Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальное обслуживание (услуги, сервис) – это механизм реализации названных социальных видов выплат.

Социальные функции реализуются в виде конкретных социальных программ, которых различают:

1) по признаку идентификации получателей помощи: универсальные (категориальные) и селективные (выборочные, избирательные, адресные);

2) по степени разделения социальной ответственности между семьей, государством, работодателями, страховой системой и благотворительными организациями, органами местного самоуправления.

При этом расходы на социальные нужды могут частично: включаться в цену рабочей силы; компенсироваться за счет социальных трансфертов; возмещаться за счет безвозмездного семейного ухода.

Государственная социальная помощь оказывается из средств государственного бюджета и бюджетов субъектов РК, а также внебюджетных фондов. Государственный закон «О прожиточном минимуме в Республике Казахстан» устанавливает порядок учета величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи (предоставлении пособий, бесплатных и льготных услуг). Каждая семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход, которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, считает малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи в разных формах (ст.6).

Органы местного самоуправления могут осуществлять любые адресные программы из муниципального бюджета и привлекаемых средств и устанавливать для к собственный критерий участия. Он необязательно должен быть связан с прожиточным минимумом или другими государственными нормативами.

При организации социальной поддержки чаще всего оценивают не потребление, а доход как меру располагаемых потребительских возможностей. Возникавшие возражение об использовании критерия низкого дохода без учета социального статуса и заслуг потенциального получателя помощи перед обществом: трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды войны и молодой безработный, «балующийся: наркотиками, – получают одинаковые права и поддержку государства? Однако критерий дохода является наиболее объективным для борьбы с абсолютной бедностью.

Другими целями социальной сферы являются:

- обеспечить воспроизводство поколений, включая содержание детей, престарелых, (т.е. еще или уже неспособных к трудовой деятельности), других людей, полноты нетрудоспособных или оказавшихся в определенной жизненной ситуации;

- дать гарантии трудоспособным на случай болезни, увечья, травмы и других риска.


В плановой экономике социальные трансферты в виде льгот и скрытые дотаций служили элементом системы централизованного ценообразования, так как «адресатом» помощи были не столько граждане, сколько производите услуг. Льготы призваны были компенсировать низкий уровень оплаты труда.

Функциями социальной сферы являются:

1. Социальное страхование – система материального обеспечения трудящихся случаев потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает защиты социальных и профессиональных рисков различного типа. Компоненты – пенсии по возрасту, пособия по безработице, временной нетрудоспособности. Источник удержание страховых взносов из заработной платы, взносы работодателей.

2. Социальное обеспечение – система социально-экономических мер по материал ному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Компоненты – социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющих детей, и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лица, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д.

Социальная защита – защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Социальные гарантии по оплате, условиям труда (минимальный размер оплаты труда) и занятости. Предусматривают специальные меры юридического, экономического и политического характера.

Социальная поддержка – временные меры адресной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия). Формы осуществления:

-пособия в денежной форме;

-помощь в натуральной форме;

-льготы – выгоды (скидки) при получении услуг;

-субсидии - целевое предоставление средств для оплаты услуг;

-компенсации – возмещение расходов на получение услуг или других благ.

-социальное обслуживание (услуги, сервис) - это механизм реализации названных функций.

Социальные функции реализуются в виде конкретных социальных программ, среди которых различают:

1) по признаку идентификации получателей помощи: универсальные (категории социальные) и селективные (выборочные, избирательные, адресные);

2)по степени разделения социальной ответственности между семьей, государством, работодателями, страховой системой и благотворительными организациями, органами местного самоуправления.

При этом расходы на социальные нужды могут частично:

-включаться в цену рабочей силы;

-компенсироваться за счет социальных трансфертов;



-возмещаться за счет безвозмездного семейного ухода. Государственная социальная помощь оказывается из средств государственного бюджета и бюджетов субъектов РК, а также внебюджетных фондов. Государственный закон «О прожиточном минимуме в Республике Казахстан», устанавливает порядок учета величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи (предоставлении пособий, бесплатных льготных услуг). Каждая семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи в разных формах (ст. 6).

Органы местного самоуправления могут осуществлять любые адресные программы из муниципального бюджета и привлекаемых средств и устанавливать собственный критерий участия. Он необязательно должен быть связан с прожиточным минимумом или другими федеральными нормативами.

Основными критериями предоставления социальной помощи в настоящий момент являются:

- принадлежность к социально уязвимой группе населения (категории);

- среднедушевой доход ниже определенного порогового значения.

Дополнительно могут вводиться другие условия. Например, семьи, где способные члены не работают без уважительной причины (т.е. не зарегистрированы в службе занятости), малообеспеченными не считаются и могут получить социальную помощь только в порядке исключения.

Сегодня значительная доля социальной помощи в РК продолжает иметь отрицательный характер. Данный принцип имеет следующие недостатки:

1. С точки зрения борьбы с бедностью имеющиеся средства на выплату социальных льгот и пособий тратятся крайне неэффективно. Степень эффективности развивается на базе анализа того, какая часть выделенных средств доходит до целевой группы. От общей суммы социальных льгот и выплат приходится на долю беднейших слоев населения.

2. Категориальные льготы не подходят для борьбы с абсолютной бедностью, выделенные по политическим и демографическим критериям (ветераны войны и одинокие матери), в обществе переходного периода могут оказаться крайне неоднородными по материальному положению; препятствующие развитию негосударственной сферы услуг, созданию новых рабочих мест, социальных инициатив и различных форм социального предпринимав благотворительных организаций и самозанятости в некоммерческом секторе.

3.Распределительный характер категориальных льгот стимулирует социальное иждивенчество, усугубляет пассивный характер социальной защиты и ее опасность от процессов экономического развития.


4. Задача доведения доходов до прожиточного минимума в подобных случаях, как правило, не ставится, что значительно увеличивает расходы на социальную политику.

Государство акцентирует необходимость перехода к пособиям, только семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (далее именно этот признак будем считать определяющим адресность социальной программы). Помимо такого определения адресной помощи для бизнесмена - это помощь, которая оказывается напрямую нуждающимся без каких-либо посредников.

Для общественных благотворительных организаций – это помощь в потребности, которую формируют сами нуждающиеся слои населения.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Опишите современную региональную структуру и подходы к регулированию

2. Принципы и опыт децентрализованного планирования

3. Правительственные институты децентрализованного планирования

4. Организация децентрализованного планирования
Тема 13. Регулирование внешнеэкономических связей

1. Тенденции международного товарообмена и инвестирования

2. Применение таможенных пошлин

3. Квотирование и другие количественные ограничения экспорта

4. Таможенный союз

5. Современный протекционизм и стимулирование инвестиций

Из всех декларируемых и возможных союзов стран Содружества – тортового в виде межгосударственной или многосторонней ассоциации свободной торговли; таможенного; общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; платежного и валютного (здесь последовательно перечислены все этапы углубления интеграции стран Содружества, определенные Договором об экономическом союзе 1994г.) – реально в настоящее время можно говорить лишь о Та­моженном союзе. С подписанием в марте 1996г. Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией и последующими мерами по его выполнению можно связывать первые практические шаги на нелегком пути к созданию единого для этих стран экономического пространства. В данной связи уместно отметить плодотворную работу, которую проводят Межпарламентский и Ин­теграционный комитеты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Экономическая стратегия, предполагающая создание единого экономического пространства государств Содружества, должна, очевидно, основываться на признании всеми странами необходимости унификации действующих на уровне их национальных законодательств правовых норм и положений, непосредственно касающихся данного раздела внешнеэкономической деятельности каждой из этих стран.

Известный диссонанс наблюдается уже в самом процессе приведения действующих в странах Содружества блоков законов, регулирующих их внешнеэкономическую деятельность, в соответствие с общей концепцией Экономического союза. Особенно отчетливо это прослеживается на примере Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Как следует из аналитических материалов, представленных Интеграционным Комитетом, созданным