ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
Таблица 1.3 - Примерный объем документов
№ п/п
Наименование документа
Объем, документ
Частота
1
Список деталей для заказа
1-2 неделя
2
Накладные (вх.)
5-10 неделя
3
Накладные (вых.)
20-30 день
4
Чек
20-30 день
5
Каталог марок и моделей
1 полгода
6
Каталог деталей
1 месяц
Как видно из таблицы 1.3, самым частыми документами являются накладные и товарные чеки для клиентов – их объем может доходить до 30 в день и в прогнозе даже превышать это значение.
Менее частыми являются входные документы – список деталей для заказа и накладные на поставку, так как заказ деталей производится не чаще 1 раза в неделю: детали группируются по поставщикам и делается один единый заказ.
Самыми редко обновляемыми являются каталоги. Их обновление происходит в среднем раз в месяц и раз в полгода.
Таким образом, в первой главе работы был приведен теоретические анализ понятия бизнес-процесса, выделены особенности логистического бизнес- процесса торговой компании. Рассмотрен процесс моделирования и основные этапы моделирования бизнес процесса.
Завершается глава экономической характеристикой и анализом бизнес процессов компании Арсенал Авто.
Проведенные теоретические исследования позволили перейти к непосредственной оценке бизнес – процесса складского учета компании Арсенал
Авто, чему посвящена вторая глава выпускной квалификационной работы.
27
1 2 3 4 5 6
2 Методологический анализ предметной области и постановка
задачи
2.1. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
Большей частью функциональные сферы логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад функционирует на границе этих сфер и объединяет материальные потоки [14].
Методологические принципы формирования и оптимизации работы склада базируются на системном подходе и зависят от:
- цели, задач и функций оптового торгового предприятия и его места
(функциональной сферы) в логистической системе;
- вида и характеристик материального потока;
- территориального расположения складской сети;
- взаимосвязей с внешней средой поставщиков и потребителей; характеристик используемых транспортных средств;
- состояния инфраструктуры сети;
- материально-технической базы самого предприятия;
- наличие информационной системы в складской сети.
Логистика складирования представляет собой комплекс взаимосвязанных функций, которые реализуются в ходе переработки материального потока в складском хозяйстве компании [5, 15].
С точки зрения системного анализа, склад является открытой системой, поскольку на складе осуществляется взаимодействие с внешней средой через материальные и информационные потоки.
Складу присущи три вида потоков:
- входящие, определяющий необходимость разгрузки, проверки грузов и документов (информационный поток);
- исходящие (загрузка транспорта, подготовка сопровождающих документов);
28
- внутренние (определяющие перемещение и размещение материалов
(грузов, товаров) внутри склада).
Основной целью логистического процесса на складе является обеспечения полного согласования функций управления заказами, снабжения запасов, обработки грузов и физического распределения заказов.
Торговое предприятие Арсенал Авто, которое имеет собственный склад, а не пользуется наемным складом, сталкивается с рядом логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера.
Учет и контроль над поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Грамотно сформированный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, а процессы, связанные с функционированием складов, в итоговом результате являются важной составляющей совокупных затрат.
Следовательно, правильное применение возможностей складской логистики дает возможность оптимизировать работу предприятия [6].
Следует заметить, что склад несет не только функцию хранения, но и сервисного обслуживания потребителей складских услуг: приближение запасов к местам потребления, формирование рыночного ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок и так далее. Таким образом, склад - как неотъемлемое звено в системе складской логистики, позволяет определить стратегические выгоды: экономические и сервисные.
Логистический процесс на складе довольно сложный и требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает такие процессы, как [5, 16] (рис. 2.1):
- снабжение торгового предприятия запасами;
29
- контроль над поставками в торговое предприятие;
- выполнение технологических процессов разгрузки и приемки товаров
(автозапчастей);
- организация процесса внутрискладской транспортировки товаров;
- непосредственная организация складирования и хранения грузов;
- комплектация заказов для клиентов и их отгрузка;
- организация транспортировки и экспедиция заказов до клиентов;
- организация сбора и доставки товароносителей;
- организация непрерывного контроля над своевременным и качественным выполнением заказов;
- организация процесса информационного обеспечения складского процесса;
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех элементов логистического процесса на складе должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность складской службы торгового предприятия, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: а) операции, направленные на координацию службы закупки; б) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; в) операции, направленные на координацию службы продаж.
Проведем разработку модели бизнес-процесса, применив функциональное моделирование бизнес-процесса с использованием нотации IDEF0 и CASE- средства для автоматизированного проектирования All Function Process Modeler
7.3. [17, 18]
На рисунке 2.1 представлена диаграмма процесса складского учета верхнего уровня с использованием информационной системы, которая отражает общую
30 картину автоматизации процесса. На рисунке 2.2 представлена детализация диаграммы, полученная методом декомпозиции.
Рисунок 2.1 - Функциональная модель бизнес-процесса складского учета в компании «Арсенал Авто»
Рисунок 2.2 - Декомпозиция модели бизнес-процесса складского учета в компании Арсенал Авто
31
Как видно из рисунка 2.2, процесс складского учета в торговой компании можно разделить на три подпроцесса:
1. на этапе учета поступлений деталей производится ввод данных обо всех деталях, поступивших на склад торговой компании. В том числе учитываются данные накладных, а именно, когда, от кого была поставка, номер документа, дата и время поставки и т.д.;
2. на этапе учета выдачи деталей фиксируется факт выдачи и производится списание количества деталей с указанием даты, времени выдачи, количества и другой информации;
3. на третьем этапе производится расчет показателей, например, частота заказа детали, средний срок поставки детали. На основе этих данных и данных о поступлении и выдаче деталей, рассчитывается минимальный остаток, по достижении которого деталь необходимо заказать.
Оценка и анализ показателей процесса являются важнейшими средствами, которые разрешают улучшить процессы. Процесс могут характеризовать группы показателей:
- показатели процесса;
- показатели продукта процесса;
- показатели удовлетворенности клиентов процесса.
Показатели процесса могут быть определены как числовые величины, которые характеризуют ход самого процесса и затраты на него, а именно: временные, финансовые, ресурсные, человеческие. Они могут быть абсолютными и относительными, то есть приведенными к объему продаж торговой компании, сезонных колебаний, тарифных изменений и других внешних факторов, которые не зависят от управления процессом, который проверяется.
Показатели продукта (услуги) - числовые величины, которые характеризуют продукт (услугу) как результат выполнения процесса, а именно: абсолютный объем услуг, объем услуг относительно заказанного или необходимого, количество ошибок и сбоев при предоставлении услуги,
32 номенклатура предоставленных услуг, номенклатура предоставленных услуг относительно необходимой.
Показатели удовлетворенности клиентов процесса - числовые величины, которые характеризуют степень удовлетворенности потребителя результатами процесса, то есть выходом, услугой.
Количественные показатели процесса делятся на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным показателям относятся показатели времени выполнения процесса, технические показатели и показатели стоимости и качества.
Относительные показатели могут рассчитываться на основе абсолютных показателей процесса путем формирования разных отношений между ними.
Показатели времени выполнения процесса включают: среднее время выполнения процесса в целом; среднее время простоев; среднее время выполнения отдельных функций процесса.
Сведем оценку бизнес – процесса складского учета компании Арсенал Авто в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Оценка бизнес – процесса складского учета
№ п/п
Наименование показателя
Фактическая оценка показателя
Требуемая оценка показателя
1 Время обновления информации о запасах на складе
4 часа
10 мин.
2 Время учета новой единицы товара
5 мин.
20 сек.
3 Время поиска товара для выдачи
10 мин.
3 мин.
4 Время подготовки консолидированного отчета о поступлениях/выдачах
8 часов
10 мин.
5 Время сверки остатков
8 часов
30 мин.
6 Среднее время комплектации и выдачи заказа
30 мин.
10 мин.
7 Средняя стоимость одной складской операции
400 руб.
150 руб.
8 Удовлетворенность клиентов (0-1) по результатам отзывов
0,85 0,9
33
Анализ оценки выделенного бизнес – процесса складского учета позволил отметить, что большинство проблем лежит в плоскости информатизации и автоматизации работы склада, чему и посвящен следующий параграф выпускной квалификационной работы.
2.2 Основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и
подходы к их решению в мировой практике
Рассчитаем основные показатели работы склада торгового предприятия
Арсенал Авто. Полный перечень показателей оценки эффективности работы склада представлен в приложении А. К основным показателям объема работы склада необходимо отнести [7, 19]:
Среднесуточная грузопереработка, которая рассчитывается по формуле:
Q
сут
= Q
п.сут
+ Q
о.сут
+ Q
в.сут
(2.1) где:
????
п.сут
− средний суточный грузопоток прибытия т/сут.
????
о.сут
− средний суточный грузопоток отправления т/сут.
????
в.сут
− средний суточный грузопоток переработки на складе т/сут.
Подставим соответствующие данные:
????
п.сут
=
????
п.год.
Т
п
∙ К
нер.п.
=
320 365
∙ 1,35 = 1,184 т/сут.
????
п.сут
=
????
о.год.
Т
п
∙ К
нер.о.
=
312,3 365
∙ 1,5 = 1,283 т/сут.
????
в.сут
= (????
п.сут
+ ????
п.сут
) ∙ К
пер
= (1,184 + 1,283) ∙ 1,12 = 2,763 т/сут.
Коэффициенты в вышеприведенных формулах учитывают неравномерность потока отправления (1,5) и прибытия (1,35), а также внутрискладские перевалки
(1,12). Такой коэффициент внутрискладских перевалов является довольно хорошим, что свидетельствует об эффективно организованных процессах складской логистики.
Показатели складского товарооборота за год в натуральном выражении составляют 35 млн. руб.
34
Рассчитаем ряд показателей эффективности работы склада анализируемого предприятия, опираясь на данные приложения 1:
1) годовой грузооборот склада Г (т).
Г=Т0/Сср
(2.2) где Т
0
- товарооборот за год, руб.;
С
ср
- средняя стоимость 1 т груза, руб./т;
Годовой грузооборот склада равен 0,32 тыс. тонн.
2) себестоимость складской переработки (руб./т)/
С=Р
э
/Г,
(2.3) где Р
э
- сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;
Г - грузооборот, т;
С=1450000/320=4531,25 руб./тонн.
3) коэффициент использования складской площади:
???? =
????
пол.
????
общ.
=
127 179
= 0,71 4) коэффициент использования средств механизации
???? =
????
мех
????
общ
= 51%
5) оборачиваемость склада как отношение отгруженных товаров (т) к общему количеству продукции, которую можно разместить на складе:
???? =
????
????
общ
=
320 10,5
= 3,05 6) коэффициент использования объема склада:
???? =
????
пол.
????
общ.
=
40,64 80,55
= 0,501
35
Полученные показатели свидетельствуют об эффективной организации складского хозяйства в торговой компании. Однако в компании существует проблема относительно автоматизации складского учета.
На сегодняшний день склад компании не имеет системы автоматизации склада. Важнейшим направлением совершенствования работы склада анализируемой торговой компании, основанной на современных мировых тенденциях является внедрение в практику деятельности современных информационных технологий.
Информационные системы по автоматизации склада должны решать такие задачи как [20]:
1) задача учета товара на складе и его топологической структуры в составе подзадач:
- разделение складской зоны на элементы и присвоение им уникальных адресов, привязанных к характеристикам (специфике) хранения;
- учет и контроль за товарами на складе торгового предприятия Арсенал
Авто в соответствии с его характеристиками;
- контроль вместительности элементов складов по товарной номенклатуре;
2) задачи приема и размещения товара на складе в составе подзадач:
- автоматизированном вводе в систему информации и товарах;
- подготовке помещений к размещению хранимой продукции;
- проведение идентификации и маркировки товаров;
- выполнения приема товара при его фактическом, так и планируемом поступлении;
- автоматизация процесса размещения материалов на складе;
- оптимизация размещения материалов на складе предприятия (АВС-XYZ – анализ);
- расчет приоритетности в размещении продукции в соответствии с заказами;
3) задача отбора, упаковки и отгрузки продукции в соответствии с заказами на складе предприятия в составе подзадач: