Файл: Квалификационая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16 финансовая модель предприятия, которая определяет, как структуру ее затрат, так и способы получения прибыли.
Определяя сущность термина "бизнес-модель", необходимо отметить, что это определение часто путается со стратегией, подменяя одно понятие другим или включая стратегию как один из компонентов в состав бизнеса-модели. Данный факт обусловлен тем, что бизнес-модель тесно связана со стратегией, но не является тождественной стратегией.
Этапы моделирования бизнесов-процессов имеют определенную логическую последовательность (см. рис. 1.3).
Этап 1. Анализ первичных требований и подготовка к проведению работ, выбор методологии и инструментария моделирования.
На данном этапе происходит разработка и утверждения методики ведения проекта, определение целей моделирования бизнес-процессов, формирование рабочих групп, методическая подготовка к проекту (обучение членам рабочей группы), детальное планирование работ.
Этап 2. Моделирование и анализ процессов "как есть" (Модель AS-ІS).
Модель "как есть" представляет собой "снимок" положение дел на предприятии на момент обследования (организационно-штатная структура, взаимодействие между подразделами, существующие технологии, автоматизированные и не автоматизированные процессы). Разрешает понять, что делает и как функционирует данное предприятие из позиций системного анализа, а также на основе полученной информации проявить узкие места и сформулировать предложения по улучшению управления предприятием.
Этап 3. Моделирование бизнес-процессов "как должно быть" (Модель TO-
BE). Модель "как должно быть" интегрирует перспективные предложения руководства, сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков в единое целое и разрешает сформировать видение новых рациональных технологий работы торгового предприятия. На этом этапе происходит формирование нескольких вариантов моделей бизнесов-процессов "как должно быть", также проводится анализ полученных вариантов на основе избранных критериев, анализ

17 стоимости, документирование перспективных бизнесов-процессов (разработка регламента), корректирование служебных функций и разработка новой документации, основанной на регламенте бизнесов-процессов (положение об отделах, должностных инструкции).
Рисунок 1.3 – Логическая последовательность этапов моделирования бизнес
- процессов
Этап 4. Сопровождение изменений при внедрении бизнесов-процессов "как должно быть". На этом этапе предполагается: выбор приоритетов при внедрении бизнесов-процессов "как должно быть" на основе рассчитанной экономической эффективности; оценка необходимых ресурсов и рисков; детальное планирование этапа внедрения.
Наиболее распространенной концепцией моделирования бизнес-процессов является методология IDEF0, предложенная в 80-х годах ХХ века и имеющая


18 название SADT (Structured Analysis and Design Technique). В дальнейшем это подмножество SADT было принято в качестве федерального стандарта США под наименованием IDEF0. Подробные спецификации на стандарты IDEF даны в [11].
Основной концептуальный принцип методологии IDEF – представление любой изучаемой системы в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, происходящие в изучаемой системе. В IDEF0 все, что происходит в системе и ее элементах, принято называть функциями. Каждой функции ставится в соответствие блок. На IDEF0 –диаграмме, основном документе при анализе и проектировании систем, блок представляет собой прямоугольник. Интерфейсы, посредством которых блок взаимодействует с другими блоками или с внешней по отношению к моделируемой системе средой, представляются стрелками, входящими в блок или выходящими из него. Входящие стрелки показывают, какие условия должны быть одновременно выполнены, чтобы функция, описываемая блоком, осуществилась [12].
То есть в стандарте IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих функций или работ. Эта функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют, что позволяет более четко моделировать логику, а также взаимодействие процессов организации. Перейдем к определению модели, под которой в IDEF0 понимается описание системы (как текстовое, так и графическое), отвечающее на вопросы ее функционирования.
Основным принципом построения модели бизнес - процесса является лаконичность и точность. Построенная модель, описывающая систему, должна быть точной и лаконичной. Многословные характеристики, изложенные в форме традиционных текстов не удовлетворяют требованиям IDEF0. Ведь именно графический язык позволяет лаконично, однозначно и точно показать все элементы
(блоки) системы и все отношения и связи между ними, выявить ошибочные, лишние или дублирующие связи и, наконец, провести реинжиниринг бизнес- процессов системы.

19
Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, то есть наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, следует понять, что рассматривается как компоненты системы, а что является внешним воздействием. При субъекта системы существенную роль играет позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования - вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Иными словами, первоначально определяется область (Scope) моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели.
При формулировании области необходимо учитывать два компонента - широту и глубину. Широта подразумевает определение границ модели - определяется что рассматривается внутри системы, а что снаружи. Глубина определяет, на каком уровне детализации модель является завершенной. При определении глубины системы необходимо помнить про ограничения времени - трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии от глубины декомпозиции.
Цель моделирования (Purpose). Модель не может быть построена без четко сформулированной цели. Цель отвечает на такие вопросы:
- зачем моделировать этот процесс;
- что описывает модель;
- что увидит пользователь?
Именно правильное формулирование цели позволит команде аналитиков направить усилия в требуемом направлении.
Точка зрения (Viewpoint). Несмотря на то, что в процессе построения модели рассматриваются мнения различных людей, модель обязана строиться с единой позиции, называемой точкой зрения. Укрупнено ее можно вообразить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте.


20
Точка зрения должна соответствовать цели моделирования. Из этого становится очевидным, что описание работы предприятия с точки зрения бухгалтера и инженера будет выглядеть абсолютно разно, поэтому в процессе моделирования важно оставаться на выбранной точке зрения. Как правило, выбирается точка зрения человека, который ответственный за моделируемую работу в целом.
Применительно к теме выпускной квалификационной работе, это должно быть должностное лицо, отвечающее за логистику в компании. Отметим, что при выборе точки зрения на модель важным является документирование дополнительных альтернативных точек зрения. С этой целью используются диаграммы FEO (For
Exposition Only).
Таким образом, установлено, что IDEF0-модель должна иметь четко сформулированную цель, единственного субъекта моделирования и единую точку зрения.
1.3 Экономическая характеристика деятельности Арсенал Авто.
Анализ бизнес-процессов предприятия Арсенал Авто
Дадим характеристику компании «Арсенал Авто». Компания ведет свою деятельность с 2013 года на рынке поставщиков оригинальных деталей для иномарок и сертифицированных дубликатов, предлагая широкий выбор заводских оригинальных автозапчастей для японских, корейских и европейских иномарок, а также детали и узлы лицензированных производителями OEM-поставщиков.
Компания работает без посредников и только с проверенными поставщиками комплектующих и автомобильных товаров.
Принципы работы «АрсеналАвто» заключаются в [13]:
- честной ценовой политике без привлечения посредников и дополнительных ценовых накруток;
- прямых поставках качественных запчастей от производителей;
- удобном сервисе и ответственном отношение к делу.
Высокий стандарт обслуживания клиентов основан на профессиональной помощи, оказываемой клиентам менеджерами в момент обращения в компанию.

21
«Арсенал Авто» предлагает профессиональную помощь в поиске и подборе автозапчастей, деталей и узлов для автомобилей клиентов, исходя из их потребностей и финансовых возможностей.
Организационная структура компании представлена на рисунке 1.4.
Генеральный директор
Отдел по работе с клиентами
Курьерская служба
Бухгалтерия
ИТ-отдел
Отдел по работе с поставщиками
Менеджер склада
Рисунок 1.4 - Организационная структура «Арсенал Авто»
Как видно из рисунка 1.4, компания состоит из пяти отделов, каждый из которых подчиняется генеральному директору.
Генеральный директор компании выполняет организационно- распорядительные функции, определяет тактику и стратегию развития компании, координирует работу отделов, ведет переговоры с крупными поставщиками, участвует в принятии важных управленческих решений. Взаимодействует со всеми отделами (преимущественно, с начальниками отделов).
Бухгалтерия отвечает за учет финансово-хозяйственной деятельности компании, а именно ведет учет и регистрацию первичной документации, составляет отчеты о деятельности компании, в том числе для сдачи в налоговые органы, осуществляет взаиморасчеты с поставщиками и сотрудниками компании, формирует отчеты о деятельности компании для руководства.
Тесно взаимодействует с отделом по работе с клиентами, отделом по работе с поставщиками, менеджером склада, руководством компании.


22
Менеджер склада отвечает за прием деталей и выдачу их клиентам или курьерской службе. Тесно взаимодействует с отделом по работе с клиентами, отделом по работе с поставщиками и курьерской службой компании.
Отдел по работе с клиентами отвечает за работу с клиентами компании посредством личного общения, телефонных переговоров, переписки по электронной почте, мессенджерах и социальных сетях. Основные задачи менеджеров по работе с клиентами – помочь клиенту в поиске и выборе нужных товаров, довести клиента до покупки, а также проконтролировать исполнение заказа (получение клиентом товаров) курьерской службой. В обязанности менеджеров по работе с клиентами также входит обработка рекламаций.
Отдел по работе с поставщиками отвечает за заказ и доставку товара от поставщика на склад компании. В обязанности менеджеров входит подготовка списков к заказу, формирование заказа поставщикам, формирование и согласование счета на оплату товара, отслеживание поступление товара и его наличия на складе.
Курьерская служба отвечает за доставку товара клиентам в пределах
Новосибирска.
ИТ-отдел отвечает за работоспособность ЛВС и сайта компании.
Рассмотрим основные социально-экономические показатели деятельности анализируемого торгового предприятия.
Проведенный анализ для данного предприятия показывает его устойчивое положение на рынке, на сегодняшний момент предприятие является молодым, динамично развивающимся. Продажа автомобильных запчастей является высокорентабельным видом деятельности, связанным с кризисными явлениями на рынке продаж новых автомобилей.
Естественно, что руководство предприятия старается найти резервы для снижения затрат на осуществление основной деятельности торговой компании и снижение логистических издержек является важным направлением такой экономии. Поэтому, в соответствии с предметом исследования, выбранным в

23 выпускной квалификационной работе, рассмотрим бизнес-процесс складского учета компании Арсенал Авто.
Таблица 1.2 – Основные показатели деятельности торгового предприятия

Наименование показателя
Год
2015/
2014 2015/
2013 2013 2014 2015
%
%
1 2
3 4
5 6
7 1
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
73123 78140 96112 123 131 2
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
48200 50248 54297 108 112 3
Валовая прибыль, тыс. руб.
24923 27893 41817 150 168 4
Коммерческие расходы, тыс. руб.
1300 1232 1350 109 103 5
Управленческие расходы, тыс. руб.
1500 1468 1520 103 101 6
Чистая прибыль, тыс. руб.
22123 25192 36884 146 166 7
Среднегодовая стоимость основного капитала, тыс. руб.
4120 5120 8750 171 212 8
Рентабельность продаж, %
34 36 44 121 128 9
Рентабельность собственного капитала, %
86 84 89 106 103
Важность данного бизнес – процесса для компании заключается в том что он является узким местом, поскольку:
- автоматизация работы бухгалтерии обеспечивается за счет внедренной системы «1С: Бухгалтерия»;
- работа курьерской службы, руководства и ИТ-отдела не требует автоматизации на данном этапе работы;
- работа отдела по работе с клиентами находится на стадии выбора и внедрения CRM-системы.
Таким образом, узким местом в системе бизнес – процессов торговой компании является складской учет, но это также важная часть работы компании, так как от грамотного управления складом зависит успех торговой компании и снижение операционных логистических издержек.


24
Во-первых, постоянная нехватка товара на складе ввиду несвоевременного заказа деталей увеличивает срок ожидания клиентом своего заказа и ведет к их недовольству. С другой стороны, чрезмерный заказ деталей перегружает склад и складское место используется не рационально, что ведет к необоснованной трате средств на аренду складского помещения.
Во-вторых, грамотное управление складом помогает быстрее отыскать нужный товар.
В-третьих, существует связь планируемых запасов деталей с уровнем организации управления компанией: чем ниже уровень организации управления, тем больше объем запасов необходимо иметь в резерве компании.
Проведем анализ данного бизнес - процесса.
От клиентов компании поступают заявки на различные детали. Отдел по работе с клиентами формирует список запрашиваемых деталей и передает его в отдел по работе с поставщиками, сотрудники которого на основе этого списка составляют запросы поставщикам на покупку деталей. Одновременно с запросами формируются счета на оплату деталей при заказе их у поставщиков. Прием товара на склад и выдача его осуществляется по накладными в соответствие с номерами заказа, которые присваиваются и сообщаются клиентам. При выдаче товара клиенту выдается чек.
Таким образом, основными документами для процесса являются:
- список деталей, которые необходимо заказать;
- заявка поставщикам на поставку деталей;
- счет на оплату заявки поставщикам;
- товарные накладные;
- чеки (при выдаче товара клиентам).
Описанный бизнес - процесс документооборота компании в части приема заказов от клиентов, формирования заявок на поставку и складского учета показан на рисунке 1.5.

25
Менеджер склада
Клиенты
Список предзаказанных деталей
Заказы и предзаказы по телефону
Поставщики
Отдел по работе с клиентами
Заказы и предзаказы по Email и т.д.
Список деталей для заказа у поставщиков
Сайт
(
каталог деталей)
Заказы и предзаказы через корзину
Товар
Товар
Курьерская служба
Отдел по работе с поставщиками
Товар
Товар
Бухгалтерия
Счета на оплату
Накладные
Чек
Рисунок 1.5 - Описание документооборота компании в части описания бизнес процессов основной деятельности торгвоой компании
Непосредственно для складского учета достаточно только накладных – это основной документ, по которому осуществляется складской учет.
Входным документом для процесса можно считать список деталей (по предзаказу или для заказа у поставщиков) – по ним менеджер склада может ориентироваться в количестве и ассортименте поставки.
Выходным документом для складского учета являются накладные и чеки.
В роли нормативно-справочной информацией для складского учета будет выступать каталог деталей, марок и моделей автомобилей.
Примерный объем документов различных типов указан в таблице 1.3.