Файл: Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи иркутской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 специальности и направления подготовки; проект предполагает опережающее знакомство школьников с новыми профессиональными компетенциями и передовыми технологиями в ходе профориентационной работы.
В качестве точки роста, отражающей актуальный уровень развития региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Иркутской области, может быть также обозначено возрастающее стремление значительной части педагогического корпуса (работников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, некоторой части организаций общего и дошкольного образования) к построению современной модели профориентационной работы в регионе.
В большинстве профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования региона созданы подразделения, обеспечивающие решение задач сопровождения профессионального самоопределения школьников, абитуриентов и студентов
(отделы профориентации, центры трудоустройства и другое), в ряде случаев – во взаимодействии с работодателями. Работа таких подразделений, как правило, нацелена на достижение локальных целей образовательных организаций, при которых они созданы (выполнение контрольных цифр приема, повышение показателей трудоустройства выпускников), а также на повышение престижа рабочих, инженерных и других востребованных профессий (профессиональная пропаганда).
Следует отметить, как позитивную, тенденцию возрастания интереса выпускников школ и их родителей к программам уровня среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку к работе по востребованным в регионе профессиям и специальностям, и снижения традиционного родительского «вузоцентризма».
В то же время, значительная часть задач, поставленных Концепцией
2016 года, до настоящего времени не решена или решена не в полной мере. В числе наиболее острых проблем и дефицитов, сохраняющихся в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в
Иркутской области, следует обозначить: отсутствие в действующих целевых программах Иркутской области финансируемых мероприятий по развитию региональной системы профессиональной ориентации обучающихся и соответствующих целевых показателей; слабая включенность общеобразовательной организации в решение задач сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, бессистемность и формальный характер соответствующей работы; кадровая проблема, которая в значительной степени выступает первопричиной обозначенной выше трудности (по данным на сентябрь 2020 года - в муниципальных образованиях Иркутской области (82 %) отсутствуют специалисты, отвечающие за сопровождение профессионального самоопределения детей в общеобразовательных организациях; ответственными за профориентационную работу в общеобразовательных организациях, как


16 правило, являются представители администрации или педагогического корпуса, не имеющие специальной подготовки в сфере профориентационного сопровождения самоопределения детей и подростков); отсутствие преемственности в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся между различными уровнями образования; дефицит мотивации основных участников профориентационного процесса (как обучающихся, так и школьных педагогов), связанный, в том числе, с отсутствием представления о конечном результате профориентационной деятельности у педагогов, обучающихся и их родителей; отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения в Иркутской области, как следствие – слабый уровень информированности участников профориентационного процесса об актуальном состоянии региональной сферы труда и профессий, о возможностях получения профессий в системе профессионального и высшего образования, а также о новых и перспективных профессиях и компетенциях; низкий уровень межведомственного взаимодействия
(включая образовательные организации различного типа, учреждения службы занятости, специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги обучающимся и их родителям, предприятия-работодатели) проявляющийся наиболее заметно на уровне деятельности органов местного самоуправления; несформированность в регионе многоуровневой системы координации, мониторинга и оценки результативности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
В данной ситуации в качестве основных векторов развития региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области на период 2021-2025 годов выступают: переход от разовых и эпизодических форм профориентационной работы с обучающимися к непрерывной и преемственной системе работы (единой программе сопровождения профессионального самоопределения), ориентированных на индивидуальный подход к каждому ребенку, подростку, молодому человеку и его карьерной траектории, управление этой траекторией в целях наращивания человеческого и социального капитала региона, создание мостика между системой образования и работодателями в целях социально- экономического развития региона; движение от локальных и автономных подходов, ограниченных рамками
«класса», «кабинета», отдельной образовательной организации – к современным комплексным, в том числе практикоориентированным форматам, предполагающих государственно-частное партнерство и сетевое сотрудничество; формирование и обеспечение устойчивого функционирования и развития муниципальных систем организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


17 1. Общая характеристика профессионального самоопределения человека на этапе перехода к постиндустриальной эпохе
В условиях перехода к постиндустриальной эпохе существенно повышаются требования к уровню профессиональной подготовленности работников и качеству самоопределения личности. При этом базовый механизм социально-профессионального самоопределения усложняется, приобретая конвергентный характер. В его основе – освоение человеком двух возможных моделей самоопределения: индустриальной, или профессиональной (выбор одной конкретной профессии из множества возможных, реализуемых на основе социально- трудовой роли «наемного работника» либо «человека служения»); постиндустриальной, или мультипрофессиональной (формирование персонального динамичного набора компетенций, опирающихся на одну или несколько базовых профессиональных квалификаций, которые могут быть реализованы на основе различных социально-трудовых ролей и в многообразии форм организации профессионально-трудовой деятельности).
Каждая из этих моделей может быть востребована в тех или иных условиях, на том или ином этапе разворачивания профессионально-карьерной траектории человека.
Готовность человека к профессиональному самоопределению на основе как индустриальной, так и постиндустриальной модели существенно повышает его жизнестойкость и конкурентоспособность в динамичных и неопределенных условиях постиндустриальной эпохи.
Сохраняющаяся фокусировка целей и содержания педагогического сопровождения профессионального самоопределения на актуальных потребностях региональной экономики, замыкая процесс самоопределения рамками индустриальной модели, снижает потенциал социально- профессиональной мобильности человека, ограничивает пространство его возможной профессиональной успешности. В связи с этим при построении профориентационной работы особую актуальность приобретает принцип сбалансированности актуального и перспективного.
2. Цель, объекты и субъекты работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области
Цели (конечные результаты), объекты и субъекты работы по сопровождению профессионального самоопределения могут быть охарактеризованы дифференцированно на двух различных уровнях.
Таблица 1
Два уровня деятельности по сопровождению профессионального самоопределения
Уровень
Субъекты
Объекты
Цели
Микроуровень
(персональный
Обучающийся, находящийся в
Потенциальная способность
Активизация субъекта


18
) процессе профессионального самоопределения; родители и другие члены его семьи; специалисты
(психологи, педагоги, консультанты и другое), а также волонтеры, непосредственно взаимодействующие с обучающимся и его родителями в процессе решения задач его профессионального самоопределения личности выступать в качестве субъекта профессиональног о самоопределения, а также условия
(внутренние и внешние), обеспечивающие реализацию обозначенной способности самоопределения, формирование комплекса профориентационн о значимых компетенций, поддержка профессионального
( профессионально- образовательного) выбора
Макроуровень
(институцио- нальный)
Социальные институты региона, выступающие заказчиками, участниками и благополучателями профориентационно й работы: предприятия- работодатели; население области; образовательные организации; организации и учреждения, а также частные лица, осуществляющие профориентационну ю деятельность и оказывающие соответствующие услуги населению; органы государственной власти и муниципального
Человеческий и кадровый потенциал региона; региональная и муниципальная среда профессиональног о самоопределения
Создание условий, необходимых для успешного взаимодействия всех институциональны х субъектов, для достижения результативности на микроуровне; обеспечение современного качества трудовых ресурсов области в соответствии с потребностями экономики региональной в квалифицированны х кадрах определенного профиля и уровня подготовки путем достижения баланса интересов всех вовлеченных

19 самоуправления; общественные организации; средства массовой информации и другое субъектов
В условиях перехода к постиндустриальной эпохе значимость персонального уровня постепенно возрастает.
Сопровождение профессионального самоопределения становится одним из ведущих инструментов развития свободоспособности и жизнестойкости человека в неопределенном, динамично меняющемся мире, ключевым условием, обеспечивающим эффективное развитие личности в профессиональной деятельности.
3. Принципы реализации Концепции
Деятельность по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения, в рамках Концепции, опирается на три базовых принципа, зафиксированных Концепцией 2016 года
Непрерывность и последовательность – учет постепенного и продолжительного характера процесса профессионального самоопределения человека, связанного с формированием и развитием комплекса профориентационно значимых компетенций и становлением субъекта самоопределения. На практике, данный принцип предполагает постепенный отказ от разовых и эпизодических форм работы в пользу продолжительных, преемственных программ сопровождения профессионального самоопределения, охватывающих различные уровни образования и возрастные категории обучающихся, начиная со старшего дошкольного возраста.
Социальное партнерство
– принцип, с позиций которого профориентационная деятельность рассматривается как общественно значимая задача, требующая активного включения в профориентационную работу всех заинтересованных субъектов, организации их коммуникации и взаимодействия на региональном, муниципальном и локальном уровнях, в формах государственно-частного партнерства, межведомственного взаимодействия, сетевого сотрудничества, а также профориентационного нетворкинга.
Практикоорированность предполагает использование в качестве ведущего инструмента профессионального самоопределения формирование собственного профориентационно значимого опыта обучающегося: опыта деятельностного погружения в профессиональный контекст, проб и ошибок, оценки и самооценки, выбора.
В условиях перехода к постиндустриальной эпохе базовая триада принципов организации сопровождения профессионального самоопределения дополняется следующим, четвертым принципом.
Сбалансированность актуального и перспективного – принцип, требующий деятельностного знакомства обучающихся, в процессе сопровождения их профессионального самоопределения, с двумя различными


20 пространствами профессионально-трудового контекста: актуальное пространство массовых и востребованных профессий и пространство новых и перспективных профессий и «компетенций будущего».
По мере развития постиндустриальных тенденций повышается значимость принципа субъектной направленности профориентационной работы. Кроме того, сохраняют значимость для развития региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи
Иркутской области в 2021-2025 годов принципы: системности, целостности и комплексности профориентационной работы; доступности, равенства возможностей и добровольности при получении профориентационных услуг; сочетания централизации и децентрализации в управлении профориентационной работой.
4. Технологии, формы и методы работы
Региональная модель организации профориентационной работы в
Иркутской области опирается на широкое и постоянно растущее многообразие технологий, форм и методов профессиональной ориентации и педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
1. Методы профессиональной активизации, или «точки входа» в профориентационный процесс – мотивационно-провокационные форматы, катализирующие у растущего человека интерес к своему профессиональному будущему и пробуждающие субъект профессионального самоопределения. В том числе: игровые диагностические методики, карточные и компьютерные профориентационные игры, фантазирование о будущем, работа с Атласом новых профессий, профориентационные проекты игровой и творческой направленности, работа с хобби-контекстом и другое. Многие из обозначенных форм могут использоваться для совместной работы с обучающимися и их родителями.
2. Методы профессионально-образовательного информирования, обеспечивающие обучающихся и их родителей информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве, обоснованного профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана. В том числе: сеанс информации
(родительское собрание, урок профессий и другое), презентация контекста
(экскурсия, день открытых дверей/турникетов, мастер-класс и другое), специализированные и неспециализированные Интернет-ресурсы, печатные материалы.
3. Практикоориентированные технологии профориентационной работы, предусматривающие включение самоопределяющегося человека в практическую деятельность и профессиональный контекст, создание им профориентационно значимого продукта и формирование у него личностно значимого опыта участия в трудовой деятельности. В том числе: профессиональные пробы и их циклы, предпрофессиональное и профессиональное обучение школьников, профориентационные проекты практической и исследовательской направленности
(и другие практикоориентированные учебные проекты, реализуемые, в том числе на