Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАЗПОТРЕБСОЮЗА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
КАРАГАНДА – 2007-2008
Учебно-методический комплекс составлен преподавателем Кусбековой Д.М. на основании рабочих учебных планов направления подготовки бакалавров экономических специальностей в соответствии с содержанием ГОСО РК, учебным планом специальности, рабочей учебной программы дисциплины «Экономическое прогнозирование», требований к структуре УМК дисциплины КЭУК-МИ-85-05.01-2007.
Цели и задачи курса
Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз - это научно-аналитический этап научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия.
Практика планирования зачастую изобиловала нереальными целями и неадекватными методами. Отказ от неэффективной командно - административной системы был воспринят многими политиками, руководителями и специалистами как возможность отказаться от прогнозирования и планирования вовсе. Однако такой подход губителен, результаты его, как правило, плачевны. Недооценка планирования - одна из трех главных причин разорения и банкротства фирм в развитых странах. Отказ от планирования и прогнозирования - это разорение и банкротство предприятия. Это глубочайший кризис в стране и регионе.
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления.
В курсе экономического прогнозирования студент должен получить знания современной концепции и прогнозирования, направленной на создание плановой модели, сочетающей организационные, технические и интеллектуально-социальные процессы. Это позволит использовать методы прогнозирования социально-экономических процессов, изучить инструменты государственного регулирования при разработке и принятии управленческих решений.
Задачи изучения дисциплины нацелены на овладение студентами знаний о содержании, функциях, задачах, формах и методах формирования экономических прогнозов на макро-, мезо-, и микроуровне управления национальной экономикой.
Содержание дисциплины
Тема 1. Научные основы прогнозирования и планирования
Предмет, метод и содержание курса. Государство в рыночной экономике. Прогнозирование и планирование как функции государства и хозяйствующих субъектов. Роль прогнозирования и перспективного планирования в макроэкономическом регулировании.
Тема 2. Теоретические основы социально - экономического прогнозирования
Значение и организационно-методологические основы экономического прогнозирования. Роль, научные основы и методология перспективного планирования социально-экономического развития. Научно-концептуальные основы стратегического планирования.
Тема 3. Система методов экономического прогнозирования
Классификация прогнозов и планов. Основы методологии прогнозирования и планирования. Принципы прогнозирования. Этапы прогнозирования. Методы прогнозных и плановых расчетов. Прогнозирование рядов экономической динамики. Факторный анализ. Методы экспертных оценок.
Тема 4. Организация прогнозирования и планирования
Порядок разработки и утверждения прогнозов и планов. Подготовка сценарных условий перспективного развития. Информация для прогнозирования. Методы получения вторичной информации. Методы получения первичной информации. Планирование выборочных исследований. Экономическое управление и внутрифирменное планирование. Составление основных бюджетов предприятия. Формирование текущей внутрифирменной стратегии. Выбор внутрифирменной стратегии хозяйственной деятельности.
Тема 5. Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития
Формирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики путем индикативного планирования. Функции индикативного планирования, эволюция форм индикативного планирования. Государственное прогнозирование и бюджетно-налоговое регулирование.
Государственное программирование, нормативное регулирование и государственные закупки. Органы индикативного планирования. Прогнозирование экономического роста. Прогнозирование демографического развития. Прогнозирование взаимодействия общества и природы. Прогнозирование национальной безопасности
Тема 6. Прогнозирование развития материального производства
Прогнозирование научно-технического прогресса. Прогнозирование интеграции производства развития межотраслевых комплексов. Прогнозирование темпов роста, структуры и эффективности производства. Основные цели и задачи инвестиционной стратегии на период 2010 года. Индустриально-инновационная стратегия развития РК на период до 2015 года. Прогнозирование и регулирование развития производственной инфраструктуры и промышленная политика. Регулирование деятельности предприятий. Регулирование деятельности государственных предприятий. Отраслевая промышленная политика. Промышленная политика Европейского сообщества.
Тема 7. Прогнозирование социального развития
Прогнозирование уровня жизни населения. Прогнозирование развития социальной сферы. Прогнозирование занятости населения. Развитие социально - трудовых отношений в республике Казахстан: состояние, проблемы, перспективы развития.
Тема 8. Программно-целевое планирование
Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ. Финансирование целевых комплексных программ. Основные реализуемые целевые программы.
Тема 9. Планирование поставок продукции для государственных нужд
Порядок обеспечения государственных потребностей. Формирование основных видов государственных заказов. Поставки продукции в продовольственные фонды.
Тема 10. Планирование доходов и расходов государства
Разработка государственного финансового плана. Расчеты доходов и расходов Планирование межбюджетных отношений. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета.
Тема 11. Планирование производства в государственном секторе
Государственный сектор в рыночной экономике Планирование развития государственного предприятия Планирование использования государственного имущества.
Тема 12. Прогнозирование и регулирование регионального экономического развития
Современная региональная структура и подходы к регулированию . Принципы и опыт децентрализованного планирования Правительственные институты децентрализованного планирования. Организация децентрализованного планирования.
Тема 13. Регулирование внешнеэкономических связей
Тенденции международного товарообмена и инвестирования. Применение таможенных пошлин. Квотирование и другие количественные ограничения экспорта. Таможенный союз. Современный протекционизм и стимулирование инвестиций.
Тема 1. Научные основы прогнозирования и планирования
1. Предмет, метод и содержание курса.
2. Государство в рыночной экономике.
3. Прогнозирование и планирование как функции государства и хозяйствующих субъектов.
4. Роль прогнозирования и перспективного планирования в макроэкономическом регулировании.
Вопрос о том, что научное определение вектора социально-экономического развития в перспективе посильно только специалисту, обладающему теорией и методологией его планирования, уже давно не является объектом спора. Об этом свидетельствует общемировая практика использования различных моделей хозяйствования и развития общественно- экономических систем. Она убедительно показала, что одинаково вредны и излишняя централизация планирования, и полное отрицание его роли в обеспечении стабильного и сбалансированного развития экономики. Наглядным доказательством такого вывода вполне может служить опыт производственного, социального, финансово бюджетного планирования в бывшем СССР, стратегического и индикативного планирования в США и других ведущих странах с рыночной экономикой.
Так, если главным недостатком централизованного планирования является отсутствие гибкости, реагирующей на изменения внутренних и внешних факторов экономического развития, соотношений между спросом и предложением, то таким же недостатком отрицания роли планирования и ориентации на свободную конкуренцию являются хаос и экономические кризисы.
Отсюда следует, что социально- экономическое планирование является важнейшим рычагом обеспечения оптимального сочетания плановой и рыночной моделей хозяйствования и использования их преимуществ с учетом сложившихся и прогнозируемых условий в экономике страны. В этом убеждают нас практика выхода из кризисных ситуации многих постсоветских республик и опыт хозяйственного строительства в Китае, Японии, Франции и многих других странах.
Основная часть содержания курса охватывает вопросы сущности, теории, методологии и организации экономического и социального планирования. Сюда же входит блок вопросов по совершенствованию стратегического, отраслевого и регионального подходов к планированию, а также по разработке комплексно-целевых программ для осуществления приоритетных задач, вытекающих из экономической политики государства.
При изучении методологии планирования основные внимание уделяется научному обоснованию концепции, принципов и методов планирования, а также системы и выбора показателей планов в зависимости от объекта хозяйствования и иерархии управления экономикой.
Отдельного рассмотрения требуют вопросы обеспечения единства производственного и бюджетного планирования, разработки планов развития отраслей и регионов, внешнеэкономических связей и др.
Вышеуказанные блоки вопросов более детально рассматриваются в разрезе тем курса.
Важнейшей целью формирования рыночных отношения в Казахстане проведения экономических реформ являются повышение эффективности экономики, достижение высокого благосостояния населения.
Однако вступление на путь рыночных реформ вызвало в стране затяжной экономический кризис.
Неудачи реформ часто объяснялись сопротивлением оппозиции, неподготовленностью масс, неприменением западного менеджмента и т.д. Это имело место, но главное - это то, что органы государственной власти отказались от многих необходимых организационно-хозяйственных функций, в том числе и от общенационального планирования, отбросили десятилетиями накопленный опыт, который был признан как положительный во многих странах мира. Условия же перехода к рынку оказались недостаточными предпосылками для экономического роста, что потребовало переосмысливания роли и места планирования в системе государственного регулирования экономики страны.
Общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются социально-экономические отношения, организационные формы деятельности, хозяйствующими субъектами.
Экономическая система представляет собой совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем форм собственности и организационных форм хозяйствования.