Файл: Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи иркутской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 подготовки в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования .
Глава 5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
1. Организационно-управленческая структура
Субъекты реализации Концепции. Организацию межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства в целевой сфере, согласование интересов и координацию действий всех субъектов реализации
Концепции обеспечивает Совет по профессиональной ориентации при
Правительстве Иркутской области.
Непосредственными субъектами реализации Концепции являются:
- исполнительные органы государственной власти Иркутской области, включенные в региональную систему профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи: министерство образования Иркутской области, министерство труда и занятости
Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области;
- Региональный институт кадровой политики, выполняющий функцию базового инфраструктурного центра сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в системе образования;
- ОГКУ «Молодежный кадровый центр», выполняющий функцию базового инфраструктурного центра сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в ведомстве молодежной политики;
- ГАУ ДПО Иркутской области «Институт развития образования
Иркутской области», выполняющий функцию координационного и научно- методического центра системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи на уровнях дошкольного, общего и дополнительного образования;
- другие организации и учреждения, подведомственные обозначенным выше региональным органам государственного управления и выступающие субъектами-партнерами в рамках межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства: образовательные организации дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования; центры (службы) занятости населения; молодежные центры; учреждения культуры; социальные учреждения;
- организации и предприятия, действующие в Иркутской области и выполняющие функции операторов и провайдеров федеральных программ и проектов профориентационной направленности;
- негосударственные организации и частные лица, реализующие услуги по сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации детей и молодежи;
- другие профильные организации и объединения, создаваемые с целью эффективного решения задач, поставленных Концепцией на различных этапах её реализации;
- органы местного самоуправления городских округов и муниципальных


31 районов Иркутской области;
- предприятия-работодатели и их объединения, действующие на территории Иркутской области;
- региональные и муниципальные СМИ.
В деятельность по реализации Концепции, отдельных направлений и задач по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области также вовлекаются:
- министерство экономического развития Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области и другие исполнительные органы государственной власти Иркутской области;
- организации и учреждения науки, здравоохранения, спорта, военкоматы, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения;
- родительские, молодежные и другие общественные организации, заинтересованные в ходе и результатах профориентационной работы;
- разработчики современных цифровых, игровых, диагностических и других средств, которые могут быть использованы для решения профориентационных задач;
- федеральные, региональные, отраслевые эксперты, ведущие исследователи и ученые-практики, обладающие высоким уровнем квалификации в целевой сфере.
Распределение функций между субъектами. Понимание сопровождения профессионального самоопределения как образовательной подготовки детей и молодежи к профессиональному выбору – то есть как продолжительного процесса, охватывающего все ступени образования, – определяет центральную роль образовательных организаций в региональной системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи. Соответственно, ведущим субъектом, осуществляющим управление региональной системой сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области, является министерство образования Иркутской области, работающее в тесном межведомственном взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Иркутской области. Текущую работу по организационно-техническому сопровождению и координации деятельности всех субъектов региональной системы сопровождения профессионального самоопределения выполняют специально созданные специализированные подразделения Регионального института кадровой политики, работающие во взаимодействии с ОГКУ «Молодежный кадровый центр» и другими инфраструктурными партнерами.
Для оперативного решения наиболее значимых вопросов, возникающих в процессе деятельности по реализации Концепции, создается рабочая группа, объединяющая квалифицированных и высокомотивированных сотрудников различных организаций, предприятий и учреждений области, в том числе координаторов
(ответственных за профориентацию) регионального
(ведомственного), муниципального, локального уровней.
Инструменты организации взаимодействия субъектов. Для организации эффективного горизонтального взаимодействия субъектов реализации


32
Концепции используются различные инструменты коммуникации: совещания и встречи в очном и дистанционном (онлайн) форматах (круглые столы, вебинары и семинары, телеконференции); сетевое и взаимное информирование
(рассылка документов и материалов, использование электронных баз данных с общим доступом и файлообменников); сетевые сообщества, использующие открытые Интернет-ресурсы (социальные сети, форумы, мессенджеры); участие в мероприятиях партнеров; опросы участников; взаимная экспертиза и взаимооценка.
Для решения задач, поставленных Концепцией, возможно создание специализированной социальной сети профессиональной направленности.
2. Механизмы реализации Концепции
Механизмы реализации Концепции обеспечивают взаимодействие и взаимодополнение вертикальных (иерархических) и горизонтальных (сетевых) форм координации действий по реализации Стратегии, сбалансированность преемственности и развития, единства целей и разнообразия путей их достижения в масштабах Иркутской области.
1. Механизмы государственно-общественного управления системой организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на региональном и муниципальном уровнях, включая обеспечение функционирования: Совета по профессиональной ориентации при Правительстве Иркутской области; межведомственной рабочей группы по реализации Концепции; группы экспертов, обеспечивающих независимую оценку качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи региона; регионального сообщества специалистов, осуществляющих работу по профориентационному сопровождению самоопределения обучающихся в области.
2. Нормативно-правовые механизмы: разработка, утверждение и внедрение комплекса нормативно-правовых и организационно- распорядительных документов регионального, муниципального, локального уровней, закрепляющих принятые управленческие решения по реализации приоритетов и задач Концепции (включая среднесрочные ведомственные целевые программы, обеспечивающие скоординированные действия исполнительных органов государственной власти Иркутской области, направленные на формирование результата профессионального самоопределения обучающегося и предусматривающие финансовое обеспечение мероприятий; ежегодные Межведомственные планы и другое); разработка типовых (примерных) документов, утвержденных на региональном уровне и рекомендуемых для использования на нижестоящих уровнях организации профориентационной работы.
3. Государственно-частное партнерство, межведомственное взаимодействие и сетевое сотрудничество, обеспечивающее многостороннее и многоуровневое взаимодействие всех институциональных субъектов сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи региона, в том числе на основе региональных и муниципальных


33 межведомственных планов по реализации Концепции, а также совместное использование ресурсов при реализации региональных, муниципальных, сетевых программ, проектов и мероприятий профориентационной направленности.
Непосредственным инструментом, обеспечивающим социальный диалог и оперативный информационный обмен между всеми вовлеченными субъектами, являются коммуникативные площадки регионального, межмуниципального и муниципального уровня, функционирующие как в очном, так и в онлайн формате (конференции, круглые столы, семинары, стажировочные площадки, специализированные
СМИ, Интернет-порталы и форумы и другое).
4. Организационно-педагогические и методические механизмы: разработка, апробация и внедрение целостного комплекса программ непрерывного сопровождения профессионального самоопределения (в т.ч. сетевых) для различных категорий детей и молодежи, а также соответствующего методического сопровождения, с выделением в государственном (региональном) и муниципальном задании образовательным организациям самостоятельного раздела по реализации данных программ; система многоуровневых мероприятий
(Дни/недели/месячники профориентации, конкурсы и другое), реализуемых в масштабах всего региона с целью создания единой среды профессионального самоопределения; разработка соответствующего методического обеспечения; повышение квалификации педагогических кадров и других лиц (в том числе студентов- волонтеров), осуществляющих профориентационную работу с обучающимися.
5. Организационно-технические
(инфраструктурные) механизмы: инновационные площадки регионального, муниципального и локального уровня, обеспечивающие апробацию и внедрение инновационных элементов региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, а также инициативные проекты (в т.ч. неформальные) в целевой сфере; организация конкурсов, нацеленных на выявление, поощрение, систематизацию и трансляцию лучших практик профорентационной направленности, реализуемых в области; развитие цифровых ресурсов и инструментов сопровождения профессионального самоопределения, сопряженных с федеральными профориентационными ресурсами и региональными ресурсами смежной направленности.
6. Информационно-аналитические и контрольно-оценочные механизмы: мониторинг реализации приоритетов, задач и мероприятий, обозначенных в
Концепции, ведомственных целевых программах, межведомственных планах и других документах с участием всех вовлеченных субъектов.
3.Ожидаемые результаты
Результаты на уровне созданных к концу 2025 года организационно- педагогических условий:
1. В Иркутской области сформированы и эффективно функционируют механизмы государственно-общественного управления системой организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на региональном и муниципальном уровнях,


34 обеспечивающие, в том числе, эффективное межведомственное взаимодействие в профессиональной ориентации: сообщество
(сеть) муниципальных координаторов по профориентационной работе с детьми и молодежью, охватывающее не менее
80% муниципальных образований; группа экспертов, обеспечивающих независимую оценку качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи региона; неформальное региональное сообщество специалистов, осуществляющих работу по профориентационному сопровождению самоопределения обучающихся в Иркутской области, представленное собственными сетевыми ресурсами в сети Интернет (группа, сообщество или другое).
1   2   3   4   5   6