. Для саундчека я использую простые наушники‑вкладыши.
► Кардиоидный вокальный микрофон Shore SM58‑LC. Спасибо Брайану
Коллену (стр. 477) за то, что посоветовал мне этот микрофон. Я перепробовал огромное количество навороченных петличных микрофонов, направленных микрофонов и т. п. И для записи речи нет ничего лучше этого классического сценического микрофона. Его можно бросить о стену, и с ним наверняка ничего не случится. Многие используют стойки, но я прошу своих гостей держать микрофон, так как в этом случае меньше шансов, что они отстранятся от микрофона. В результате уровень звучания (громкость) получается более стабильным, что требует гораздо меньше усилий при постобработке.
► Микрофонный кабель с 3‑контактным разъемом XLR (длина 1,5 метра) для подключения микрофона Shure SM58‑LC к рекордеру Н6 Zoom. На этом не экономьте. Мой скромный опыт подсказывает, что самые распространенные технические проблемы (которые, как правило, обнаруживаются слишком поздно) связаны с неправильным подключением или расшатавшимся разъемом.
► Набор из 5 поролоновых ветрозащитных насадок Bluecell: они сводят к минимуму щелчки и шумы, записываемые вместе с речью, а также фоновые помехи и, собственно, ветер. В данном случае марка не имеет особого значения.
Интервью по телефону или Skype
► Программа Ecamm для записи звонков Skype: используется для записи разговоров по Skype. Мне не удалось найти ни одной программы, которая сразила бы меня наповал, но эта, по крайней мере, работает стабильно. Я использовал ее для записи большей части своих подкастов. Программа Zencastr тоже имеет отличные отзывы, но порой требует много пространства на жестком диске у человека, дающего интервью.
► Кардиоидный динамический микрофон Audio‑Technica ATR2100‑USB С разъемом USB/XLR. Это мой любимый микрофон для всех телефонных интервью. Его также можно использовать для записи вводных фрагментов, информации о спонсорах и тому подобного с помощью QuickTime. Я часто заказываю этот микрофон в интернет‑магазине Amazon для участников своего подкаста, если подобного микрофона у них нет. Это самая экономичная и качественная модель из всех, что мне удалось найти. Обязательно используйте поролоновую ветрозащиту или «поп‑фильтр».
► Yellowtec iXm. Я использую этот микрофон для записи фрагментов при постобработке, а также если неожиданно возникает необходимость сделать запись в дороге. Это потрясающий универсальный микрофон, позволяю‑
Мое оборудование для записи подкастов
303
щий записывать без рекордера или ноутбука. Он автоматически исправляет уровни и, честно говоря, обеспечивает наилучшее качество записи из всех моих микрофонов. С его помощью я пишу вводные фрагменты («Вы слушаете очередной выпуск Шоу Тима Ферриса») и информацию о спонсорах, которые я записываю отдельно от интервью. Если я отправляюсь в дорогу и знаю, что мне может понадобиться микрофон, я кладу в рюкзак именно его. Этот красавец стоит немало, но качество и удобство использования – на высоте.
Постобработка и монтаж
► Все ЧТО ХОТИТе: примерно 20 из своих первых 30 выпусков я монтировал в программе GarageBand, хотя она мне и не понравилась. Почему? Потому что я смог быстро в ней освоиться, и она вынудила меня придерживаться максимально простого формата подкастов. Навороченные выкрутасы были недопустимы и для такого луддита46, как я, и для программы. Именно этого я и хотел: положительного ограничения. Если GarageBand кажется вам слишком уж любительским при записи первых 1‑3 выпусков, готов поспорить, что 99% из вас сдадутся еще до пятого выпуска. Большинство начинающих подкастеров бросают это занятие, потому что тонут в тонкостях настроек оборудования и монтажа. Взяв пример с Джо Рогана, я решил записывать и публиковать интервью целиком (сведя постобработку к минимуму), а не просто основные фрагменты.
► Будьте проще: программы, которые используют мои монтажеры и звукоинженеры: Audacity (бесплатно), Ableton, Sound Studio и Hindenburg. Если бы мне пришлось выбирать программу монтажа, которую я хочу как следует изучить
, я бы, пожалуй, выбрал Hindenburg.
► Aliphonic: я часто пользуюсь сайтом Auphonic.com для добавления последних штрихов в подкасты после монтажа в перечисленных выше программах. Это онлайн‑приложение для мастеринга, призванное помочь вам улучшить общее качество звучания подкаста.
Чем я не пользуюсь
Я до сих пор ни разу не пользовался усилителями, микшерскими пультами и прочим оборудованием. Разумеется, они позволяют значительно повысить качество записи, но, на мой взгляд, дополнительная сложность, лишний вес багажа в дороге и риск технических неполадок того не стоят.