Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На потенциальных возможностях нашей экономики я остановился не случайно, а с целью не согласиться или даже опровергнуть, по возможности, довольно распространенное мнение, будто Казахстан ограничен в выборе своей модели интеграции в мировое хозяйство, поскольку, де-мол, его экономику отличает высокая степень монополизации в ведущих экспортных отраслях (нефтедобычи, горнорудной промышленности, металлургии) и потенциал этих отраслей уже оценен на соответствующих мировых рынках.

Создание региональных структур выступает в современном мире важным средством противостояния негативным последствиям глобализации (другим таким средством является, как известно, создание и эффективное функционирование международных институтов глобального сотрудничества типа ВТО, Всемирного банка, МВФ и т.п.). Усиливающаяся глобализация мировой экономики, усложнение задачи поиска и отстаивания «своего места» в мирохозяйственных отношениях объективно «толкают» национальные экономики на региональную интеграцию.

Этот процесс в последние годы охватил практически все континенты и субконтиненты, приведя к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков. Большинство из них провозглашает своей конечной целью выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества, «вершинами» которого являются:

1) Западная Европа с примыкающими к ней государства ми Северной Африки и Средиземноморья, а также восточно-европейскими странами;

2) Северная Америка (США, Канада, Мексика) с возможным подключением Бразилии, государств Центральной Америки;

3) Япония и формируемое около нее Азиатско-Тихоокеанское пространство.

В Западной Европе Европейский союз (ЕС) уже в середине 80-х гг. задался целью создания единого рынка и, подписав Маастрихтский договор, договорился о детальном графике движения в этом направлении, о неукоснительном выполнении которого свидетельствует введение с этого года единой валюты евро. В Северной Америке в 1989 г. была образована Зона свободной торговли между Канадой и США, к которой с начала 1994 года в рамках Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА) присоединилась Мексика. В Азиатско-Тихоокеанском пространстве, которое за последние два десятилетия особенно выигрывало от свободной торговли и относительной открытости рынков Западной Европы и Северной Америки, и где довольно скептически относились к тенденциям регионализации, в 1989 г. была основана Азиатско-Тихоокеанская экономического сообщества в мире. Это, прежде всего, качественные сельскохозяйственные и огромные минерально-сырьевые ресурсы, в том числе нефть, природный газ, руды железа, цветных (никель, титан, хром, марганец, медь, молибден и др.), редких и дра­гоценных металлов. Относительные конкурентные преимущества региона связаны в основном со сравнительной дешевизной достаточно квалифицированной рабочей силы и энергоресурсов. Полномасштабная реализация этих преимуществ в условиях глобализации мировой экономики возможна лишь путем региональной интеграции и тесного сотрудничества как в рамках действующего в регионе экономического сообщества (ЦАЭС), так и вне его (имея в виду Туркменистан, проводящего политику «позитивного нейтрали­тета»).


Насколько эффективно может быть использован потенциал государств региона в условиях интеграции и тесного сотрудничества, можно видеть на примере топливно-энергетического комплекса (кстати, некогда единого для всего региона) и реализации транспортно-транзитных возможностей государств региона.

Что касается первого направления, то здесь очевидна необходимость разработки и реализации специальной программы сотрудничества в области развития ТЭК. В числе первоочередных мер должны быть составление и реализация Программы сотрудничества с определением новой структурной политики в развитии комплекса и направленной, в конечном счете, на формирование единого рынка энергоресурсов. При разработке такой программы целесообразно рассмотреть различные варианты развития ТЭК и их сочетания на основе прогноза спроса на энергоносители. При этом представляется необходимым оптимизировать топливно-энергетический баланс (ТЭБ) с учетом конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках и разработать новую структурную политику на перспективу, которая, на наш взгляд, должна предусматривать:

- увеличение доли природного газа в суммарном производстве энергетических ресурсов и расширение его использования в экологически неблагоприятных промышленных центрах, а также для газификации сел и поселков;

- дальнейшее развитие электрификации за счет экономически и экологически обоснованного использования богатого гидроэнергетического потенциала региона и, соответственно, энергии и мощности как действующих, так и перспективных ГЭС, а также нетрадиционных возобновляемых видов энергии;

- обеспечение глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья.

Что касается механизмов реализации сотрудничества в области развития рассматриваемого комплекса, то здесь представляются необходимыми:

• выбрать приоритетные совместные проекты освоения новых месторождений и создать новые энергетические мощности и водохозяйственные объекты на основе межгосударственных соглашений;

• содействовать созданию и стимулированию деятельности межгосударственных топливно-энергетических компаний, корпораций, консорциумов;

• гарантированно исполнять условия заключенных соглашений о транзите нефти, газа и электроэнергии по территории стран региона;

• разработать механизм решения проблемы взаимных неплатежей в энергетике, в т.ч. на основе клиринговых, вексельных соглашений, взаимозачетов, соглашений о совместной собственности;



• создать межгосударственные структуры для управления основными объектами комплекса, а также энергоснабжением в условиях чрезвычайных ситуаций;

• проработать вопросы о принятии согласованного кодекса поведения стран региона, обеспечивающего взаимовыгодность их сотрудничества и не допускающего ущерба другим государствам.
Вопросы для самоконтроля знаний

1. Тенденции международного товарообмена и инвестирования

2. Применение таможенных пошлин

3. Квотирование и другие количественные ограничения экспорта

4. Таможенный союз

5. Современный протекционизм и стимулирование инвестиций
Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы,1999.

2. Кенжегузин М.Б., Додонов В.Ю., Шевелев С.А. Формирование и реализация казахстанской модели устойчивого экономического роста: концептуальные подходы. - Алматы: Институт экономики МОН РК, 2001

3. Рынок: проблемы и перспективы развития. Под ред. Кенжегузина М.Б. - Алматы: Институт экономики МОН РК 2002.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькиной, В.Ф.Тихонова, М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000

5. Басовский Л.Е.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие, М:ИНФРА-М,2002

6. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии, М.:Приор,2001

7. Омаров Б.Р., Омаров К.Т. Организация и методология регионального планирования социально-экономического развития, Алматы: Экономика, 2000

8. Кубаев К.Е. Основы интенсификации экономического роста, прогнозирование экономического роста

9. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте. Учебное пособие, 2000

10. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: Приор,2000

11. Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации / под ред. М.Б. Кенжегузина, Алматы, 2000

12. Ларионов А.И. ЭММ в планировании, М,: Высшая школа 1991

13. Шишкин Е.В. Математические методы и модели в управлении, М.: Дело, 2002

14. Амирбеков К. Индикативное планирование - веление времени, «Финансы Казахстана, 2001 - №6, с.55-59

15. Серков А. Прогнозирование и индикативное планирование в сельском хозяйстве, Экономист, 2001 - №11, с.81-86

Дополнительная литература

16. Исаев С.А. Стратегический план - механизм ответственной власти // Финансы - 2003 №6. с.63-67.

17. Адильбекова К. Значение Бюджетного кодекса РК в реформировании бюджетной системы. //Финансы и кредит. 2005 №1 с. 13-14.

18. Бизнес, государство и общество. Материалы международной конференции. Университет Боккони, Милан, Италия. 1996

19. Гуревичев М. Государственное регулирование переходной экономики: опыт Украины. МЭи МО, 1997, № 7, с.62-73.

20. Джаксыбаев С., Муравьев И. Пути развития Казахстана. Евразийское сообщество, 2000 , №2, с.59-66

21. Донцов Я.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, № 4, с.34-39

22. Жиленко Г. Экономика РК в годы реформирования. // Экономика и статистика, 2000, №1, 117-124

23. Капель Р. Рынок и государство в процессе глобализации. // Альпари, 1999, №1, с.13-16

24. Кириченко В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт (спецкурс). Введение // РЭЖ, 2000, №11-12, с.34-38

25. Кубаев К. Экономическая модель эффективного государства. //Транзитная экономика, 2001, №4, с.49-58

26. Найшуль В. Либерализм и экономические реформы. // МЭ и МО, №8,1992

27. Павлов К. Выбор оптимальной модели местного самоуправления, // Общество и экономика, 1999, №5, с.121-126

28. Зелтынь А.С. Инвестиционная деятельность и структурная политика. // ЭКО - 1998 №6

29. Нурланова Н.К. Формирование и использование инвестиций в экономике Казахстана. Алматы, 1999

30. Нурланова Н.К. Привлечение инвестиций на региональном уровне на основе муниципальных облигаций. // Вест. МН АН РК 1998 №3