Файл: Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи иркутской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 региональным проектам в целевой сфере, указанных в пункте 3 главы 4.
7. Организация конкурсов лучших региональных практик по новым направлениям профориентационной работы с детьми и молодежью, в том числе в рамках комплексных региональных проектов, указанных в пункте 3 главы 4.
8. Активизация межрегионального взаимодействия, направленная на формирование устойчивых горизонтальных связей между специалистами в области профориентационного сопровождения самоопределения обучающихся, работающими в различных регионах. В том числе: организация межрегиональных научно-практических конференций и круглых столов (в том числе онлайн) по наиболее острым общезначимым проблемам организации профориентационной работы с детьми и молодежью; создание профессиональных социальных сетей и неформальных сообществ; обеспечение прохождения специалистами Иркутской области профильных программ повышения квалификации, реализуемых в других регионах; проведение совместных мероприятий по повышению квалификации; организация на базе образовательных организаций стажировочных площадок, ориентированных на межрегиональный экспорт лучших практик; реализация совместных межрегиональных проектов по развитию систем сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
3. Комплексные региональные проекты
Работа по реализации комплексных региональных проектов, в рамках
Концепции, включает в себя: формирование рабочей группы проекта; разработку концепции проекта на основе анализа отечественных и международных аналогов, а также близких по смыслу региональных практик, которые могут быть вовлечены в проект; разработку нормативно-правового и организационно-методического обеспечения; определение пилотных площадок для апробации проекта и формирование команд; повышение квалификации пилотных команд; пилотная апробация проекта и его корректировка; внедрение проекта в масштабах региона, включая массовое повышение квалификации кадров, привлекаемых к реализации проекта; перевод в режим функционирования.
В период 2021-2025 годы в Иркутской области реализуются следующие комплексные региональные проекты по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и подростков.
1. Муниципальные системы профориентации.
Куратор проекта:
Региональный и институт кадровой политики. Начало реализации проекта:
2021 год. Содержание проекта. Большой масштаб, демографическая и социально-экономическая неоднородность Иркутской области требуют дифференцированного подхода к построению муниципальных моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. С учетом демографической, отраслевой, образовательной и социокультурной специфики, различий в задачах профориентационной работы и наличных профориентационных ресурсов, в различных муниципальных образованиях области необходимо сформировать собственные модели координации профориентационной работы с обучающимися, выстроить инфраструктуру,


26 подобрать оптимальный комплекс технологий и форм сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи. В рамках данного проекта на региональном уровне будут созданы условия для решения этих задач: проведено целевое повышение квалификации муниципальных команд; организован цикл конкурсов на лучшую региональную модель организационно- педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи; сформирована система горизонтальных связей, обмена опытом и взаимообучения специалистов муниципального уровня (профессиональная социальная сеть, сообщество).
2. Летние профориентационные площадки для детей и подростков.
Кураторы проекта:
Региональный институт кадровой политики, профессиональные образовательные организации области. Начало реализации проекта: 2021 год. Содержание проекта. В настоящее время в области существуют отдельные прецеденты интеграции профориентационных практик в работу детских летних лагерей («Город профессий»). Реализация проекта предполагает формирование в регионе сети летних площадок различного типа
(городские и выездные лагеря, профильные смены) для учащихся 6-8 классов, имеющих профориентационную направленность. В рамках таких площадок реализуются различные формы сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников, прежде всего практикоориентированные
(профессиональные мини-пробы, мастер-классы, программы предпрофессионального обучения, профориентационные проекты, а также встречи с профессионалами, разработка собственных профессионально- карьерных планов и другое). Профориентационную составляющую программы обеспечивают педагогические работники профессиональных образовательных организаций, студенты педагогических колледжей, проходящие практику в детских лагерях, студенты-волонтеры, осваивающие другие профессии и специальности среднего профессионального образования.
3. Лестница профессиональных проб. Кураторы проекта: Региональный институт кадровой политики, педагогические колледжи Иркутской области.
Начало реализации проекта: 2021 год. Содержание проекта. На предыдущем этапе в регионе сформирована модель реализации профессиональных проб, обеспечивающая практическое знакомство школьников с различными видами профессиональной деятельности на площадках профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Дальнейшее развитие данного проекта будет осуществляться на основе принципа непрерывности, когда для различных возрастных групп школьников по одним и тем же профессиям реализуются различные типы профессиональных проб.
Для учащихся
2-4 классов проводятся ознакомительные мини-пробы продолжительностью 10-15 минут, цель – первичное ознакомление с различными видами профессиональной деятельности. В течение одного дня (цикла) обучающийся проходит до 10 мини-проб, охватывающих как массовые и востребованные в регионе профессии, так и новые и перспективные профессии, примерно в равном соотношении. Для учащихся 5-7 классов проводятся отборочные пробы


27 продолжительностью
1-2 часа. Цели: определение предпочтений и отвержений в базовой области профессиональной деятельности, знакомство с различными формами организации профессионально-трудовой деятельности. Для учащихся 8-9 и
10-11 классов проводятся продолжительные пробы углубленного типа, предполагающие уточнение первичного профессионального выбора на основе длительного погружения в определенный вид профессиональной деятельности
(элективный курс или курс по выбору, изучаемый в течение одной учебной четверти) и реализуемые на основе сетевого взаимодействия школы и профессиональной образовательной организации либо вуза.
4. Региональный атлас перспективных компетенций. Кураторы проекта:
Региональный институт кадровой политики,
Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области. Начало реализации проекта:
2018 год. Содержание проекта. В сроки, определяемые Концепцией, формируется основное содержание Атласа по отраслевым группам, с привязкой к муниципальным территориям и отдельным предприятиям. В процессе выявления и описания новых и перспективных компетенций, совместно с представителями работодателей, участвуют студенты, обучающиеся по программам среднего профессионального образования соответствующего профиля. В профориентационной работе со школьниками Атлас используется, с одной стороны, в процессе профессионального информирования школьников и их родителей, с другой – как инструмент для разработки различных практикоориентированных форм сопровождения профессионально- образовательного выбора (исследовательские экспедиции на предприятия города, района, нацеленные на поиск перспективных компетенций и способов их функционирования в профессиональной деятельности работников; профессиональные пробы нового типа, содержание которых соотносится не с профессиями, а с конкретными перспективными компетенциями).
1   2   3   4   5   6

5. Фаблабы в системе среднего профессионального образования.
Кураторы проекта: Региональный институт кадровой политики, Центр опережающей профессиональной подготовки
Иркутской области, профессиональные образовательные организации региона. Начало реализации проекта: 2021 год. Содержание проекта. Фаблаб – открытая мастерская, оснащенная современным цифровым оборудованием (3D-принтеры, станки с
ЧПУ, лазерные плоттеры и другое). Работа в фаблабе самостоятельно или с помощью наставника, обучающийся может создать то или иное изделие
(деталь, модель, механизм), уникальное либо аналогичное производимому серийно. Фаблабы могут использоваться как площадки (ресурсные центры) для программ дополнительного образования и профессионального обучения школьников, а также для различных практикоориентированных форм профориентационной работы: профессиональных проб, мастер-классов, профориентационных проектов, стажировок. В качестве наставников могут выступать как педагогические работники профессиональных образовательных организаций, так и студенты (волонтеры), обладающие навыками работы с оборудованием фаблаба и подготовленные к работе со школьниками.

28 6. Единая региональная программа сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи (включая единое портфолио). Кураторы проекта: Центр профориентации «PROF.Navigator», ГАУ ДПО Иркутской области
«Институт развития образования
Иркутской области,
ОГКУ «Молодежный кадровый центр», педагогические колледжи Иркутской области. Начало реализации проекта: 2021-2022 годы – разработка,
2022-2023 годы – апробация, с 2024 года – внедрение. Содержание проекта.
Переход от «консультативного» к «образовательному» подходу в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся, нацеленного на формирование у них заданного комплекса профориентационно значимых компетенций, требует дополнения набора профориентационных
«мероприятий» единой программой поддержки социально-профессионального самоопределения, охватывающей обучающихся разных возрастов и обладающей признаками непрерывности и преемственности. Особенности единой программы, разрабатываемой в рамках данного проекта:
- интеграция различных направлений и форм профориентационной работы: профессиональное информирование и навигация, профдиагностика, профориентационные практики, профориентационный нетворкинг;
- наличие в программе регионального инварианта (включающего в себя, в том числе, и актуальные профориентационные проекты федерального уровня) и вариативной части, особенности которой определяются на муниципальном уровне и могут свободно дополняться непосредственными участниками профориентационного процесса;
- соотнесенность содержания программы с потребностями сферы труда и профессий страны, региона, муниципальной территории (при обязательном соблюдении принципа сбалансированности актуального и перспективного);
- включение в содержание программы основных профориентационных практик, реализуемых в Иркутской области на региональном уровне, включая обозначенные выше комплексные региональные проекты
(летние профориентационные площадки, лестница профессиональных проб, региональный атлас перспективных компетенций);
- ожидаемые результаты реализации единой программы и её содержание регулярно (раз в два-три года) актуализируются.
Ожидаемым результатом реализации единой программы выступает комплекс профориентационно значимых компетенций, формируемый поэлементно и поуровнево у обучающихся различных возрастных ступеней. В рамках проекта разрабатывается ориентировочный комплекс показателей результативности реализации программы, отражающий уровневые характеристики формируемых профориентационно значимых компетенций для каждой возрастной ступени.
Инвариантное содержание единой программы разрабатывается с учетом следующей логики:
- старший дошкольный возраст – знакомство с массовыми и наиболее востребованными в регионе профессиями;
- младший школьный возраст – знакомство с новыми и перспективными


29 профессиями, профессиями будущего; прохождение циклов ознакомительных мини-проб;
- младший подростковый возраст (5-7 классы) – первичное освоение пространства универсальных «компетенций XXI века», необходимых для достижения успеха в любой профессиональной и внепрофессиональной деятельности; прохождение циклов отборочных профессиональных проб;
- 8-9 классы – работа на основе регионального атласа перспективных компетенций Иркутской области; прохождение первого цикла уточняющих профессиональных проб; профессионально-образовательная ориентация и проектирование личного профессионального плана;
- 10-11 классы
– знакомство с общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в рамках интересующей либо избранной
(профильной) сфере деятельности; прохождение второго цикла уточняющих профессиональных проб; уточнение личного профессионального плана.
На основе содержания единой программы формируется единое региональное профессионально-образовательное портфолио обучающихся для всех уровней образования, начиная с 5 класса обучения в школе.
В рамках данного проекта разрабатывается и уточняется примерная структура профессионально-образовательного портфолио, включающая:
- возрастные модули по обозначенным выше возрастным ступеням, начиная с младшего подросткового возраста;
- стандартные поля для отражения результатов прохождения инвариантной (региональной) части единой программы и пустые поля для вариативной части;
- в составе инвариантной части – стандартные поля, отражающие прохождение обучающимся различных типов профориентационно значимых активностей: профессиональное информирование и навигация, профдиагностика, профориентационные экскурсии и экспедиции, встречи с профессионалами, профессиональные пробы, программы предпрофессионального и профессионального обучения, мини-стажировки, социальные и волонтерские практики и другое;
- разделы рефлексивного характера, предназначенные для самооценки обучающимся профориентационно значимых результатов, полученных по итогам прохождения тех или иных активностей;
- свободные поля, обеспечивающие возможность участия родителей, педагогов, психологов, других специалистов в процессе профессионального самоопределения обучающегося (отзывы, комментарии, рекомендации и другое).
Структура портфолио должна предусматривать построение обучающимися двух или более альтернативных вариантов личного профессионально-образовательного (карьерного) проекта.
Профессионально-образовательное портфолио выступает, во-первых, обязательным элементом региональной модели итоговой государственной аттестации выпускника школы, во-вторых, основанием для выбора
(рекомендации) той или иной профессии, специальности, направления