Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пес»
«Лиса и гуси»
6.2. Покажите психолого-педагогические возможности игр в коррекции общения старших дошкольников на различных этапах.
Этап | | | Название | Условия, приемы, обеспечивающие | ||||||
| | | игры | коррекцию коммуникативной сферы | ||||||
| | | | дошкольника | ||||||
Первый этап - | | | «Добрые | | ||||||
преодоление | | | волшебники» | | ||||||
отчужденной позиции в | | | ||||||||
отношении к | | | «Царевна | | ||||||
сверстникам, разрушение | Несмеяна» | | ||||||||
защитных барьеров, | | | | |||||||
отгораживающих ребенка | «Подарки» | | ||||||||
от других | | | | | ||||||
| | | | | ||||||
| | | «Конкурс | | ||||||
| | | хвастунов» | | ||||||
| | | | |||||||
Второй этап | направлен | «Испорченный | | |||||||
на то, чтобы научить | телефон» | | ||||||||
детей | правильно | | | |||||||
воспринимать | | | «Где мы были, | | ||||||
сверстников | - | их | мы не скажем, | | ||||||
движения, | действия, | а что делали, | | |||||||
слова | | | покажем» | | ||||||
| | | «Эхо» | | ||||||
| | | | | ||||||
| | | «Бабушка | | ||||||
| | | Маланья» | | ||||||
| | | | | ||||||
| | | «Утка с | | ||||||
| | | утятами» | | ||||||
| | | | |||||||
Третий этап - дать | | «Живые | | |||||||
непопулярному, | | куклы» | | |||||||
обособленному ребенку | | | ||||||||
возможность самому | | «Гномики» | | |||||||
выразить поддержку | | | | |||||||
другим, помочь им в | | | | |||||||
игровых | | | | | ||||||
| | «Старенькая | | |||||||
затруднительных | | бабушка» | | |||||||
обстоятельствах | | | | |||||||
На последнем этапе | | «Мозаика в | | | | |||||
становится возможной | | парах» | | | | |||||
организация совместной | | | | | | | ||||
продуктивной | | | | | | | | | ||
деятельности детей, где | | | | | | | ||||
им нужно согласовывать | | «Рукавички» | | | | |||||
свои действия и | | | | | | | | |||
договариваться с другими | | | | | | |||||
6.3. Определите назначение игр для коррекционной работы с дошкольниками, | ||||||||||
имеющими трудности в общении. | | | | |||||||
| | | | | | |||||
Название игр | | Особенности игр | | Назначение в коррекции | | |||||
| | | | | | | ||||
«Жизнь в лесу» | | | | | отказ от привычных для детей вербальных и | | ||||
«Волны» | | | | | | предметных способов взаимодействия, чтобы | | |||
«Муравьи» | | Общение без слов | | Исключить возникновение ссор, споров, | | |||||
«Ожившие | | | | | | договоров и т. д. | | |||
игрушки» | | | | | | | | | ||
| | | | | | | ||||
«Переходы» | | Внимание к другим | | | | | ||||
«Разговор | | | | | | | | | ||
сквозь стекло» | | | | | | | | | ||
«Кто сказал?» | | | | | | | | |||
«Запрещенное | | | | | | | | | ||
движение» | | | | | | | | | ||
| | | | | | | ||||
«Живые | | Согласованность | | | | | ||||
картины» | | действий | | | | | ||||
«Слепой | и | | | | | | | | ||
поводырь» | | | | | | | | | ||
«Мостик» | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | |||
«Злой дракон» | | | Общие | | | | | |||
«Заблудившиеся | переживания | | | | | |||||
утята» | | | | | | | | | ||
«Курица | с | | | | | | | | ||
цыплятами» | | | | | | | | | ||
| | | | | | |||||
«Бабушки | и | Взаимопомощь в | | кроме сопереживания другому,дают детям | | |||||
дедушки» | | | | игре | | возможность помочь и поддержать сверстника | | |||
«Живые куклы» | | | | | | | | |||
«Спящая | | Добрые слова | | | | | ||||
красавица» | | | | | | | | | ||
«Пожелания» | | | | | | | | | ||
«Добрые | | | | | | | | | ||
волшебники» | | | | | | | | | ||
«Волшебные | | | | | | | | | ||
очки» | | | | | | | | | ||
| | | | | | | ||||
«Закончи | | Помощь в | | | | | ||||
рисунок» | | совместной | | | | | ||||
«Рукавички» | | деятельности | | | | | ||||
«Мастер | и | | | | | | | | ||
подмастерья» | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | |
6.4. Допишите методические рекомендации для организации игр на развитие и коррекцию общения дошкольников.
1. В игре важно научить выполнять два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами.
Правила действия - это___________________________________________________.
.
Правила общения - это ___________________________________________________.
-
Доказательством того, что игра принята, являются
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
-
Выбор игры определяется _____________________________________________.
-
Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.
-
Соблюдать принцип безоценочности, т.е.________________________________. -
_____________________________________________________________________.
Тема 7. Формы работы с родителями по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников
Основные вопросы для изучения
1. Направления работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников 2. Формы работы с родителями по
социально-коммуникативному развитию дошкольников 3. Методические рекомендации
родителям и педагогам по развитию общения.
7.1. Назовите формы работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников
Направления | Задачи | Формы |
| Повышение педагогической | |
Педагогическое | грамотности родителей по | |
просвещение | вопросам формирования | |
родителей | коммуникативной | |
| компетенции у дошкольников | |
| Создание условий для | |
Включение | включения родителей в | |
планирование, организацию и | | |
родителей | | |
контроль деятельности по | | |
в | | |
формированию | | |
деятельность | | |
коммуникативной | | |
| | |
| компетенции у дошкольников | |
7.2. Формы работы с родителями можно разделить на группы. Приведите примеры их использования в вашем ДОУ.
Информационно-аналитические: _______________________________________________.
Наглядно-информационные: ___________________________________________________.
Познавательные: _____________________________________________________________.
Досуговые: ___________________________________________________________________.
7.3. Давая рекомендации родителям о правилах развития коммуникативной сферы ребенка, научите их использовать нужные выражения:
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты мой любимый",
___________________________________________________________________________
-
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам",
___________________________________________________________________________".
-
Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь.
Поддерживайте словами «___________________________________________________».
-
В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, подержите его словами__________________________________________________ .
-
Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит",
«__________________________________________________________________________».
-
Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.«_____________________________________________________________________».
7.Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил, дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно, не сравнивайте
ребенка с другими детьми._____________________________________________________ .
_______________________________________________________________________.
7.4. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения важно преодолевать «барьеры» общения. Объясните смысл таких «барьеров»:
барьер занятости
барьер взрослости
барьер "воспитательных традиций"
барьер "дидактизма"
7.5. Составьте фразы для совершенствования коммуникативных умений
детей:
-
для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам" «___________________________________________________________________________»;
-
если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом
«___________________________________________________________________________»;
-
для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты",
«___________________________________________________________________________»;
-
для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, детей. Предложите упражнения или игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его" «__________________________________________________________________________»;
7.6. На основе главных выводов по МДК спланируйте виды деятельности, указав тему и цель.
В раннем возрасте (до трех лет) главной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловая форма. Для нее характерны:
-
потребность в сотрудничестве,
-
деловые мотивы -
предметно-действенные средства общения.
Воспитатель может показать детям, как можно играть в игрушки, пользоваться атрибутами, предметами. Например, можно показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню.
Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но