Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б) Перечислите используемые методы изучения:
Наблюдение за общением ребенка со взрослыми (режимный момент)________________________________________________________,
моделирование проблемных ситуаций (краткое описание)
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
В) Определить уровень развития общения со взрослыми.
Достаточный уровень: 12-18 баллов, преобладают личностные мотивы; Приближенный к достаточному уровню: 6-11 баллов, преобладают познавательные мотивы; Недостаточный уровень: 0-5 баллов, преобладают деловые мотивы.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Г) Спланируйте групповую и индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со взрослыми.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .
4.4. Охарактеризуйте особенности детей, имеющих определенное положение среди сверстников.
-
Статус детей
Характерные особенности детей
Причины, определяющие
среди сверстников
положение ребенка среди
сверстников
Популярные
Непопулярные
4.5. А) Заполните аналитическую карту «Изучение уровня развития общения дошкольника со сверстниками» в отношении 1-2 детей.
ФИО |
статус | наличие | избирательн | широт | частота | интенсивнос | длительно | общи |
ребенка | конфлик | ость | а | вступлен | ть контактов | сть | й |
в | тов | контактов | круга | ия в | (насыщенно | общения | урове |
коллект | | | общен | контакт | сть) | | нь |
иве | | | ия | | | | |
| | | | | | | |
Б) Перечислите методы изучения:
-
наблюдение за общением ребенка со сверстниками (место, время)
_____________________________________________________________________________,
-
эксперимент в форме игры (название)
___________________________________________________________________________,
-
моделирование проблемных ситуаций - (краткое описание)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________.
В) Определите уровень развития общения со сверстниками.
Высокий (достаточный) уровень -лидер в коллективе,конфликты отсутствуют,либо редки, низкая избирательность, круг общения достаточно широкий, часто вступает в контакт по собственной инициативе, интенсивность контактов высокая, может долго общаться со сверстником.
Средний (приближенный к достаточному) уровень-предпочитаемый,имеютсяконфликты с другими детьми, которые иногда разрешаются с помощью воспитателя, избирательность средняя (общается с большинством детей группы, но с некоторыми детьми контакты устанавливает не самостоятельно, а с помощью воспитателя), круг общения достаточный, но иногда вступает в контакт по инициативе воспитателя, частота вступления в контакт средняя (иногда с помощью воспитателя), средняя интенсивность контактов (не всегда эмоционально насыщенны), длительное общение наблюдается в игровой деятельности, особенно с лидерами, с новыми детьми наблюдаются кратковременные контакты.
Низкий (недостаточный) уровень -непредпочитаемый или изолированный,наблюдаются частые конфликты с другими детьми, не умеет их разрешить самостоятельно и прибегает к помощи воспитателя, избирателен в общении, круг общения узкий (1-2 ребенка), редко самостоятельно вступает в контакты с детьми, ждет помощи от воспитателя, интенсивность низкая (не выражена или слабо выражена), длительность общения снижена (кратковременные контакты).
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
Г) Опишите кратко конкретные ситуации, свидетельствующие о популярности или непопулярности ребенка среди сверстников и их причины.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ .
Д) Спланируйте групповую или индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со сверстниками.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____ ________________________________________________________________________.
-
Решите педагогическую задачу.
Часто отмечается, что ребенок в группе имеет очень низкий статус. И если ему предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он часто ссорится с другими, обижается, плачет.
Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры? Каковы при этом действия взрослого? От чего зависит популярность и непопулярность дошкольников среди сверстников?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
Тема 5. Типологии дошкольников с трудностями в общении
Основные вопросы для изучения
1. Психологические особенности детей, склонных к агрессии 2. Психологические
особенности обидчивых детей 3. Психологические особенности застенчивых детей 4. Особенности поведения демонстративных детей.
5.1. Выделите психологические особенности детей, склонных к агрессии.
1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________________ .
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Назовите их.
-
______________________________. Для таких детей важно продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Они используют агрессию как
средство привлечения внимания сверстников (кричат,громко ругаются,разбрасываютвещи), их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других.
-
___________________________________ используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия становятся средством достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих партнеров.
-
_____________________________________ - дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.
5.2. Выделите психологические особенности обидчивых детей.
1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________________;
-
_____________________________________________________________________; -
____________________________________________________________________ .
5.3. Выделите психологические особенности застенчивых детей.
1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________________;
-
_____________________________________________________________________; -
____________________________________________________________________ .
5.4. Выделите психологические особенности демонстративных детей.
1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________________;
-
_____________________________________________________________________; -
____________________________________________________________________ .
5.5. Вы работаете воспитателем в средней группе. Вам предстоит организовать сюжетно-ролевую игру «Гараж» с детьми 4 -5 лет.
-
предложите различные способы руководства игрой со стороны педагога (воспитателя), чтобы организовать общение и предупредить проявление нежелательных личностных качеств детей;
-
смоделируйте общение воспитателя с детьми в процессе подготовки (или организации) игровой деятельности
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
Тема 6. Психолого-педагогическая коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Основные вопросы для изучения
1. Игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками.
2. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.
3. Методические рекомендации поорганизации общения дошкольников.
6.1. Охарактеризуйте значимость названной игры для развития общения дошкольников со сверстниками.
Название | Задачи развития | Условия, средства, приемы, |
игры | | обеспечивающие развитие общения |
| | дошкольника |
| | |
«Солнышко | | |
и дождик» | | |
| | |
«Раздувайся, | | |
пузырь» | | |
| | |
«Лохматый | | |