Файл: Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи иркутской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 уроках технологии и в рамках дополнительного образования детей) метод кейсов, ролевые и деловые игры, социальные и предпринимательские практики, ученическое и студенческое самоуправление, волонтерство, стажировки для обучающихся на предприятиях.
4. Профориентационное наставничество, как особая технология сопровождения профессионального самоопределения, обеспечивающая персонализованную поддержку самоопределяющегося человека, его навигацию в профориентационно значимой среде и сопутствующее обучение самоопределению.
1   2   3   4   5   6

5. Диагностико-консультативные формы и методы работы, включая различные методики профессиональной диагностики, профессиональное и карьерное консультирование, карьерную навигацию, обеспечивают поддержку профессионального выбора человека и могут использоваться как в контактной, так и в дистанционной (онлайн) формах.
6. Технологии профориентационного нетворкинга, основанные на организации коммуникативных площадок различной тематики и различного формата, в том числе онлайн, обеспечивающих социальный диалог всех основных участников и интересантов профориентационного процесса. Могут иметь различный характер сценария – от бессценарных (например, ярмарка вакансий) до высокоструктурированных («День партнерства» образовательной организации и предприятия, нетворкинг-сессия, дискуссионный клуб или другое).
7. Технологии и методы инвент-профориентации используются для работы с массовым контингентом и обеспечивают создание яркой, эмоционально окрашенной, «вдохновляющей» среды, с использованием специальных средств зрелищности. В том числе: профориентационные квесты, конкурсы и соревнования, форумы и фестивали.
8. Технологии оценивания, адекватные задачам профориентационной работы: персональное профориентационное портфолио, самооценка и внешняя
(экспертная) оценка успешности выполнения практических заданий (например, в ходе выполнения профессиональных проб) и другое.
Основными принципами, на которые необходимо опираться при отборе и проектировании технологий, форм и методов профориентационной работы, являются принцип субъектной направленности и принцип целесообразного многообразия. При этом необходимо учитывать как особенности адресной категории обучающихся, так и ожидаемые результаты, на достижение которых эта работа направлена. Базовый принцип непрерывности предполагает, что различные формы и методы работы не столько используются автономно, сколько интегрируются в состав проектируемой Единой региональной программы сопровождения профессионального самоопределения школьников, а также встраиваются в различные типы образовательных и учебных программ, реализуемых на разных ступенях образования (например, школьный курс технологии

; элективные курсы, реализуемые в 8-9 классах; программы социальных практик и профильных курсов, реализуемые в 10-11 классах; программы «Введение в специальность», «Конструктор карьеры» (разработка

22
АНО «Национальное агентство развития квалификаций») и «Технология трудоустройства» для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; специальные программы для безработного населения, для лиц предпенсионного и пенсионного возраста и другое).
Значительная протяженность Иркутской области и наличие большого количества удаленных территорий требует использования в профориентационной работе современных цифровых технологий, не только обеспечивающих возможность дистанционной профдиагностики, профинформирования, профконсультирования, профориентационного наставничества и так далее, но и позволяющих разрабатывать и реализовать новые (цифророжденные) методы профориентационной работы, такие как виртуальные экскурсии, виртуальные профессиональные пробы, сетевые
(телекоммуникационные) проекты профориентационной направленности и другое.
Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
1. Направления работы по организационно-педагогическому сопровождению детей и молодежи в регионе
Развитие системы организационно-педагогического сопровождения детей и молодежи Иркутской области на период 2021-2025 годы преемственно развивает направления, заложенные Концепцией 2016 года и направлено на преодоление сохраняющихся проблем и дефицитов в целевой сфере.
1. Нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку пакета документов регионального, муниципального и локального уровней, обеспечивающих реализацию приоритетных задач и направлений в рамках
Концепции.
2. Многоуровневое межинституциональное взаимодействие и социальное партнерство, включая: формирование механизмов вовлечения работодателей
(их кадровых, материально-технических, информационных и других ресурсов) в деятельность по сопровождению профессионального самоопределения; организацию взаимодействия с родителями обучающихся как с партнером и субъектом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.
3. Развитие региональной и муниципальной инфраструктуры сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, включая формирование материально-технической базы, необходимой для организации профориентационных стажировок, реализации профессиональных проб и других практикоориентированных форматов профессионального самоопределения.
4. Развитие региональной системы профессионального информирования обучающихся, их родителей и других целевых категорий пользователей, включая: формирование единой региональной информационной среды в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной


23 ориентации (возможности получения среднего профессионального и высшего образования в Иркутской области, а также трудоустройства по выбранной профессии, специальности в своем районе, городе); разработка механизмов использования в ходе профинформационной работы, реализуемой в системе образования, профильных Интернет-ресурсов министерства труда Иркутской области и министерства экономического развития Иркутской области; освещение в региональных, отраслевых и местных СМИ ключевых проектов и мероприятий профориентационной направленности, в том числе комплексных региональных проектов, указанных в пункте 3 главы 4.
5. Организационно-методическое и программно-методическое обеспечения, охватывающие все типы программ и практик профориентационной направленности, реализуемых с детьми и молодежью
Иркутской области (в том числе для особых категорий обучающихся), а также программы предпринимательского образования.
6. Кадровое обеспечение, нацеленное на подготовку всех категорий специалистов, решающих профориентационные задачи в работе с детьми и молодежью (а также студентов-волонтеров) к использованию современных подходов, технологий, форм и средств сопровождения профессионального самоопределения. Сохраняет актуальность задача укрепления и развития региональной команды специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, её расширения и оформления как единого сообщества.
7. Координация, мониторинг и оценка работ в рамках Концепции с использованием механизмов административного и государственно- общественного управления региональной системой сопровождения профессионального самоопределения
(с участием представителей работодателей, родительской и молодежной общественности).
Задачи и мероприятия по реализации данных направлений конкретизируются в ведомственных целевых программах, годичных межведомственных планах профориентационной работы с обучающимися
(регионального и муниципального уровня).
2. Приоритетные задачи
Приоритетными задачами развития региональной системы сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области в
2021-2025 годов, являются следующие.
1. Разработка, апробация и внедрение регионального минимума профориентационных услуг для обучающихся по программам общего, среднего профессионального и высшего образования. Региональный минимум:
- представляет собой документ, характеризующий цели, адресные категории и содержание распределенного во времени комплекса профориентационных услуг, оказание которых гарантируется за счет средств регионального бюджета и возможных источников софинансирования со стороны работодателей, родительского сообщества, благотворительных организаций;
- содержит минимальные требования к качеству указанного комплекса


24 профориентационных услуг;
- гибко интегрирован с единой региональной программой сопровождения профессионального самоопределения школьников, с учетом принципа добровольности при получении профориентационных услуг.
2. Актуализация профориентационного потенциала школьного курса
«Технология», введение в него содержательных элементов единой региональной программы сопровождения профессионального самоопределения школьников; ведение отдельных разделов и тем курса технологии на площадках профессиональных образовательных организаций, в том числе фаблабов, создаваемых в рамках Концепции, на основе механизмом сетевого сотрудничества образовательных организаций; включение школьных учителей технологии в региональное сообщество специалистов, решающих профориентационные задачи в работе со школьниками.
3. Развитие дополнительного образования детей в регионе с целью выполнения задач профориентации и их сетевого взаимодействия с работодателями по их направлениям работы.
4. Формирование региональной модели мониторинга и оценки качества профориентационной деятельности, включая:
- разработку и реализацию модели многоуровневого мониторинга состояния и результативности работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- создание региональной системы независимой оценки качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи (с привлечением экспертов научно-образовательного сообщества, квалифицированных представителей работодателей, родительского сообщества, молодежных объединений, общественных организаций).
5. Координация федеральных, межрегиональных и региональных проектов профориентационной направленности, реализуемых на территории
Иркутской области, включая создание единого информационного пространства
(портала). Ожидаемые результаты:
- формирование единого графика, полностью исключающего дублирование, совпадение во времени, перегрузку педагогов и обучающихся однотипными и однонаправленными мероприятиями;
- создание удобной системы навигации, позволяющей обучающимся и их родителям, а также педагогам ориентироваться в пространстве выше обозначенных проектов и активностей;
- выработка предложений по оптимизации, объединении и сокращении избыточных профориентационных практик с учетом их качества.
6. Организация фронтального повышения квалификации всех специалистов и команд, вовлеченных в решение профориентационных задач с детьми и молодежью, работающих в организациях различного типа и различной ведомственной подчиненности, а также студентов педагогических колледжей и образовательных организаций высшего образования, посредством серии онлайн мини-курсов (вебинаров, видеолекций), посвященных новым направлениям работы в рамках Концепции, в том числе комплексным