Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53
Продолжение таблицы 3.1
Риск ликвидности риск неспособности
Группы финансировать свою деятельность, то есть обеспечивать рост активов и
(или) выполнять обязательства по мере их наступления при соблюдении требований локальных регуляторов как в условиях нормального течения бизнеса, так и в условиях стресса.

–прогнозирование основных статей баланса участников Группы в разрезе основных видов валют с целью определения необходимого объема ресурсов для покрытия дефицита ликвидности, а также выполнения обязательных нормативов, установленных локальными регуляторами;

–прогнозирование структуры активов и пассивов при различных сценариях развития баланса Группы с целью контроля требуемого уровня ликвидных активов в среднесрочной и долгосрочной перспективе в рамках построения планов фондирования;

–контроль и прогноз значений основных показателей ликвидности;

–установление лимитов на риск–метрики как отдельных участников Группы, так и Группы в целом, в том числе, но не ограничиваясь, составляющими аппетит
Группы к риску;

–проведение стресс–тестирования профиля ликвидности путем анализа различных сценариев и фаз стресса, а также планирование действий с целью поддержания необходимого уровня ликвидности в условиях кризиса.
Операционный риск риск возникновения у
Группы потерь в результате недостатков во внутренних процессах, функционировании информационных систем, несанкционированных/прот ивоправных действий или ошибок сотрудников или вследствие внешних событий.
–идентификация операционного риска; оценка операционного риска;
–анализ проблемных зон процессов, выработка и принятие решения по оптимизации/изменению процессов в целях снижения уровня операционного риска;
–мониторинг операционного риска;
–контроль и (или) снижение операционного риска.

54
Продолжение таблицы 3.1
Комплаенс–риск риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации
Сбербанком или другим участником
Группы в результате несоблюдения ими законов, инструкций, правил, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения и этических норм ведения бизнеса.
–предупреждение должностных злоупотреблений и коррупционных правонарушений сотрудниками Сбербанка и участниками Группы;
–предотвращение и урегулирование конфликтов интересов, возникающих в процессе осуществления Сбербанком и участниками Группы своей деятельности;
–противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
–соблюдение лицензионных и иных регуляторных требований в области финансовых рынков;
–обеспечение рыночного поведения и справедливой конкуренции при совершении операций на финансовых рынках, предотвращение недобросовестных практик на финансовых рынках (использование инсайдерской информации, манипулирование ценами и др.);
–соблюдение экономических санкций и ограничений, установленных Российской
Федерацией, а также международными организациями и отдельными государствами;
–обеспечение прав клиентов, включая инвестиционную деятельность
Налоговый риск неопределенность относительно достижения бизнес–цели в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде финансовых потерь или иных негативных последствий.
–налоговое сопровождение бизнеса по принципу «от начала до конца» (от предварительной налоговой экспертизы предполагаемых условий сделки до защиты интересов Сбербанка в налоговых органах и суде);
–реализацию внутренних контрольных процедур с целью оперативного выявления и устранения фактов некорректного применения норм / исполнения требований законодательства о налогах и сборах;
–выявление и устранение внутренних источников налоговой неэффективности, опосредованно влияющих на уровень налоговой нагрузки и, как следствие, на достижение
Сбербанком поставленных бизнес–задач: работа с первичными документами, автоматизация налоговых процессов, синхронизация темпов развития налоговой функции и бизнеса Сбербанка;
–постоянный мониторинг законодательных инициатив, а также взаимодействие с контролирующими, регулирующими и


55 законодательными органами по вопросам разработки и применения законодательства о налогах и сборах.
Стратегический риск риск возникновения у
Группы потерь в перспективе более одного года в результате ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих
Стратегию развития.
Сбербанк и участники Группы на регулярной основе проводят оценку результатов реализации
Стратегии развития и выполнения контрольных показателей
Бизнес–плана.
Анализ отклонения фактически достигнутых показателей от запланированного уровня, прогноз выполнения Стратегии и реализации Бизнес–
плана с учетом вновь открывшихся обстоятельств являются, в том числе, основой для принятия решений о корректировке
Стратегии или
Бизнес–плана, которые позволяют снизить потенциальный негативный эффект от реализации стратегического риска и бизнес–риска.
Правовой риск возможность возникновения у Группы финансовых потерь
(убытков), незапланированных расходов или возможность снижения планируемых доходов обеспечение соответствия деятельности и продуктов Сбербанка / участников Группы требованиям законодательства и правоприменительной практике.
В развитие указанных направлений в Сбербанке разработаны и утверждены внутренние нормативные документы и внедрены контрольные процедуры.
Среди ключевых событий в области управления рисками можно выделить следующие:
1)сформирована новая организационная структура Управления в целях оптимизации производственного процесса по направлениям деятельности;
2)внедрены дополнительные контрольные процедуры с целью недопущения вовлечения Сбербанка в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
3)разработан комплекс мер по приведению деятельности Сбербанка в соответствие с новациями законодательства (в том числе иностранного законодательства на финансовых рынках, имеющего экстерриториальное действие);

56 4)внедрены дополнительные процедуры в области управления конфликтом интересов и противодействия коррупции в Сбербанке, утверждены Стандарты
Сбербанка по раскрытию потенциальных конфликтов интересов и порядке обращения с подарками;
5)реализованы меры, направленные на совершенствование процесса выявления субъектов экономических санкций среди клиентов Сбербанка, а также уточнение механизмов принятия решений в отношении потенциальных сделок
(операций), прямо или косвенно связанных с Исламской Республикой Иран;
6)разработаны и обновлены обучающие курсы по направлениям, а также организовано проведение обучения в рамках указанных курсов для всех сотрудников Сбербанка на регулярной основе, в том числе обучение по курсу повышения квалификации для руководителей Сбербанка (средний и линейный менеджмент) на базе Корпоративного университета Сбербанка;
7)проведены мониторинг уровня рисков и оценка зрелости системы управления рисками в Группе Сбербанк.
Таким образом, были рассмотрены виды рисков в ПАО «Сбербанк России».
Задача банка состоит в том, чтобы уменьшить уровень рисков, для этого необходимо совершенствовать систему управления рисками. Предлагать новые пути развития и оценки рисков.
3.2 Механизм нейтрализации угроз экономической безопасности кредитной организации ОАО «Сбербанк России»
Основой задачей ПАО Сбербанк России в ближайшее время будет переход от стратегии экстенсивного роста к стратегии интенсивного развития. Приоритет будет отдан повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, активизации накопленных «резервов роста».
Поиск путей повышения эффективности деятельности банка лежит в плоскости изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса и обоснованного преломления их на российскую действительность. Можно


57 выделить следующие мировые тенденции: использование современных информационных технологий, развитие традиционных и внедрение новых способов и приемов взаимодействия с клиентами и оказания им банковских услуг
(расширение сети супермаркет – банков, установка киосков–автоматов мультимедиа, использование глобальной сети Интернет), внедрение системы бережливого производства.
Банкам необходимо отучить клиентов от банковских служащих, чтобы увеличить прибыль – это наиболее распространенное мнение среди банкиров.
Банки США получают 80% своих доходов за счет 20% клиентов, а более 60% клиентов почти не приносят дохода, поэтому при работе с такими клиентами банки стремятся использовать более дешевые методы обслуживания
Трансформация банковских филиальных сетей в высоко компьютеризированные дифференцированные системы продажи денежно–
кредитных продуктов позволила банкам США: передать управленческие функции филиалов административным центрам; сократить занимаемые площади в 6 раз, количество персонала в 2 раза, расходы на содержание на 25%, увеличить прибыль на 32%.
Во Франции за счет внедрения обслуживания клиентов по телефону (около 15 млн. человек) удалось сократить число банковских филиалов на 20%.
Делом первостепенной важности для банков является сохранение и приобретение клиентов. По расчетам западных аналитиков сохранение имеющихся клиентов составляет лишь 25% стоимости приобретения новых. По данным опросов, 78% клиентов отказываются от услуг банка преимущественно из–за неудовлетворительных расценок и низкого качества предлагаемых услуг.
Предложение западными кредитными институтами банковских продуктов в режиме online с использованием различных технических устройств и телекоммуникационных линий связи позволяет им сохранять свой имидж и популярность.

58
Исходя из мировых тенденций, современного состояния банковской системы
России и политики Правительства РФ и Банка России по ее реформированию, а также с учетом стратегических целей и задач и показателей деятельности ПАО
Сбербанк России можно предложить к реализации следующие проекты для повышения эффективности его деятельности:
1)Для успешной конкуренции ПАО Сбербанк России может предложить своим клиентам качественно новый уровень сервиса – удобный механизм работы со счетами, предоставляющий клиентам возможности самостоятельного осуществления максимального количества операций при использовании банковских карт. Сейчас банк предлагает своим клиентам банковские карты:
– расчетную – позволяет держателю распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного банком, для оплаты товаров и услуг и получения наличных денежных средств;
– кредитную – позволяет держателю, осуществлять операции в размере предоставленной банком кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком, для оплаты товаров и услуг и получения наличных.
Привлекательности банковских карточных продуктов ПАО Сбербанк России можно увеличить путем предоставления по карточкам дополнительных услуг небанковского характера: страхование рисков, связанных с работой карточки
(утрата или несанкционированное использование карточки); телекоммуникационные услуги; страхование здоровья и жизни держателя карточки при выезде за рубеж и в России; страхование различных рисков при путешествиях (утрата багажа и денежных средств); дисконтные программы и акции.
2)Как было отмечено выше, одной из основных мировых тенденций является активное внедрение в деятельность банковских учреждений современных информационных технологий.
ПАО Сбербанк России своевременно начал осваивать современные технологии, проводя взвешенную техническую политику, рассматривая их как


59 стратегически важный элемент развития. На сегодняшний день банк имеет современное программное обеспечение и техническую базу для поддержки банковской деятельности, что, с одной стороны, уже позволило банку достигнуть определенных положительных результатов и не требует от банка значительных затрат в этой сфере, с другой стороны.
3)Повышение активности ПАО Сбербанк России в секторе обслуживания частных лиц может выразиться в привлечении в круг клиентов банка молодого, технически ориентированного поколения (в первую очередь учащейся молодежи), что в долгосрочной перспективе принесет свои плоды. В круг интересов современной молодежи попадают все технические новинки: компьютеры, глобальная сеть Интернет, мобильные телефоны, пластиковые карты,
«электронные деньги». Студенты государственных учебных заведений, получающие стипендию в банкоматах, в будущем пойдут в тот банк, опыт работы с которыми они имеют (стереотип мышления). Следует отметить, что значительная часть студентов работает и, следовательно, имеет дополнительный доход, помимо стипендии.
4)Внедрение системы «Лин» как резерва повышения эффективности деятельности Сбербанка.
Конечно же по средствам комплексной перестройки процессов и систем, их перевода на новую «промышленную» основу.
Этого можно добиться по средствам реализации корпоративной лин–
программы, то есть комплексного повышения эффективности банковской деятельности, включая оптимизацию деятельности административно–
управленческого аппарата, повышение операционной эффективности в структурных подразделениях головного банка, операционных управлениях, филиалах, дополнительных офисах, пунктах клиентского обслуживания.
Программа позволит успешно в короткие сроки добиться повышения рентабельности и роста конкурентоспособности на рынке.

60
Основной акцент программы – на не инвестиционные источники роста эффективности за счет: .
«По исследованию Leancor , из российских компаний 68% вообще ничего не знают о «лин», 2% знакомы с «лин» и на теории, и на практике. При этом в развитых странах около 50% применяют «лин». В США опыт внедрения «лин» таков: экономия – $1,44 млрд, рост продаж – $10,5 млрд, создано рабочих мест 16 740, сохранено 35 845.»
Отсюда и вытекает ответ на вопрос, поставленный в начале главы. Именно поэтому не приходится удивляться, почему у нас с западными банками такая разница в производительности труда.
Внедрение «Лин» необходимо начать с выбора приоритетных направлений по улучшению банковских процессов в розничном рынке услуг. Для
Сберегательного банка таковыми являются: замена сберкнижек, выплата компенсаций, обмен валюты. По расчетам аналитиков, среднее время выполнения этих операций в результате оптимизации сможет сократиться на 45–80%.
Самой главной проблемой Сбербанка являются очереди, особенно в дни выплаты пенсий и зарплат. А в результате этих мер очереди в офисах могут сократиться на 25–50%.
По подсчётам российских предприятий затраты на внедрение лин–
лаборатории находятся в пределах 20–30 тысяч долларов, их основу составляет оплата труда внешним консультантам.
Опираясь на опыт зарубежных стран рассчитаем годовой экономический эффект от внедрения системы бережливого производства таблица 3.2
Таблица 3.2– Экономический эффект для Сберегательного банка от внедрения системы «Лин» в расчёте на одно отделение
Показатель
Условное обозначение
Формула расчета
Значение, руб
Единовременные затраты, руб
K
189,2


61
Окончание таблицы 3.2
Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений
Ен
0,2
Прирост прибыли в день, руб.
Пд
Q * ( С1 – С2)
414,54
Прирост прибыли в год, руб.
(годовая экономия) на отделение
Пг
Пд* Qр.д
126020,16
Количество клиентов в день
(чел.)
Q
126
Затраты на оформлении документов до внедрения системы «Лин»
С1 13,62
Затраты на оформлении документов после внедрения системы «Лин»
С2 10,33
Годовой экономический эффект, руб/отделение
Э
Э= П–К*Ен
125982,32
Годовой экономический эффект, руб/банк в целом
Э
132281436
Количество рабочих дней в 2017 году
Qр.д
304
Таким образом, годовой экономический эффект от внедрения системы «Лин» равен 132281436 руб., что составляет 12% прибыли.
Далее необходимо рассчитать показатели рентабельности деятельности
Сбербанка после внедрения системы «Лин» и сравнить их с аналогичными показателями до внедрения системы бережливого производства.
Таблица 3.3–Изменение показателей рентабельности деятельности Сбербанка в следствии внедрения системы «Лин»
Финансовый коэффициент
Порядок расчёта
До
После
Изменен+/–
ROE
Чистая прибыль/
Собственный капитал
15,1%
16,9%
1,8%

62
Коэффициент рентабельности
УК
Чистая прибыль/ УК
15,0%
16,8%
1,8%
ROA,%
Чистая прибыль/
Активы
1,7%
1,9%
0,2%
Из таблицы видно, что применение Сбербанком России системы «Лин» незамедлительно приведёт к повышению рентабельности его деятельности.
Таким образом, в результате проведённого анализа, мы можем с уверенностью утверждать, что внедрение такого рода изменений является резервом повышения прибыли и соответственно рентабельности деятельности Сберегательного банка.
Подводя итоги главы необходимо сказать о том, что Сбербанку для реализации поставленных целей необходимо искать несколько иные, новые для
России пути повышения эффективности деятельности, которые лежат в плоскости изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса.
Одним из таких путей является внедрение в деятельность Сбербанка системы
«Лин», главной особенностью которой является включение всех сотрудников компании в процесс бережливого производства.
Применение такой системы позволит Банку увеличить прибыль банка на
132281436 рублей, а рентабельность в среднем на 1,3%.

63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слабость системы экономической и финансовой безопасности, отсутствие конструктивных методов защиты кредитных организаций предопределяют ее неустойчивость. Тем не менее, научно обоснованной концепции и механизма обеспечения финансовой безопасности банковской деятельности пока не сложилось.
Среди проблем защиты кредитной организации от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуальны необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защита информации, имущества и персонала коммерческого банка, создание механизмов финансовой защиты банковской системы и др.
Экономическая безопасность кредитной организации – это состояние защищенности финансово–кредитного института от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов.
Обеспечение устойчивого стабильного функционирования и развития организации, реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности, а именно оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам с целью получения прибыли. Экономическая безопасность кредитной организации – это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного ее функционирования.
ПАО «Сбербанк России» к объектам, подлежащим защите от потенциальных угроз и противоправных посягательств, относит:
– персонал банка (руководящие работники, производственный персонал, имеющий непосредственный доступ к финансам, валюте, ценностям, хранилищам, осведомленные в сведениях, составляющих банковскую и коммерческую тайну, работники внешнеэкономических служб и другие;
– финансовые средства, валюта, драгоценности;