Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мире известны различные типы экономических систем, различающихся способами производства и результатами деятельности. Наибольшее развитие получила рыночная экономическая система, характеризующаяся производством товара для обмена на другие товары или на деньги.
Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, прошел сложный путь развития и является достижением человеческой цивилизации. До начала XX в. рыночная система функционировала в основанном на базе индивидуальной частой собственности, свободной конкуренции, обобществления производства в рамках предприятий, в условиях социальной незащищенности граждан.
В результате научно-технической революции производительные силы получили бурное развитие. Особенно быстро стала развиваться производственная и социальная инфраструктура. В связи с этим в экономической системе существенно изменились такие ее элементы как хозяйственный механизм и организационные формы производственной деятельности. На развитие национальной экономики стало активнее воздействовать государство. Утвердилась современная рыночная экономическая система, основными чертами которой являются:
• производство на базе частной (коллективной и индивидуальной) государственной собственности;
• обобществление значительной части хозяйства в национальном международном масштабах;
• рыночное регулирование экономики в сочетании с активным государственным вмешательством;
• наличие государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения.
Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня не регулируемого государством рынка по существу в мире нет. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития.
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:
• общественным характером производства;
• усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;
• неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;
• деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.
В государственным воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большой эффективностью регулируются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо.
Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.
Прогноз - это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы.
Он имеет вероятностный характер. Прогнозы подразделяются на краткосрочные (до полутора лет), среднесрочные (от двух до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет) задачи прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: что будет, если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом, поисковый прогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства, направленного на преодоление негативных процессов.
Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем. Разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные государством перед экономикой. И возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило. Осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.
Возможны и необходимы прогнозы любого уровня и по любой совокупности территорий, видов производств, отраслей, проблем.
Перспективной может быть следующая система прогнозов:
• прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;
• прогнозы развития отдельных сфер
, отраслей экономики, конкретных видов производств, территорий;
• демографические прогнозы;
• политологические прогнозы;
• социальные прогнозы;
• научно-технические прогнозы;
• внешнеэкономические прогнозы;
• экологические прогнозы.
Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно, тесно взаимосвязаны между собой. На их основе составляется обобщающий прогноза социально-экономического развития страны.
Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.
Планирование - это целенаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности.
Долгосрочные, среднесрочные, текущие планы различаются по горизонту планирования, степени точности, детализации планов.
Переход экономики РК к рынку потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования.
На протяжении более тридцати лет многие экономисты ломали копья в спорах по проблеме сочетания плана и рынка. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок — это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление социально-экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает. Можно считать, что неудачи экономических реформ в первой половине 1990-х годов в основном был вызваны отказом государства от многих организационно-хозяйственных функций, и, прежде всего от общенационального планирования К важнейшим задачам планирования относят:
• определение общественных потребностей;
• выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов;
• обеспечение сбалансированности развития между сферами, отраслями, видами производства, между экономическими районами страны;
• повышение эффективности использования ресурсов.
Круг объектов, подлежащих государственному планированию, достаточно широк. Прежде всего - это структура общественного производства. На пропорции и структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству небезразлично, как складываются пропорции. Далее - социальная сфера. Главное здесь - предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.
Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивное планирование присуще административно-командной системе, а индикативное планирование - рыночной экономической системе. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов. Должностных лиц на невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты. Комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.
С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование как способ сознательного целенаправленного управления социально-экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном секторах.
Индикативное планирование представляет собой процесс формирование системы параметров (индикаторов) характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и отраслевых подсистем, утвержденными законодательством страны.
Индикативный план социально-экономического развития включает:
• совокупность макроэкономических прогнозных показателей и обязательных заданий;
• показатели развития институциональных секторов экономики, характеризующие деятельность крупных, средних, малых и совместных предприятий, индивидуальных предпринимателей;
• показатели развития отраслей экономики;
• показатели социально-экономического развития территориальных образований страны, крупных экономических районов, субъектов РК, территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов, а также городов, имеющих особо важное значение.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения.
Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия. В числе, которых используются средства, нормы амортизации.
Процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.
Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы государства органов управления, как между собой так и с региональными органами.
Индикативные планы органично соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, экономические регуляторы.
В мире интерес и внимание к планированию усилились в 1930-е годы. Сказалось влияние мирового экономического кризиса и опыта планирования в СССР. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную сферы, они выражались в национальных бюджетах, разрабатываемых министерствами финансов.
В послевоенный период в ряде индустриальных стран была создана развитая система национального планирования. Значительно расширилась его сфера с охватом не только бюджета, но и материального производства. Наряду с общегосударственным планированием получило развитие внутрифирменное планирование; фирмы, особенно крупные, имеют перспективные планы своей работы в условиях рынка. Теперь это общемировая практика.
Во Франции общегосударственные планы разрабатываются с 1946 г. Организует их разработку Генеральный комиссариат по плану. Первый государственный план был назван по имени основателя французской системы планирования «план Монне».
В Японии послевоенное восстановление экономики обеспечивал правительственный совет по экономическому планированию. Были разработаны двенадцать общегосударственных планов социально-экономического развития. Они предусматривали решение самых насущных и неотложных проблем, стоящих перед страной в тот или иной конкретный период ее развития. Разумеется, в условиях рыночной экономики абсолютное достижение поставленных целей, особенно в социальной сфере, сопряжено с серьезными трудностями. Однако сам факт выдвижения их не мог не оказать позитивного воздействия на общее развитие экономики.
В Южной Корее государственное планирование началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954г. при участии экспертов ООН. В начале 1960-х годов экспертами Агентства международного развития была разработана долгосрочная программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации Международного валютного фонда (МВФ). В программе намечалось всемерное укрепление с связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование в конкурентоспособные отрасли; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством.