Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Какой точки зрения в воспитании мальчиков и девочек Вы придерживаетесь. Обоснуйте свое мнение.
А. Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.
Другие ученые доказывают, что природные различия между мальчиками и девочками предполагают и определенные социальные роли в будущем. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
-
Решите педагогическую задачу.
А. Миша (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым» (у мальчика действительно рыжие волосы и множество веснушек).
Как мама должна поступить в этой ситуации? Какое значение имеет общение ребенка со сверстниками? Как наладить отношения ребенка со сверстниками?
Решение._______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Б. Петя (6 лет) в игре должен был бросить мяч в цель. А Коля в этот момент «под руку» говорит: «Мимо! Мимо!»
С проявлением каких качеств личности может быть связана подобная ситуация? Каким должно быть поведение взрослого, если он видит, что взаимоотношения между детьми складываются подобным образом?
Решение._______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.7. Разработайте циклограмму реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых). на одну неделю для старшей группы с указанием темы недели, целей и видов (форм) деятельности
День | Тема недели | | | | |
недели | | | | | |
| Режимные моменты | | Совместная деятельность | Самостоятельная | |
| | | | | деятельность |
ПН | Утро | | | | |
| 1. Вид деятельности (игровая, | | | ||
| трудовая, общение), тема | | | ||
| 2. | Цель | | | |
| 3.Форма | организации | | | |
| (индивидуальная, | групповая, | | | |
| фронтальная ) | | | | |
| | | | | |
СР | Прогулка | | | | |
| 1. Вид деятельности | | | | |
| 2. | Цель | | | |
| 3. | Форма организации | | | |
| | | | | |
ПТ | Вечер | | | | |
| 1. | Вид деятельности | | | |
| 2. | Цель | | | |
| 3. | Форма организации | | | |
| | | | | |
Тема 4. Психолого-педагогические основы управления общением детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
Основные вопросы для изучения
1. Виды трудностей в общении дошкольников и их причины 2. Методики выявления трудностей в общении дошкольников
3. Методы выявления популярных и непопулярных детей
4.1. Охарактеризуйте детей, имеющих трудности в общении со сверстниками, и возможные причины этих трудностей.
Виды трудностей в | Характерные особенности детей Возможные причины |
общении | трудностей |
Импульсивность (гиперактивность)
Заторможенность (пассивность)
4.2. А) Дайте оценку трудностей дошкольника в общении со сверстниками при показателях, указанных в таблице:
Методики | | | Показатели | | | | |
| произвольности | осознанности | | творческой | |||
| (время ожидания) | | | самостоятельности | |||
| Максим. | Факт | Максим | Факт. | Максим. | Факт. | |
Ситуация 1. Сон» | 15мин | 3 мин | 3, 3, 3 | 3,2,2 балла | 4 балла | 1 балла | |
| | | балла | | | | |
Ситуация 2. | 5 мин | 1 мин | 5,3,3 | 1,2,3 балла | 4 | балла | 2 балла |
«Конструктор» | | | балла | | | | |
| | | | | | | |
Ситуация 3. | 5мин | 2 мин | 5,3,3 | 2,2,1 балла | 4 | балла | 2 балла |
«Рисунок» | | | балла | | | | |
Ситуация 4. | 5 мин | 1 | 5,3,3 | 1,2,1 балла | 4 | балла | 2 балла |
«Игрушка» | | мин. | балла | | | | |
Всего | 30 мин | 7мин | 42 балла | 22 балла | 16 | баллов | 7 баллов |
Интерпретация. Высокий показательпроизвольностиу детей,у которыхсуммарный показатель произвольности окажется не менее 15 баллов (т.е. 50% от максимума). Если соответствующий показатель оказался менее 8 баллов, то ребенок попадает в группу с низкой произвольностью. Группу со средним уровнем развития произвольности составят дети, у которых показатель колеблется от 8 до 15 баллов.
Количественный показатель осознанности подсчитывается путем начисления условных баллов за каждый ответ ребенка в беседе. Он включает три составляющие:
осознанность способа действия, осознанность действий партнера и осознанность своих собственных действий.Дети с показателем более23баллов составляют группу свысокой осознанностью, а с показателем менее 12 баллов - с низкой.
Уровень творческой активности и самостоятельности ребенка выявляется через выполнение творческой, ненормированной части заданий. Это сочинение сказки или рассказ о себе (методика «Сон»), характер постройки (методика «Конструктор»), оригинальность рисунка (методика «Рисунок»), изобретательность показанных действий с игрушкой (методика «Игрушка»).
Степень творческой самостоятельности ребенка можно оценить количественно с помощью следующей условной шкалы:
0 баллов - полное отсутствие самостоятельных творческих проявлений: ребенок не знает, что рассказывать, строить или рисовать, смотрит на взрослого, ждет его указаний;
1 балл - воспроизведение действий сверстников: ребенок подражает другим детям, заимствует сюжеты и характер их рассказов, рисунков, построек и действий с куклами;
2 балла - низкий уровень творческой самостоятельности: ребенок сочиняет примитивный рассказ (из одного предложения), строит шаблонную постройку, рисует стандартный рисунок (домик или цветочек), показывает свое, но примитивное действие с куклой;
3балла - средний уровень: ребенок составляет рассказ о себе или сочиняет свою сказку (из 2-3 предложений) строит свою более или менее оригинальную постройку и может ее назвать, придумывает свой сюжет рисунка (из 2-3 деталей) и может рассказать, что нарисовал, показывает простое, но оригинальное действие с куклой;
4 балла - высокий уровень: ребенок составляет свой развернутый рассказ или сказку, которые содержат более трех предложений, строит оригинальную постройку из конструктора, комментируя свои действия, создает оригинальный сюжетный рисунок или придумывает достаточно сложное действие с игрушкой.
Высокую творческую активность можно констатировать в тех случаях, когда соответствующий суммарный показатель превышает 8 баллов, а низкую - если он меньше 4. Детей с суммарным показателем творческой самостоятельности от 4 до 8 баллов можно отнести к группе со средним уровнем творческого развития.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Спланируйте личностно-ориентированную модель общения на занятиях с ребенком, учитывая данную характеристику.
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
4.3. А) Заполните аналитическую карту «Изучение уровня развития
общения дошкольника со взрослым»
| | Показатели развития общения со взрослым (1-2 балла) | | Общий уровень развитияобщениясовзрослым | ||||||
| | | | | | | | | | |
ФИ ребенка | Способность к разнымконтактам(личностный,познавательный,деловой) | По собственнойинициативевступает вобщениесовзрослым | Способностьразговариватьдоброжелательным тоном | Слушает и слышитвзрослого | Поддерживает темуразговора,возникшую поинициативевзрослого | Отвечает на вопросы взр. | Отзывается на просьбывзрослого | Не теряется, ненервничаетприобращениикнемувзрослого | Интерес к общению исовместнойдеятельностисовзрослым | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |