Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Развитие общение ребенка в младенчестве и раннем детстве
Основные вопросы для изучения
1. Эмоционально-личностное общение как предпосылка к овладению речью.
2. Общение со взрослым по поводу предметной деятельности.
3. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3лет.
2.1. Заполните в тексте пропущенные термины
Зрительное и слуховое сосредоточение, улыбка, гуление, оживление моторики ребенка в ответ на появление взрослого называется _____________________. Л.С. Выготский называл это признаком социальной ситуации «___________», в которой ребенок связан со взрослым.
Это явление характерно для детей ______________ возраста. Ведущим видом
деятельности для ребенка является _____________________________________________ .
2.2. Назовите элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.
Ответ:
2.3. Перечислите требования, предъявляемые к игрушке детей младенческого и раннего возраста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
2.6. Дайте рекомендации родителям ребенка о том, как должно быть организовано общение в период кризиса 3 лет.
1)__________________________________________________________________________;
2.8. Как правильно организовать овладения предметной деятельностью, которая становится в раннем детстве ведущей?
1.Соотносящие
Цель: приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения.
2.Орудийные.
Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы.
(палочками, шишками, камешками и т. п.). Цель: замещение отсутствующих предметов.
Цель: ребенок учится подражательным действиям.
2.9.Решите педагогические ситуации, выделив возрастные особенности детей, проявляющиеся в общении:
Как скажется такое воспитание на психическом развитии ребенка?
Ситуация 2. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.
Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама? О развитии каких сторон речи заботится мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?
Ситуация 3. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама,
я удеру и придеру!».
С чем связано подобное явление?
Ситуация 4. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку.
Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?
Ситуация 5. Папа с Петей (3 года) чинят сломанную машинку.
Как использовать эту (или подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у ребенка укрепилось желание общаться с отцом?
Тема 3. Психолого-педагогические основы общения дошкольников со сверстниками
О сновные вопросы для изучения
дошкольном учреждении.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________ .
3.4. Докажите, что потребность в общении развивается на основе игровой деятельности.
Основные вопросы для изучения
1. Эмоционально-личностное общение как предпосылка к овладению речью.
2. Общение со взрослым по поводу предметной деятельности.
3. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3лет.
2.1. Заполните в тексте пропущенные термины
Зрительное и слуховое сосредоточение, улыбка, гуление, оживление моторики ребенка в ответ на появление взрослого называется _____________________. Л.С. Выготский называл это признаком социальной ситуации «___________», в которой ребенок связан со взрослым.
Это явление характерно для детей ______________ возраста. Ведущим видом
деятельности для ребенка является _____________________________________________ .
2.2. Назовите элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.
Ответ:
-
происходит зрительный контакт «глаза в глаза»; -
_______________________________________________________________;
-
________________________________________________________________; -
_________________________________________________________________.
Охарактеризуйте экспрессивную речь | Ответная реакция ребенка |
взрослого | |
| |
2.3. Перечислите требования, предъявляемые к игрушке детей младенческого и раннего возраста.
-
________________________________________________________________; -
________________________________________________________________; -
________________________________________________________________; -
________________________________________________________________; -
________________________________________________________________.
-
Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Докажите значение общения ребенка со взрослым по поводу предметной деятельности.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
-
Что такое автономная речь ребенка? Как взрослые должны формировать правильную речь ребенка?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
2.6. Дайте рекомендации родителям ребенка о том, как должно быть организовано общение в период кризиса 3 лет.
1)__________________________________________________________________________;
-
__________________________________________________________________________; -
__________________________________________________________________________; -
__________________________________________________________________________; -
___________________________________________________________________________.
-
Составьте вопросы для общения взрослого с трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке».
2.8. Как правильно организовать овладения предметной деятельностью, которая становится в раннем детстве ведущей?
Действия ребенка | Действия взрослого |
1.Соотносящие
Цель: приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения.
2.Орудийные.
Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы.
-
С полифункциональными предметами
(палочками, шишками, камешками и т. п.). Цель: замещение отсутствующих предметов.
-
С игрушками (куклами,зайками,мишками и т. п.).
Цель: ребенок учится подражательным действиям.
2.9.Решите педагогические ситуации, выделив возрастные особенности детей, проявляющиеся в общении:
Ситуация | Ваш вариант решения ситуации |
Ситуация 1. | Мама, стремясь не |
баловать своего малыша, не приучает | |
его к излишнему вниманию: сухо и | |
формально исполняет свои родительские | |
обязанности, по часам кормит, | |
перепеленывает, гуляет и т. д., не | |
выражая при этом никаких радостных | |
чувств. | |
Как скажется такое воспитание на психическом развитии ребенка?
Ситуация 2. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.
Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама? О развитии каких сторон речи заботится мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?
Ситуация 3. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама,
я удеру и придеру!».
С чем связано подобное явление?
Ситуация 4. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку.
Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?
Ситуация 5. Папа с Петей (3 года) чинят сломанную машинку.
Как использовать эту (или подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у ребенка укрепилось желание общаться с отцом?
Тема 3. Психолого-педагогические основы общения дошкольников со сверстниками
О сновные вопросы для изучения
-
1.
Особенности
общения
дошкольников со сверстниками.
2.
Формы общения
дошкольников со
сверстниками.
3.
Общение в игровой деятельности.
4.
Общение мальчиков и девочек.
-
Назовите условия успешной адаптации ребенка в первые дни пребывания
дошкольном учреждении.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________ .
-
Дополните перечень существенных особенностей общения дошкольников со сверстниками:
-
большое разнообразие коммуникативных действий.
-
_____________________________________________________________________;
-
____________________________________________________________________; 4)_____________________________________________________________________;
-
преобладание инициативных действий над ответными.
-
Охарактеризуйте формы общения дошкольников со сверстниками
| Форма общения | | Характеристика |
1. | Эмоционально- | | |
| практическое общение | | |
| со сверстниками | ради | |
| себя | | |
2 | Ситуативно-деловая | | |
| | | |
3 | Внеситуативно- | | |
| деловая (не у всех детей) | | |
| | | |
4 | Эмоционально- | | |
| практическое общение | | |
| ради сверстника | | |
3.4. Докажите, что потребность в общении развивается на основе игровой деятельности.
Что требует | игра от | Какие | личностные | Действия воспитателя |
ребенка | | качества формируются | | |
| | | | |
| | | | |