Файл: Факультет экономический Кафедра математических и компьютерных методов курсовая работа системный подход к изучению внешней среды организации.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выходы системы - это различные точки приложения влияния системы на внешнюю среду, изображены на рисунке 1.
Выход системы представляет собой результат преобразования информации, вещества и энергии.
Обратная связь - то, что соединяет выход со входом системы и используется для контроля за изменением выхода, показана на рисунке 1.
1.2 Характеристика внешней среды организации
Внешняя среда является источником, который снабжает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, что обеспечивает возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды не безграничны, и многие другие организации утверждают, что находятся в той же среде, поэтому всегда существует вероятность того, что организация не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды.
Среда организации имеет много факторов, которые практически невозможно полностью учесть. Кроме того, не все факторы окружающей среды одинаково влияют на производительность организации, поэтому необходимо ограничить концепцию внешней среды для организации только теми факторами, которые существенно влияют на ее успех.
Внешняя среда подразделяется на среду прямого воздействия (микросреду) и среду косвенного воздействия (макросреду).
-Среда прямого воздействия. Её также называют непосредственной деловой средой организации. Эта среда формируется такими субъектами среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации. Сюда включают следующие субъекты организации: само предприятие, поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, трудовые ресурсы, заинтересованные лица, кредиторы.
Предприятие. Это внутренние группы организации, такие, как руководство фирмы, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производственные подразделения, бухгалтерия.
Поставщики. Это фирмы и частные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Потребитель. Это гражданин, у которого есть намерение заказать или приобрести, или заказать, приобрести или использовать товар.
Конкуренты. Они являются субъектами маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и всего спектра маркетинговых мероприятий.
Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, будучи индивидуальным предпринимателем, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организации могут вести свою деятельность и какие налоги они должны платить.
Трудовые ресурсы. Компания должна привлекать и сохранять сотрудников.
Заинтересованные лица. Это влиятельные люди и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия. К ним относятся те, кто влияет на менеджера: конкуренты, поставщики, потребители, сотрудники, правительство.
Кредиторы. При крепких и надежных отношениях с ними, они помогают предприятию вести успешную производственную деятельность и занять прочные позиции в конкурентной борьбе на рынке.
-Среда косвенного воздействия. Это факторы, которые берут начало за пределами предприятия и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся на нем.
Экономические факторы. Их изучение позволяет руководству оценить как скажется на функционировании организации изменения состояния экономики.
Правовые факторы. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки взаимоотношений, дает организации возможность самостоятельно определять допустимые границы действий в отношениях с другими юридическими лицами и приемлемые методы защиты их интересов.
Политические факторы. Политическая составляющая макросреды должна быть изучена в первую очередь, чтобы иметь четкое представление о намерениях органов государственной власти относительно развития общества и о средствах, которыми государство намерено осуществлять свою политику.
Социально-культурные факторы. Изучение социальных факторов направлено на понимание влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и убеждения, ценности, разделяемые людьми, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей для переселения и так далее.
Технологические факторы. Их анализ позволяет нам вовремя увидеть те возможности, которые открывает развитие науки и техники для производства новых продуктов, для улучшения выпускаемой продукции и для модернизации технологии производства и сбыта продукции.
Подробно разобрав факторы внешней среды, можно сказать, что внешняя среда организации определяется как совокупность факторов ее внешнего окружения, влияющих на организацию и влияющих на эффективность ее функционирования.
2 Системный анализ деятельности компании «МТС»
2.1 Общая характеристика
Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutche Telecom (DeTeMobil), Siemens и несколькими другими акционерами в закрытом акционерном обществе в октябре 1993 года.
На сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 57 регионах России, где проживают 106,4 миллионов человек или 74,3% населения страны, и активно работает в 47-и регионах.
Цель кампании - убедиться, что клиенты МТС могут в полной мере использовать те возможности, которые имеют современные технологии мобильной связи, не ограничивая себя в общении.
Смысл работы заключается не только в предоставлении клиентам качественных, выгодных и удобных услуг, высокого уровня обслуживания, ПАО «МТС» также постоянно смотрит в будущее, совершенствует сервис, выводит на рынок современные услуги, МТС открывает для клиентов двери к инновационному будущему. Сегодня с помощью мобильных абонентов можно быстро найти необходимую информацию в сети, совершать покупки, оплачивать транспорт, покупать билеты на концерты и фильмы, управлять своими финансами и делать много других полезных и интересных вещей.
Основной спектр услуг компании:
- реализация телефонов и аксессуаров;
- реализация оборудования;
- оказывает высококачественные услуги связи, передачи и скоростного доступа в интернет, предлагает новые тарифные планы и инновационные сервисы.
Сегодня МТС является успешной мультисервисной компанией, которая предоставляет абонентам уникальные конвергентные продукты и услуги, основанные на передовых технических решениях.
2.2 Организационная структура управления
Организационная структура управления представляет собой совокупность специализированных функциональных подразделений, которые взаимосвязаны в процессе обоснования, разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Организационная структура управления также определяется как форма разделения и взаимодействия управленческой деятельности, в рамках которой процесс управления осуществляется согласно соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение поставленных целей.
Организационная структура в ПАО «МТС» является линейно-функциональной. Для него характерно следующее: реализация принципов единоначалия, линейное построение структурных подразделений, распределение функций управления между ними, рациональное сочетание централизации и децентрализации.
К органам управления ПАО «МТС» относят: общее собрание акционеров, совет директоров, правление, президент. Общее собрание акционеров - это высший орган управления ПАО «МТС». Порядок подготовки, созыва и проведения собрания определён Уставом и Положением об общем собрании акционеров ПАО «МТС».
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью ПАО «МТС». Это ключевой элемент системы корпоративного управления, представляющий интересы акционеров посредством эффективного управления.
Правление - это коллегиальный исполнительный орган ПАО «МТС». Он отвечает за организацию эффективного оперативного управления текущей деятельностью, в том числе за обеспечение выполнения решений Совета директоров в рамках существующих компетенций.
Президент является единоличным исполнительным органом, который осуществляет оперативное руководство текущей деятельностью компании. Его деятельность направлена на обеспечение прибыльности и конкурентоспособности компании, финансово-экономической устойчивости, обеспечение прав акционеров и социальных гарантий работников Компании.
Линейная структура управления является логически более последовательной и формально определенной, но в то же время менее гибкой. Каждый из руководителей обладает полной властью, но относительно небольшой способностью решать функциональные проблемы, требующие узких, специализированных знаний. Основными негативными аспектами использования линейной организационной структуры являются: высокие требования к руководителю и большая нагрузка на него, отсутствие связей для планирования и подготовки решений, сложные связи между инстанциями.
2.3 Представление компании на микро- и макроуровне
Методы изучения и анализа внешней среды можно рассматривать как своего рода фильтр, через который должна пройти информация о внешней среде, прежде чем она попадет в фирму. Если этот фильтр достаточно открыт, чтобы охватить внешнюю среду во всем ее разнообразии, идея компании будет верна. Если фильтр отфильтровывает слишком много, данные, которые получает компания, будут отражать реальность в искаженном и чрезмерно упрощенном виде.
При изучении структуры исследуемого предприятия было выявлено, что ПАО "МТС" на микроуровне взаимодействует cо следующими предприятиями:
- «Связной», «Телефон Ру» (торговля товарами)
- ООО «Паритет» (аренда и управление недвижимым имуществом)
- ООО «ВИКСТ» (курьерская деятельность)
- ООО «Испульс Плюс» (деятельность в области телефонной связи)
- ООО «Мобайл Коннекшн» (торговля аудио- и видеотехникой)
Схематично взаимодействие ПАО "МТС" c другими предприятиями показано на рисунках 2 и 3
.
Рисунок 2 – Взаимодействие на микроуровне
Также были выявлены следующие организации, взаимодействующие с ПАО «МТС» на макроуровне:
- ФАС (федеральная антимонопольная служба)
- Сбербанк России
- Торгово-промышленная палата
- Российский союз промышленников и предпринимателей
Рисунок 3 – Взаимодействие на макроуровне
Таким образом, можно сказать, что макроуровень находится в стабильном состоянии, то есть организации, взаимодействующие с ПАО «МТС» уже долгое время не изменяются. А на микроуровне компания взаимодействует с теми, кто помогает ей добиться корпоративных целей.
2.4 Цели функционирования
Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Этот метод включает в себя все общие принципы планирования, простые и легкие в освоении. По сути, это график, отражающий план решения конкретной задачи.
Генеральной целью компании «МТС» является сохранение и усиление позиции ведущего телекоммуникационного оператора на всех рынках присутствия. Для приближения к главной цели необходимо проработать 3 направления: внедрение инновационных телеком-услуг и развитие инфраструктуры в сфере мобильного и фиксированного доступа в интернет и плотного ТВ, расширение клиентской базы, консолидация активов предприятия.
Достижение каждого пункта зависит от решения задач, схематично представленных на рисунке 4.
Рисунок 4 – Дерево целей ПАО «МТС»
Таким образом, решение логистических задач, возникающих в деятельности «МТС» относятся к направлению «Расширение клиентской базы». Сотрудничество с сайтами-агрегаторами коллективных покупок и проведение рекламных акций позволяют повлиять на среду прямого воздействия и привлечь новых клиентов. Системный подход к изучению внешней среды способствует данной цели.