Файл: Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи иркутской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
В числе таких практик следует обозначить: кружковое движение Национальной технологической инициативы; конкурсы профессионального мастерства для школьников WorldSkills – Юниоры; формирующаяся сеть региональных
«Кванториумов» – детских технопарков; сеть образовательных центров
«Персей», использующих модель ОЦ «Сириус» для талантливых детей и молодежи; методический комплекс профориентационных игр и материалов
«Мир профессий будущего», обеспечивающий профориентационную работу со школьниками на основе «Атласа новых профессий»; всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» и другое. Особое место занимает реализуемый с 2018 года федеральный проект ранней профориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее», реализуемый в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» и направленный на поддержку самоопределения школьников в различных регионах Российской Федерации средствами современной профориентационной диагностики и цикла практикоориентированных мероприятий.
В то же время, наряду с развитием среды профессионального самоопределения в большинстве регионов, повышением её насыщенности, многообразия и доминантности, наблюдается отсутствие системной государственной координации профориентационной работы. В результате чего в субъектах Российской Федерации функционируют два слабо связанных друг с другом контура профориентационной работы со школьниками (один – в рамках федеральных программ и проектов, второй – в рамках региональных систем, включенных в контур региональной кадровой политики), взаимодействие внутри которых (межпроектное, межведомственное) также, как правило, весьма затруднено. В результате во многих случаях наблюдается ситуация конкуренции и лоббирования различных, нередко дублирующих друг друга профориентационных практик, некоторые из которых обладают сомнительным качеством, но при этом популярны у различных групп населения в силу доступности и иллюзии эффективности.
2. Характеристика Иркутской области
Иркутская область – крупный, значимый промышленный субъект
Российской Федерации. Область разделена на
6 территориально- промышленных комплексов (далее - ТПК), функционирующих достаточно обособленно друг от друга: Иркутско-Черемховская промышленная зона,
Братско-Усть-Илимский
ТПК,
Зиминско-Тулунский
ТПК,
Мамско-
Бодайбинский горнопромышленный район, Тайшетский промышленный район,
Верхнеленский ТПК. Промышленное производство сконцентрировано в
Иркутской агломерации и ряде районных центров.
Основные отрасли промышленности в Иркутской области – машиностроение, электроэнергетика, цветная и черная металлургия, горнодобывающая, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность. Область лидирует в лесопромышленном комплексе России, гидроэнергетике, производстве алюминия, полимеров, нефтепродуктов, добыче золота. В настоящее время, в


11 рамках концепции кластерного развития, в промышленности Иркутской области выделены кластеры: металлургический, нефтегазохимический, машиностроительный, фармацевтический, лесоперерабатывающий, агропромышленный, туристско-рекреационный, стройиндустрия, транспортно- логистический, информационно-коммуникационный.
Основная часть работников Иркутской области задействована в промышленном производстве, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, оптовой и розничной торговле. Наиболее выраженная отрицательная динамика занятости наблюдается в сельском хозяйстве.
В проекте Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года определяет стратегически значимые целевые приоритеты работы региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи области. В документе обозначен стратегический вызов для региона: «обеспечение опережающего развития человеческого капитала с одновременным созданием условий для закрепления людей на территории Иркутской области». Данному вызову соответствуют следующие задачи и мероприятия: образование и подготовка кадров с ориентацией на выявление талантов во всех сферах (включая формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся); снижение дисбаланса между ожиданиями работодателей и уровнем подготовки выпускников, построение системы высшего и среднего профессионального образования, отвечающей потребностям региональной экономики, посредством ориентации на перспективные и востребованные работодателями профессии; развитие потенциала молодежи в социально-экономической сфере, что способствует повышению самостоятельности, рациональности и ответственности молодежи в построении своей профессионально- образовательной и карьерной траектории; развитие программ и проектов, направленных на обучение молодежи предпринимательским компетенциям, помощи в проектировании своего бизнеса и развитии наставничества в предпринимательстве.
В Инвестиционной стратегии Иркутской области на период до 2025 года поставлена задача развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Это требует формирования региональной системы предпринимательского образования, включая подготовку к предпринимательской деятельности и возможной самозанятости в рамках общего процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
Профориентационные ресурсы региона. На протяжении последних десяти лет в Иркутской области формируется современная среда профессионального самоопределения детей и молодежи, насыщенная разнообразными ресурсами, образующими внешний контур профориентационной работы. К таким ресурсам могут быть отнесены:


12 производственная среда предприятий региона, в том числе: отраслевых лидеров, высокотехнологичных и инновационных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, учреждений социальной сферы и другое; профессионально-образовательная среда образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных предприятий, в том числе осуществляющих подготовку кадров для передовых технологий, а также по востребованным (массовым) профессиям и специальностям; региональная инфраструктура профориентационной работы, включая
Центр развития форм профессиональной ориентации и самоопределения как структурное подразделение ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»
(далее – Региональный институт кадровой политики), подведомственного министерству образования Иркутской области; ОГКУ «Молодежный кадровый центр», подведомственный министерству по молодежной политике Иркутской области; центры и кабинеты профориентации, а также другие типы специализированных подразделений, решающие задачи профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, созданные в структуре различных государственных и негосударственных организаций и учреждений; созданный в городе Тулун Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области, среди задач которого – развитие профориентационной работы с обучающимися (в том числе с использованием специально разрабатываемой электронной платформы «Путеводитель в мире профессий», позволяющей школьникам получать рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории профессионального развития); профессиональные конкурсы для учащейся и работающей молодежи
(«Молодые профессионалы
(WorldSkills
Russia)»,
«Junior
Skills»,
«Абилимпикс»); реализуемый при поддержке ГАУ ДПО Иркутской области «Институт развития образований
Иркутской области» комплекс форм профориентационной работы для обучающихся в общеобразовательных организациях (в том числе региональные открытые онлайн-уроки «Урок с профессионалом» с участием известных и успешных людей Иркутской области; региональная база открытых уроков на базе платформы «Образование для жизни», направленных на раннюю профориентацию; профориентационная работа в системе кадетского образования и другое), а также региональный конкурс на лучшую систему ранней профориентации; система дополнительного образования, предоставляющая школьникам и молодежи возможности по профориентации; многообразие программ дополнительного образования для детей и взрослых, реализуемых на базе образовательных организаций различного типа, а также дистанционно и имеющих практикоориентированную, предпрофессиональную или профессиональную направленность (в том числе программы на базе сети детских технопарков «Кванториум», центров цифрового образования детей


13
«IT-Куб»; программы, реализуемые на базе образовательного центра «Персей» для талантливых детей и молодежи; программа «Город профессий», реализуемая на базе летнего лагеря с участием профессиональных образовательных организаций и другое); региональный проект «Агробизнес – школа и формирование системы непрерывного агробизнес – образования в Иркутской области», нацеленный на разрешение проблемы воспроизводства и регулирования трудового потенциала сельских территорий, в том числе, средствами организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников и студентов, проживающих в сельских территориях; проекты, реализуемые в сфере молодежной политики («Кадры нового поколения», конкурс молодежных инновационных проектов и другое), выполняющие функцию «социального лифта» для молодежи, с одной стороны, и механизмом формирования кадрового резерва предприятий – с другой; проекты общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников», имеющие профориентационную направленность (такие как «Большая детская редакция»); корпоративные модели профориентации, реализуемые крупнейшими предприятиями-работодателями, действующими на территории Иркутской области (Компания En+, Компания РУСАЛ, ОАО «Российские железные дороги» и другие); профориентационные возможности школьного курса технологии и других образовательных областей общеобразовательной программы, в том числе, профильные и специализированные классы; практики ученического и студенческого самоуправления, волонтерского и клубного движения, реализуемые на базе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, молодежных центров;
Интернет-ресурсы различного типа, а также материалы региональных и местных
СМИ, отражающие актуальное состояние экономики, профессионального и высшего образования, рынка труда и профессий области.
Некоторые из обозначенных ресурсов, ориентированные на школьников младшего и среднего возраста, при грамотном использовании, могут выполнять принципиально значимую роль «точек входа» в процесс становления субъекта профессионального самоопределения.
3. Актуальное состояние региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи
На протяжении 2013-2020 годов в Иркутской области была в значительной части сформирована современная система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, включенная в контур региональной кадровой политики, направленная на обеспечение актуальных кадровых потребностей экономики области, опирающаяся на принципы системности, комплексности, непрерывности, практикоориентированности и использующая механизмы сетевого сотрудничества образовательных организаций различного типа. Ряд решений был выработан и внедрен в рамках
1   2   3   4   5   6


14 работы сетевой экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования», действовавшей в период 2013-2018 годов, а также сети региональных инновационных площадок.
В период 2016-2020 годов работа по формированию и развитию региональной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся велась в рамках Концепции 2016 года.
В результате реализации приоритетов и задач, предусмотренных
Концепцией 2016 года, были достигнуты следующие результаты: созданы прецеденты межведомственного взаимодействия в решении задач формирования региональной системы профориентационной работы
(межведомственные документы, коммуникативные площадки); сформирован и реально работает Совет по профориентации, включающий в себя представителей министерства образования Иркутской области, министерства по молодежной политики Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области, министерства сельского хозяйства
Иркутской области, который стал движущей силой по внедрению и развитию всех элементов региональной профориентационной системы; сформирована реально функционирующая региональная инфраструктура профориентационной работы, включая
Центр развития форм профессиональной ориентации и самоопределения, ранее
Центр профессионального самоопределения и карьерного развития, – структурное подразделение
Регионального института кадровой политики, подведомственного министерству образования
Иркутской области;
ОГКУ «Молодежный кадровый центр», подведомственный министерству по молодежной политике Иркутской области; на базе Регионального института кадровой политики проведено обучение группы педагогических работников по программе переподготовки
«Организация и проведение профориентационной работы в системе непрерывного образования»; реализуется ряд программ повышения квалификации соответствующей направленности, в том числе
«Профессиональная ориентация и самоопределение личности», «Психолого- педагогические основы профессионального становления личности»,
«Организация и проведение профориентационных мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; реализуется региональная модель циклов профессиональных проб, организуемых для различных возрастных категорий школьников на базе профессиональных образовательных организаций и (ежегодная региональная акция «Неделя профессиональных проб»); с 2020 года – в двух форматах: очно и онлайн, что обеспечивает возможность школьникам пройти испытания по профессиям и специальностям, реализуемым профессиональными образовательными организациями, которые находятся в других муниципальных образованиях; начата работа над проектом «Региональный атлас перспективных компетенций», в разработку которого включены представители предприятий- работодателей и студенты, осваивающие профильные профессии,