Файл: Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи иркутской.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И
ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ НА ПЕРИОД 2021-2025 ГОДЫ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основные положения
Предметом настоящей Концепции сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области в условиях перехода к цифровой экономике и информационному обществу на период 2021-2025 годы
(далее – Концепция) является деятельность, направленная на развитие региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области. Концепция определяет субъекты, цель, задачи, принципы, основные направления развития профориентационной работы с детьми и молодежью в Иркутской области на период 2021 – 2025 годы. Профессиональная ориентация представляет собой относительно самостоятельный социальный институт и обладает рядом специфических характеристик, среди которых: комплексность; многосубъектный, многоуровневый, межведомственный, распределенный характер; относительно слабая институционализация; высокая связанность с другими сферами социальной жизни; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и другое.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор – ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. В то же время, в современном обществе профессиональный выбор человека выступает предметом и результатом социального договора, основные участники которого: с одной стороны, субъекты самоопределения
(обучающиеся, вместе с их семьями), с другой – субъекты экономической сферы (работодатели и их объединения). С этой точки зрения, сопровождение профессионального самоопределения представляет собой не только подготовку человека к профессиональному выбору, но и организацию диалога и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
При этом нужно учитывать, что профессиональная ориентация в значительной степени носит региональный либо субрегиональный характер.
Конечные благополучатели профориентационной деятельности (население и предприятия-работодатели) имеют территориальную привязку. Рынок труда в
России носит отчетливый региональный оттенок; межрегиональная мобильность довольно невелика. Более того, в ряде случаев она выступает отрицательным фактором. Следовательно, основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы осуществляется на региональном уровне управления. Одна из ведущих задач такой координации – согласование, с одной стороны, федеральных программ и проектов профориентационной направленности, реализуемых в регионе, с другой –
2 региональных профориентационных практик, нацеленных на удовлетворение кадровых потребностей предприятий экономической сферы Иркутской области.
В силу комплекса базовых характеристик Иркутской области (большой территориальный масштаб, компактность и удаленность друг от друга заселенных территорий, неоднородность в их социально-экономическом развитии) оптимальным масштабом системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является не столько региональный, сколько субрегиональный – муниципальный, либо зональный, кластерный или отраслевой (с учетом территориальной локализации отдельных отраслей). На уровне региона целесообразны: общая координация стратегического развития системы, решение задач научно-методического и кадрового обеспечения, организация экспертизы качества, мониторинга и оценки состояния системы.
Региональная система профессиональной ориентации включает в себя две равноправные и взаимосвязанные подсистемы: подсистема консультативной профориентации – комплекс услуг, оказываемых по запросам населения на основе принципа добровольности и направленный на помощь в локальном профессиональном выборе; подсистема образовательной профориентации – комплекс программ и проектов, включенных в массовую образовательную практику и направленных на формирование у всех обучающихся, на основе осмысленного профориентационно значимого опыта, компетенций профессионального самоопределения.
Основной целевой категорией консультативной профориентации выступает взрослое население, нуждающееся в профориентационной поддержке. Смысловым фокусом
Концепции выступает развитие образовательной профориентации, целевая категория которой – обучающиеся и выпускники образовательных организаций всех уровней образования.
Концепция является преемственной по отношению к Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области, министерства труда и занятости
Иркутской области, министерства по молодежной политике Иркутской области, министерства сельского хозяйства
Иркутской области от 2 августа 2016 года (далее – Концепция 2016 года), и знаменует собой очередной этап развития, опирающийся на результаты предшествующего этапа.
Проведенный анализ актуального состояния региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи показывает, что основные направления и содержательные линии, обозначенные в концепции предыдущего этапа, остаются актуальными на период 2021-2025 годы, но требуют пересмотра подходов к их реализации, а также уточнения в соответствии с современными трендами, соответствующими условиям перехода к постиндустриальной эпохе. В целом, современная деятельность в сфере образовательной профориентации должна одновременно удерживать три целевых ракурса: помощь в профессионально-образовательном выборе в
3 конкретной региональной ситуации; поддержка в развитии субъекта самоопределения; подготовка человека к жизни в условиях динамичных изменений и неопределенного будущего.
Новизна Концепции состоит в том, что развитие региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи
Иркутской области в предстоящий пятилетний период обеспечивается разработкой и реализацией серии комплексных региональных проектов.
Каждый такой проект позволяет сфокуси
1 2 3 4 5 6
Профориентационный нетворкинг – систематическая, последовательная и преемственная деятельность, направленная на организацию коммуникации и создание полезных контактов и связей между основными участниками и интересантами профориентационного процесса. Основной инструмент профориентационного нетворкинга – коммуникативная площадка, на которой открыто обсуждается широкий комплекс профориентационно значимых вопросов.
Сетевое сотрудничество (образовательных организаций) – совместная деятельность образовательных организаций по реализации сетевых
(совместных) образовательных программ, в том числе, профориентационной направленности.
Сопровождение профессионального самоопределения – система работы по созданию организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество и результативность процесса профессионального самоопределения в контексте общего личностного и профессионального развития человека
(организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения).
Система профессиональной ориентации – организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, а также семьи, нацеленная на согласование интересов, ожиданий и действий всех участников и благополучателей профессионального и социального самоопределения граждан; неотъемлемый элемент кадровой политики региона или предприятия; часть двух
8 сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Стажировка – форма практического обучения непосредственно на предприятии, направленная на изучение передового опыта, а также на закрепление полученных знаний, приобретение и развитие практических умений, навыков и компетенций.
Универсальные компетенции (общие компетенции, общекультурные компетенции, ключевые компетенции, «гибкие навыки», soft skills) – компетенции, которые являются универсальными для всех видов профессиональной и вне профессиональной деятельности.
Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Человеческий потенциал – накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. Будучи включен в систему общественного производства, человеческий потенциал становится трудовым потенциалом.
Электронные ресурсы профориентации – платформы, сервисы и другие ресурсы, размещенные в сети Интернет и обеспечивающие поддержку в решении задач профинформирования, профнавигации, онлайн- профдиагностики, дистанционного консультирования, организации виртуальных профпроб и других задач сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, а также других категорий населения.
Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства во всех сферах социально- экономической деятельности являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых, по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ
1. Рамочные условия
Глобальные вызовы. Современный глобальный контекст отличается формированием признаков постиндустриального типа социально- экономического развития, при сохранении ряда базовых параметров, характерных для предыдущих эпох – индустриальной и традиционной. При этом наблюдаются следующие тенденции, выступающие в качестве внешних вызовов по отношению к системе управления кадровыми ресурсами (включая
9 организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи): стремительное повышение динамики развития техники и технологий, сопровождающееся сменой технологических укладов; повышение степени неопределенности будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности, готовности к непрерывному образованию, самообразованию, наращиванию пакета персональных компетенций; цифровая трансформация производства, сферы услуг и бытовой сферы, формирование информационного общества, взросление новых поколений на основе механизмов сетевой социализации; резкое возрастание роли универсальных компетенций для работников любого уровня квалификации, при сохранении значимости профессиональных компетенций; дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности (фриланс, коворкинг, распределенные проектные команды и другое), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни; повышение роли личной мотивации работника как фактора производительности труда; изменение системы ценностей в сторону открытости общества, повышения персональной свободы, самостоятельности и ответственности каждого человека; в этих условиях меняется понимание профессиональной ориентации как помощи человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования своей профессионально- карьерной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов; повышение многообразия индивидуальных траекторий взросления, социализации и профессионализации, размывание традиционных социальных
(возрастных) норм профессионального самоопределения.
Федеральный контекст.
На федеральном уровне значимость сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи на протяжении последних десяти лет находит все более широкое отражение в документах стратегического развития, национальных и федеральных проектах, иных документах и материалах. Так, в Указе президента Российской Федерации
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», отмечены такие приоритеты, как возможности для самореализации и развития талантов (в том числе - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся), а также достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
На протяжении последних лет активно развиваются федеральные профориентационно значимые практики, адресованные школьникам, основой содержания которых выступают профессии будущего и передовые технологии.