Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
участниками соглашения о Таможенном Союзе, «положение Договора о завершении в 1996г. создания единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления фактически сорвано, что обусловлено продолжающейся практикой принятия государствами в одностороннем порядке решений по вопросам тарифного и нетарифного регулирования, а также организа­ции таможенного дела без учета имеющихся договоренностей». Как подчеркнуто в материалах, подобные подходы стали нормой для всех государств — участников Таможенного союза.

Причины этого, по всей видимости, следует искать не только в каких-то политических мотивах и соображениях. Скорее всего, подобные подходы отражают вполне естественное движение стран, переживающих в одинаковой мере кризисные процессы в своей экономике, к созданию ассоциации свободной торговли на соответствующей территории, их стремление получить максимальные экономические выгоды, в том числе и за счет односторонних преимуществ от открывшихся возможностей в сфере внешней торговли. Надо полагать, что по мере улучшения ситуации в экономи­ке каждой из стран подобное положение изменится в лучшую сторону и единые правила того же тарифного и нетарифного регулирования станут законодательными нормами для всех государств. Однако в условиях финансового кризиса в России и других странах создание единой таможенной территории с соответствующими нормами регулирования внешнеэкономической деятельности снова оказывается под угрозой.

В отношении унификации национальных законодательств стран СНГ по вопросам формирования и эффективного функционирования Экономического союза очень важным представляется признание ими обязательности устранения всех имеющихся здесь разночтений и выработка в конечном счете единых законодательных норм, которые концептуально вобрали бы в себя соответствующий международный опыт (например, стран европейского сообщества и других) и могли бы предупредить возникновение различных противоречий внутри союза.

Заслуживает, в частности, самого серьезного внимания разработанная казахстанской стороной и предложенная на рассмотрение стран-партнеров по Таможенному союзу единая система регулирования внешнеэкономической деятельности. Элементами данной системы, как известно, предлагается признать законодательное устранение имеющихся тарифных и нетарифных ограничений в торговле всеми товарами, за исключением тех из них, на которые распространяется особый порядок экспорта (вооружение, ядерные материалы, драгоценные металлы, их руды и концентраты, наркотики, яды, редкие животные, растения, птицы и т.д.). В отношении торгового режима с государствами Содружества, не вошедшими в Таможенный союз, предлагается ввести законодательную норму, согласно которой все страны,
вошедшие в Таможенный союз, обязаны применять к ним единый режим свободной торговли с изъятиями.

В настоящее время Казахстан пописал протоколы об изъятиях с Украиной. Молдовой, Таджикистаном. С Арменией, Азербайджаном и Узбекистаном, как ожидается, соглашения о свободной торговле с изъятиями будут подписаны в ближайшем будущем.

Указанная система предусматривает установление единых ставок таможенных тарифов на товары, предназначенные для экспорта в государства Содружества, не вошедшие в Таможенный союз, так же как и на товары, импортируемые из них. По реэкспорту товаров предлагается порядок, согласно которому получение разрешений на реэкспорт распространяется только на ту продукцию, которая подле­жит тарифному и нетарифному регулированию.

Однако даже в случае принятия всеми вошедшими в Таможенный союз странами этой системы в качестве основы для унификации их внутреннего законодательства, касающегося торговли с государствами-партнерами, вряд ли стоит рассчитывать на то, что это создаст прочный и непреодолимый барьер на пути тех, кто поддастся искушению установить импортные квоты или ограничить экспорт. Как показывает мировой опыт, там, где существует институт лоббирования интересов национальных товаропроизводителей, протекционизм, могут иметь место и нетарифные барьеры в виде установленных квот по импорту, например, конкурирующих товаров, которые могут стать предметом возможных разногласий между странами-партнерами.

За примерами, как говорится, далеко ходить не надо. В условиях нынешнего мирового финансового кризиса, в том числе в государствах, которые являются нашими непосредственными торговыми и деловыми партнерами, приток подешевевших товаров может вызвать (и уже вызывает) отток капитала из страны, ухудшить и без того незавидное положение отечественных товаропроизводителей, словом, иметь негативные последствия для национальной экономики. В этих условиях, очевидно, нельзя исключать принятие ими защитных мер, которые могут не отвечать интересам Таможенного и других союзов. Например, вполне естественными и понятными являются планируемые действия Правительства Российской Федерации в части применения специальных защитных, антидемпинговых или программы по стабилизации социально-экономического положения в стране.



Нужно признать, что по поводу единых мер нетарифного регулирования внутри Таможенного союза до последнего времени существовали довольно значительные расхождения в позициях участников, что, по всей видимости, объясняется различием подходов к осуществлению экспортной и импортной политики. Это касается, в частности, подходов в отношении режима отмены вывозных таможенных пошлин, изменения ставок акцизов на сырьевые ресурсы, режима льготирования по уплатам ввозной таможенной пошлины, определения списка товаров, на которые не распространяется преференциальный режим при импорте, и т.д. В этих вопросах Россия имела отличную от остальных участников Таможенного союза позицию и, соответственно, принимаемые ею решения вызывали далеко не однозначную реакцию со стороны остальных партнеров.

В последнее время некоторые расхождения и, естественно, связанные с ними противоречия между странами, вошедшими в Таможенный союз, частично уже сняты. В частности, Казахстан привел в соответствие с российской действующую систему преференций по импортным таможенным пошлинам. Однако вотношении перечня стран — пользователей преференциального режима единство позиций, как известно, пока не достигнуто.

При гармонизации национальных законодательств по вопросам, затрагивающим положения соглашений о Таможенном союзе, важно учитывать и те новые отношения, которые неизбежно возникнут при вступлении членов этого союза (пусть даже некоторых из них) во Всемирную торговую .организацию. Не касаясь вопроса о целесообразности или нецелесообразности вступления в данную организацию (это, как говорится, отдельный разговор), хотелось бы подчеркнуть необходимость единых или согласованных условий членства в данной международной организации, которые участники Таможенного союза выработали и отстаивают ряд компенсационных мер в отношении импортных товаров в рамках отстаивали бы на всех стадиях переговоров. Очевидно одно: вступление участников Таможенного союза в ВТО должно не препятствовать доступу наших товаров и услуг на внешние рынки, а, наоборот, содействовать проведению согласованной в рамках союза политики разумного протекционизма в отношении своих товаропроизводителей.

Усиление эффективности союза предполагает координацию действий его участников в денежно-кредитной и валютно-финансовой областях, создании эффективной платежно-расчетной системы. В социальной сфере наряду с решением проблем выравнивания уровня жизни населения целесообразна разработка совместных программ обучения студентов, подготовки и переподготовки специалистов. Важ­ными представляются интеграционные мероприятия по со­вершенствованию торгово-экономического сотрудничества, включая расширение Таможенного союза, совершенствование платежно-расчетных отношений в рамках Соглашения о Платежном союзе и многое другое.


В заключение хотел бы поддержать проект Программы гармонизации национальных законодательных и иных правовых актов государств-участников Договора. Заложенные в ней принципы, этапы и механизмы, безусловно, приведут к установлению унифицированного регулирования правоотношений участников Таможенного союза, создадут хорошую основу для перехода к последующим этапам экономической интеграции государств Содружества.

Под глобализацией мировой экономической системы нами понимается все расширяющееся вовлечение национальных про­изводительных сил в процесс свободного движения в мире товаров, услуг, капитала, людей, технологий и информации. Два основных фактора определяют расширение этого процесса в течение последних десятилетий:

1) технико-технологический прогресс, приведший к созданию современной телекоммуникационной инфраструктуры (электронной почты, Интернета, «мировой паутинки»), расширивший возможности управления движением между странами товаров, услуг и информационных потоков, капитала и валютных потоков, ин­теллектуальной продукции и идей;

2) идеологическая конвергенция противостоявших ранее социальных систем, приведшая к рыночной экономике бывшие социалистические страны и создавшая реальные возможности построения качественно новой мировой системы на основе глобального сотрудничества стран и координации их деятельности через международные институты.

Нередко в глобализации видят новую форму колониализма, закрепляющую отсталость и сырьевую направленность неразвитых экономик. Немало критиков, подчеркивающих, что основные преимущества от глобализации получают богатые страны и индивиды, вследствие чего растет поляризация доходов и бедные страны все больше отстают от богатых. Пищу критикам, подчеркивавшим большую уязвимость взаимосвязанных экономик, добавил мировой финансовый кризис, начавшийся в Азии, продолжающийся в России, Бразилии, других странах.

О необходимости весьма взвешенного подхода к выработке и реализации внешнеэкономической политики, направленной на интеграцию в мировую экономику, говорит уже имеющийся опыт развивающихся стран, в частности, восточноазиатских: Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Сингапура. Как отмечается в Докладе секретариата ЮНКТАД к Конференции по развитию Восточной Азии, «восточно-азиатский» опыт показывает, что активное и плодотворное участие в мировой экономике требует продуманного подхода к международной интеграции с помощью взвешенного и хронологически верного набора мер в отношении потока товаров и капиталов, прямых иностранных инвестиций».


Входя впервую десятку стран мира по запасам нефти и газа, обладая крупными залежами угля, урана, меди, свинца, золота и других ценных минералов, трудно, да и неразумно отказываться от их активного использования с привлечением прогрессивных иностранных технологий, ноу-хау и капитала, в том числе для создания пока что отсутствующих коммуникаций для выхода на мировые рынки. Но, к счастью, наша страна обладает и другими возможностями активного участия в мирохозяйственных связях. Это прежде всего ее интеллектуальные возможности, основанные на крупном научном потенциале и достаточно высоком образовательном уровне населения. Это несомненные преимущества нашей республики, выделяющие ее в ряду по крайней мере большинства развивающихся стран мира.

Казахстан как независимое государство существует семь лет. Однако его наука в современном ее понимании насчитывает около семидесяти лет, сформировавшись как составная часть науки СССР – крупнейшей в мире научной державы. По численности научных кадров Казахстан находился на четвертом месте среди 15 республик, входив­ших в состав СССР. Более того, по насыщенности научными кадрами республика сравнительно немного уступала или почти находилась на одном уровне с самыми развитыми странами мира. В 1990 г. численность научных кадров в расчете на 10 тыс. населения составляла в Казахстане 15,0 чел., в ФРГ – 23,6, во Франции – 18,6, в Великобритании (только ученые госсектора) –17,6. Кадровый потенциал нашей науки был значителен не только в относительном, но и абсолютном выражении. Например, в 1990г. в Италии численность занятых в науке составляла 144,9 тыс. чел., а в Казахстане – 109,0 тыс. чел., в Австралии численность научных работников достигала 18,6 тыс. чел., а в Казахстане – 39,4 тыс.чел. Модель научно-технического лидерства, обеспечившая СССР статус одного из четырех центров мировой науки наряду с США, Западной Европой и Японией, позволи­ла нам вести исследования по широкому спектру научных областей, опираясь на высокую квалификацию местных ученых. Международное признание получили исследования по самым современным научным направлениям, в частности, в области космических исследований, ядерной энергетики, биотехнологии и биохимии, генетики растений, клеточной инженерии и др.

Анализ внешнеторговой деятельности соседних с нами стран подтверждает наличие таких благоприятных для нас предпосылок. Так, динамика внешней торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР за 1993-1997гг. убедительно свидетельствует о росте спроса на транзитную торговлю и перевозки через территорию нашей республики. Возможности развития международной транзитной торговли через территорию нашей страны расширяются с началом функционирования нового «Шелкового пути» — Евро-Азиатского транспортного моста, с расширением торговли России со странами Южной Азии: Ираном, Пакистаном, Индией.