Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Развитие общение ребенка в младенчестве и раннем детстве




Основные вопросы для изучения
1. Эмоционально-личностное общение как предпосылка к овладению речью.
2. Общение со взрослым по поводу предметной деятельности.
3. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3лет.



2.1. Заполните в тексте пропущенные термины
Зрительное и слуховое сосредоточение, улыбка, гуление, оживление моторики ребенка в ответ на появление взрослого называется _____________________. Л.С. Выготский называл это признаком социальной ситуации «___________», в которой ребенок связан со взрослым.
Это явление характерно для детей ______________ возраста. Ведущим видом
деятельности для ребенка является _____________________________________________ .
2.2. Назовите элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.

Ответ:


  • происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;

  • _______________________________________________________________;




  • ________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________.



Охарактеризуйте экспрессивную речь

Ответная реакция ребенка

взрослого











2.3. Перечислите требования, предъявляемые к игрушке детей младенческого и раннего возраста.

  1. ________________________________________________________________;

  2. ________________________________________________________________;

  3. ________________________________________________________________;

  4. ________________________________________________________________;

  5. ________________________________________________________________.




  1. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Докажите значение общения ребенка со взрослым по поводу предметной деятельности.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.


  1. Что такое автономная речь ребенка? Как взрослые должны формировать правильную речь ребенка?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ .
2.6. Дайте рекомендации родителям ребенка о том, как должно быть организовано общение в период кризиса 3 лет.

1)__________________________________________________________________________;

  1. __________________________________________________________________________;

  2. __________________________________________________________________________;

  3. __________________________________________________________________________;

  4. ___________________________________________________________________________.




    1. Составьте вопросы для общения взрослого с трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке».




2.8. Как правильно организовать овладения предметной деятельностью, которая становится в раннем детстве ведущей?


Действия ребенка

Действия взрослого


1.Соотносящие
Цель: приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения.
2.Орудийные.
Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы.


  1. С полифункциональными предметами


(палочками, шишками, камешками и т. п.). Цель: замещение отсутствующих предметов.


  1. С игрушками (куклами,зайками,мишками и т. п.).


Цель: ребенок учится подражательным действиям.

2.9.Решите педагогические ситуации, выделив возрастные особенности детей, проявляющиеся в общении:


Ситуация

Ваш вариант решения ситуации

Ситуация 1.

Мама, стремясь не

баловать своего малыша, не приучает

его к излишнему вниманию: сухо и

формально исполняет свои родительские

обязанности, по часам кормит,

перепеленывает, гуляет и т. д., не

выражая при этом никаких радостных

чувств.






Как скажется такое воспитание на психическом развитии ребенка?
Ситуация 2. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.
Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама? О развитии каких сторон речи заботится мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?
Ситуация 3. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама,
я удеру и придеру!».
С чем связано подобное явление?
Ситуация 4. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку.
Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?
Ситуация 5. Папа с Петей (3 года) чинят сломанную машинку.
Как использовать эту (или подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у ребенка укрепилось желание общаться с отцом?

Тема 3. Психолого-педагогические основы общения дошкольников со сверстниками

О сновные вопросы для изучения


1.

Особенности

общения

дошкольников со сверстниками.

2.

Формы общения

дошкольников со

сверстниками.




3.

Общение в игровой деятельности.

4.

Общение мальчиков и девочек.


  1. Назовите условия успешной адаптации ребенка в первые дни пребывания

  • дошкольном учреждении.



    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    ______________________________________________ .


    1. Дополните перечень существенных особенностей общения дошкольников со сверстниками:




        1. большое разнообразие коммуникативных действий.

      1. _____________________________________________________________________;




      1. ____________________________________________________________________; 4)_____________________________________________________________________;




        1. преобладание инициативных действий над ответными.

    1. Охарактеризуйте формы общения дошкольников со сверстниками







    Форма общения




    Характеристика

    1.

    Эмоционально-










    практическое общение







    со сверстниками

    ради







    себя







    2

    Ситуативно-деловая
















    3

    Внеситуативно-










    деловая (не у всех детей)
















    4

    Эмоционально-










    практическое общение







    ради сверстника









    3.4. Докажите, что потребность в общении развивается на основе игровой деятельности.


    Что требует

    игра от

    Какие

    личностные

    Действия воспитателя

    ребенка




    качества формируются