Файл: Факультет экономический Кафедра математических и компьютерных методов курсовая работа системный подход к изучению внешней среды организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 Разработка информационной модели компании средствами методологии SADT
3.1 Методология структурно-функционального анализа
Методология SADT представляет собой комбинацию методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта в предметной области. Модели SADT используют как естественные, так и графические языки. Для передачи информации о конкретной системе источником естественного языка являются люди, которые описывают систему, а источником графического языка является сама методология SADT. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, то есть действия, которые он выполняет, и связи между этими действиями. Основные элементы этой методологии основаны на следующих концепциях:

1.Графическое представление блочного моделирования. Графика блоков и дуг SADT-диаграммы отображает функцию в виде блока, а интерфейсы ввода / вывода представлены дугами, соответственно входящими и выходящими из блока. Взаимодействие блоков друг с другом описывается посредством дуг интерфейса, выражающих «ограничения», которые, в свою очередь, определяют, когда и как выполняются и управляются функции.

2.Строгость и точность. Реализация правил SADT требует достаточной строгости и точности, не накладывая чрезмерных ограничений на действия аналитика. Правила SADT включают в себя:

-ограничение количества блоков на каждом уровне декомпозиции (3-6 блоков)

-связность диаграмм (номера блоков)

-уникальность меток и наименований (отсутствие повторяющихся имен)

-синтаксические правила для графики (блоков и дуг)

-разделение входов и управлений (правило определения роли данных)

-отделение организации от функции, то есть исключение влияния организационной структуры на функциональную модель

Модель SADT может быть ориентирована либо на функции системы, либо на ее объекты. Функционально-ориентированные модели SADT обычно называют функциональными моделями, а объектно-ориентированные системы являются моделями данных.

Доведенное до уровня стандарта подмножество SADT называется IDEF.

IDEF - методология решения задач моделирования сложных систем, позволяющая отображать и анализировать модели деятельности широкого круга сложных систем в различных разделах. В то же время широта и глубина проверки процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель избыточными данными. Эта методология состоит из нескольких стандартов, основными являются:


-IDEF0. Это методология функционального моделирования. С помощью языка визуальной графики IDEF0 исследуемая система представляется разработчикам и аналитикам в виде набора взаимосвязанных функций.

-IDEF1. Это методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи.

-IDEF2. Это методология динамического моделирования развития системы. Из-за очень серьезных трудностей в анализе динамических систем этот стандарт был практически заброшен, и его разработка остановилась в самом начале.

Стандарт IDEF0 представляет организацию как набор модулей, здесь есть правило - самая важная функция находится в верхнем левом углу, кроме того есть правило стороны:

- стрелка входа всегда приходит в левую кромку активности

- стрелка управления - в верхнюю кромку

- стрелка механизма - нижняя кромка

- стрелка выхода - правая кромка

Идея, лежащая в основе IDEF0, заключается в том, что бизнес-процессы представляются в виде некоторых преобразований входного потока в выходной поток под контролем потока управления с использованием механизма преобразования.

У IDEF0 есть несколько важнейших преимуществ:

- Полнота описания бизнес-процесса, которая достигается за счет наличия средств, отражающих контрольные действия, обратной связи по управлению и информации.

- Соответствие формата представления процесса его определению в ИСО 9000:2005.

DEF0 предоставляет возможность обмениваться информацией об рассматриваемом объекте на языке, понятном не только аналитику и разработчику системы, но также пользователю и директору.
3.2 Описание бизнес-процессов формата «AS-IS», выявление задачи
Для проведения исследования бизнес-процессов этого предприятия мы использовали стандарт IDEF0, который графически отображает все компоненты в процессе действия, а также отношения между ними. Благодаря иерархической структуре можно анализировать процессы на любом уровне.

Нами построена модель в формате AS-IS, то есть это модель существующих на данном предприятии процессов. В ходе анализа процессов было выявлено, что отсутствие системности и взаимодействия элементов влечёт за собой ухудшение таких показателей эффективности, как валовая прибыль; прибыль от продаж; качество предоставляемого компанией сервиса; производительность и др.

С целью реинжиниринга бизнес-процессов проделана их декомпозиция на нулевом, первом и втором уровнях. Первым шагом в создании модели является изображение высшего уровня деятельности компании, предоставленное на рисунке 5.




Рисунок 5 - Контекстная диаграмма
Формируем ICOM-акроним для категорий информации, представленный 4 типами стрелок. Стрелки входа представляют собой материал, использованный и преобразованный для выхода. В данном случае к стрелке входа относится: заявка на средства связи.

На выходе деятельности компании получаем заявки на подключение, обслуженных клиентов и прибыль.

Стрелка управления представлена нормативными документами, правилами и правилами оформления. Стрелка механизмов – сотрудниками салона связи.

Декомпозиция уровня А-0 позволила выявить 3 основных бизнес-процесса (БП): определение потребностей клиента, обработка заказа и продажа, что представлено на рисунке 6.

БП «Определение потребностей клиента» получает на входе заявку на средства связи. Выходом же является: потребность клиента.

БП «Обработка заказа» регулируется таким средством управления, как правила оформления. Стрелка механизмов представлена сотрудниками салона связи. Потребность клиента, полученная на входе, преобразуется в выбранный товар (услугу).

БП «Продажа» продает выбранный товар (услугу), тем самым завершая цикл деятельности компании.


Рисунок 6 – Декомпозиция 1 уровня
Описание БП 1 уровня декомпозиции представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Описание бизнес-процессов 1 уровня

Название работы

(Activity Name)

Определение работы (Activity Defenition)

Определение потребностей клиента

Согласование потребности клиента с ценами, с снабжением его этим товаром (услугой) и со способом оплаты.

Обработка заказа

Точный выбор товара (услуги) и его обработка в соответствии со всеми правилами.

Продажа

Обслуживание потребителей, заявка на подключение.


Дальнейшая детализация одного из бизнес-процессов («Определение потребностей клиента»), представленная на рисунке 7, позволила тщательно проанализировать соответствие требованиям.

Были выявлены 4 БП:

БП «Оценка технической возможности изготовленной продукции» реализует требования к продукции. Контроль осуществляется ещё и ценовой политикой.


БП «Согласование условий отгрузки и доставки» выдаёт предварительную себестоимость товара (услуги).

БП «Согласование цен» производит согласование цен с компанией и клиентом.

БП «Согласование условий оплаты» определяет и направляет потребность клиента в обработку.



Рисунок 7 - Декомпозиция БП «Определение потребностей клиента»
Общая характеристика каждого БП представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Описание бизнес-процессов «Определение потребностей клиента»

Название работы

(Activity Name)

Определение работы (ActivityDefenition)

Оценка технической возможности изготовленной продукции

Требования клиента к товару (услуге).

Согласование условий отгрузки и доставки

Согласование поставки товара или времени доставки услуги.

Согласование цен

Согласование цен с предварительной себестоимостью.

Согласование условий оплаты

Согласование условий оплаты с согласованными ценами.


В ходе анализа процессов 2 уровня было выявлено, что для того, чтобы получить заказ клиента (его потребность) необходимо выполнить его требования к этому товару или услуге, затем согласовать это с условиями отгрузки товара и его доставкой (либо время установки услуги). После происходит согласование цен с изначальной себестоимостью, и в конце уже согласование условий оплаты с клиентом, поставщиками и работниками.

В этом случае на процесс может отрицательно повлиять только человеческий фактор. Они могут ошибиться с согласованием или в общении с клиентом. Именно это один из факторов, влияющих на внешнюю среду. Необходимо проанализировать информацию о макроокружении компании, чтобы выявить какой характер носит влияние окружающей среды.

Другие два БП деятельности компании «МТС» представлены в приложении А и Б.

Для того чтобы не запутаться и проверить способ декомпозиции создаётся дерево узлов, показанное на рисунке 10. Диаграмма дерева узлов показывает рабочую иерархию в модели и позволяет просматривать всю модель в целом, но не показывает взаимосвязь между работами. Процесс создания рабочей модели является итеративным, поэтому работа может изменить свое местоположение в дереве узлов несколько раз.



Рисунок 8 – Дерево узлов

Также для анализа процессов необходим сценарий. Сценарий (Scenario) - описание последовательности изменений свойств объекта в рамках рассматриваемого процесса. Сценарий работы «Обработка заказа» представлен на рисунке 11.

Благодаря этому сценарию можно понять, как происходит составление отчётности. На нём изображена ссылка «Заказы клиентов», связанная с «Обработкой заказов». На выходе, с помощью перекрёстка, мы имеем «Авторизованный заказ» или «Невернооформленную заявку». Далее происходит либо «Оформление документов», либо «Дооформление документов» и исправление заявки. И в итоге получаем «Составление отчётности».



Рисунок 9 – Сценарий БП «Обработка заказа»

Проанализировав деятельность компании, необходимо перейти к разбору внешней среды организации.
3.3 Разработка модели «TO-BE», выявление проблемы
Методы изучения и анализа внешней среды можно рассматривать как своего рода фильтр, через который должна пройти информация о внешней среде, прежде чем она попадет в фирму. Если этот фильтр достаточно открыт, чтобы охватить внешнюю среду во всем ее разнообразии, идея компании будет верна. Если фильтр отфильтровывает слишком много, данные, которые получает компания, будут отражать реальность в искаженном и чрезмерно упрощенном виде. На рисунке 8 приведен анализ внешней среды компании ПАО «МТС».


Рисунок 10 – Анализ внешней среды
У всех блоков одинаковая структура, так как каждый из этих факторов влияет на внешнюю среду. Контроль осуществляется методиками анализа и аудита. На входе поступает информация о макроокружении, бюджеты, а преобразуется в отчёты о внешней среде.

Для анализа внешней среды компании необходимо разобрать основные из этих факторов:

- Анализ политики и законов (политические факторы). 1. Услуги компании не являются новыми на российском рынке. Компания также имеет лицензии на предоставление услуг фиксированной связи в 48 регионах федерации. 2. Строительство новых дорог и направлений дает возможность установки все больших станций связи компании. 3. Риск понести убытки из-за нестабильной политической ситуации значительно снизился. 4. Согласно независимому исследованию, за год, прошедший после ребрендинга, узнаваемость бренда компании выросла с 84% до 91%.