ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Характерной особенностью этого изображения есть то, что фактически процесс представляет "черный" ящик, который использует входы, выходы, ресурсы, обратную связь с клиентами процесса и его владельцем, который выполняет функции управления. На схеме (рис. 1.1) есть потоки продуктов и ресурсов, информации и управленческих решений, таким образом, бизнес - процесс включает потоки, которые фактически отделяют, управленческие решения от основных процессов для получения продукта как результата деятельности предприятия. Также она иллюстрирует взаимосвязь горизонтальных и вертикальных потоков, которые "пронизывают" его организационную структуру.
Процессы могут быть выделены как в подразделениях, так и в пределах всего предприятия.
Далее в соответствии с объектом и предметом исследования рассмотрим особенности логистических бизнес-процессов торговой компании. До недавнего времени ни одна из областей менеджмента, не занималась детальным изучением процесса управления движением товаров и материалов. Считалось, что изучение этих процессов в рамках отдельной дисциплины не является целесообразным, поскольку некоторые участки движения товарно-материальных ценностей изучались в общем менеджменте или менеджменте организаций - это, например, управление запасами и складами [3, 4, 5].
Тем не менее, уже в 60-70 - х годах XX ст. в экономически развитых странах широкое использование получила наука логистика, основным предметом которой есть в самый раз управления материальными и связанными с ними информационными потоками с целью сокращения затрат производства и обращения. В настоящее время логистику начали выделять в отдельный предмет, а также в отдельный вид деятельности.
Логистика изучает также:
- операции, связанные с оформлением заказа;
- операции, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
- определение оптимальных транспортных маршрутов, мест хранения материальных средств, размера запасов;
9
- операции по организации производственного процесса.
Использование логистических подходов в управлении дало возможность поиска и использование новых производственных и экономических резервов, связанных с сокращением срока прохождения материального потока по маршруту от производителя до потребителя, уменьшением затрат на их складирование и транспортировку, а также со снижением уровня себестоимости продукции и комплексным улучшениям качества производства и обращения товаров.
Обеспечивая чрезвычайно широкий спектр работ, логистика объединяет в себе достижение других научных дисциплин: менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, математического моделирования, экономического анализа, контроллинга. Поэтому, логистику можно рассмотреть как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Логистика на предприятии реализуется через последовательное применение процессов (бизнес – процессов) логистики.
Все программы оптимизации логистических бизнес-процессов объединяют три общие свойства.
Во-первых, цель заключается в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассмотренной деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа.
Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта.
В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести декомпозицию соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо рассчитать оценку эффективности и затрат по видам деятельности. Также оптимизация логистических бизнес-процессов предполагает постоянную работу над повышением их качества [3, 4, 6].
Логистический бизнес-процесс – взаимосвязанная совокупность операций и функций, которые переводят ресурсы предприятия (при управлении товарными и
10 сопутствующими потоками) в результат, задающийся логистической стратегией компании [4, 7]. То есть логистические бизнес-процессы - это процессы, которые сосредоточены на планировании движения материалов, закупки, производства и поставки товаров потребителям. Учитывая то, что объектом логистического управления являются потоки, поточные процессы, любые процессы, которые связаны с перемещением чего-нибудь, управление логистическими бизнес- процессами можно определить как интегрированное управление бизнес- процессами по продвижению продукции и сопутствующих потоков от источника их возникновения к конечному потребителю с целью достижения максимальной эффективности деятельности предприятия [7].
Существенное значение для эффективного управления преобразованиями с помощью реинжиниринга логистических бизнес-процессов сыграют планирование руководством, предпочтения руководства, опыт управления, готовность и способность управлять финансовыми ресурсами.
Для разработки гибких логистических систем в компаниях, которые оперативно будут реагировать на изменение рыночных условий, будут управлять партнерскими отношениями с поставщиками, чтобы достичь быстрого реагирования на требования потребителя и обеспечить беспрерывное улучшение продукции, важным является проведение реинжиниринга по каждому ключевому процессу:
- закупок и хранения товаров (со всеми сопутствующими процессами);
- транспортировки;
- распределения;
- организации логистического сервиса.
Отличия между традиционным усовершенствованием и реинжинирингом логистических бизнес-процессов современного предприятия представлены в табл. 1.1.
11
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика усовершенствования и реинжиниринга логистических бизнес-процессов [8]
Параметры
Усовершенствование
Реинжиниринг
Уровень изменений
Постепенный
Радикальный
Начальная точка
Существующий процесс
«Чистая доска»
Частота изменений
Непрерывно/периодично
Единоразово
Длительность изменений
Краткая
Длительная
Направление изменений
Снизу-вверх
Сверху-вниз
Охват
Функциональный подход
Процессный подход
Основные способы
Стратегическое управление
Информационные технологии
Для того, чтобы определить логистический процесс, требующий реинжиниринга, необходимо ввести понятие его качества. Если логистический процесс не соответствует заданному уровню качества – его нужно изменять.
Качественный подход в вопросах логистического управления предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек. Качество - понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке логистического процесса.
Для измерения качества логистического процесса используется ряд методов, присущих квалиметрии. К основным методам измерения качества относятся: - статистические методы; - экспертные методы.
К показателям качества логистического процесса следует отнести несколько групп:
- показатели результативности выполнения процесса в составе частных показателей (точность процесса, возможности процесса (показатель стабильности); надежность процесса; производительность процесса; гармоничность процесса;
12 управляемость процесса; безопасность процесса; эргономичность процесса; экологичность процесса). Степень соответствия фактических показателей процесса плановым (установленным) с учетом фактора риска несоответствия может быть принята как оценка результативности выполнения процесса.
-
показатели результативности управления процессом. Для логистических процессов, находящихся под управлением системы менеджмента качества, должны быть сформулированы цели в области качества. Данные цели должны соотноситься с политикой в области качества и как минимум ставить задачи повышения результативности. Степень улучшения показателя качества процесса (например, из перечисленных выше показателей) – показатель результативности управления процессом.
– показатели эффективности процесса. Показатели эффективности процесса отражают его «коэффициент полезного действия». Именно прямые показатели эффективности процессов могут дать наиболее ценную фактическую основу для принятия управленческих решений высшим руководством.
Рассмотренные выше группы показателей качества процесса определяют три уровня управления процессом:
- управление результативностью выполнения процесса;
- управление результативностью управления процессом;
- управление эффективностью процесса.
Цели процесса структурируются в соответствии с данными уровнями управления. Выполнение целей имеет определенную последовательность
(рис. 1.2): в первую очередь необходимо обеспечить результативность выполнения процесса, на следующем этапе – обеспечить результативность управления процессом, только после этого можно говорить об эффективности. Но это справедливо преимущественно на этапе становления системы менеджмента качества. После того как были поставлены цели первых двух уровней, они становятся одинаково обязательными для достижения, а достижение целей уровня
3 может быть еще в перспективе. То же самое происходит и в случае, когда поставлены цели всех трех уровней – все они становятся одинаково обязательными.
13
Рисунок 1.2 – Уровни целей логистических процессов
Для реструктуризации и улучшение логистических процессов во всех функциональных сферах компании в литературе [10, 11] предлагают три альтернативные подхода:
1) постоянное улучшение процесса - уменьшение отклонения в качестве продукции и услуг и постепенное улучшение логистической деятельности;
2) редизайн (модернизация) бизнес-процессов - устранение процессов, которые не увеличивают добавленную стоимость;
3) реинжиниринг бизнесов-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальная перепроектировка бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в логистической сфере.
Первые два подхода ассоциируются с оперативными и тактическими изменениями в управлении бизнес - системами. Третий подход направлен на
14 радикальные преобразования всех функций в пределах организации. Он нуждается в инновационном взгляде на логистическую стратегию компании и приводит к стратегическим изменениям. Условия ведения бизнеса в современных условиях, высокая изменчивость внешней среды требует немедленной реакции логистической компании, что достигается именно реинжинирингом.
Общую процедуру проведения реинжиниринга логистических бизнесов- процессов можно представить такими этапами:
1. Создается аналоговая модель процесса "как есть", т.е. модель уже существующего процесса, и определяется его технология.
2. На основе проведенного анализа существующей модели и технологии создается аналоговая модель нового процесса ("как должно быть"), и определяется новая технология.
3. Модель и технология нового процесса подвергаются анализу на соответствие требованиям бизнес-системы, и просчитываются возможные экономические результаты.
4. Модель нового процесса внедряется в деловую практику предприятия
(при условии положительных результатов анализа).
Д.Р. Сток и Д.М. Ламберт [8] рассматривают осуществление реинжиниринга процессов в логистике в три стадии:
- выявление, обработка и анализ информации;
- нахождение участков, которые нуждаются в перепроектировке логистических процессов;
- инновационные усовершенствования.
На первом этапе проводится детальный анализ уже существующих систем, процедур и потоков, которые уже используются. Описание данных процедур возможно с использованием методов описания (моделирования) процессов и инструментария моделирования (например, диаграмм UML). Потом, на основе полученных фактов, ищутся участки, которые нуждаются в усовершенствовании.
После этого реинжиниринговая группа приступает творческому этапу - перепроектировка процессов и информационных потоков. Результатом последнего
15 этапа становятся изменения фундаментального характера, а именно – повышение качества? всех логистических цепей от поставщика до потребителя.
Методика проведения реинжиниринга бизнес-процессов, которая будет рассмотрена в этой работе, основывается на "правиле ESІА" и содержит четыре последовательные шага, первый из которых заключается изъятие всех операций, не связанных с добавлением ценности (избыточные эффекты и ошибки, дублирование, переформирование, проверки, переработки) [10].
Второй шаг - упростить по максимуму все, что осталось (формы документов, процедуры, взаимодействие, технологии, проблемные области, поток, процесс).
На третьем шаге выполняется действие "объединить" (задача, группы, потребителей, поставщиков).
На четвертом шаге выполняется действие "автоматизировать" (ручную, трудоемкую работу со сбора, передачb, обработки и анализа данных)
Полученные теоретические выводы в данном параграфе выпускной аттестационной работы позволили сделать вывод о единственно возможном направлении оптимизации логистических бизнес-процессов – их реинжиниринге, который основывается на необходимости проведения стратегических изменений в компании. Таким образом, дальнейшие теоретические исследования будут посвящены основам моделирования бизнес - процессов.
1.2 Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы
моделирования бизнес-процесса
Бизнес-модель процесса разрешает получить ответ на вопрос: что и как необходимо делать, чтобы достичь желательного результата? Ключевыми элементами бизнес - модели любого предприятия, которые определяют ее содержание, есть: ценность для внешних клиентов, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг; система создания этой ценности, которая включает поставщиков и целевых клиентов, а также поле цепочки создание ценности; активы, которые предприятие использует для создания ценности;