Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования Задания для самостоятельной подготовке по дисциплине Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Б) Перечислите используемые методы изучения:
Наблюдение за общением ребенка со взрослыми (режимный момент)________________________________________________________,

моделирование проблемных ситуаций (краткое описание)

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.
В) Определить уровень развития общения со взрослыми.
Достаточный уровень: 12-18 баллов, преобладают личностные мотивы; Приближенный к достаточному уровню: 6-11 баллов, преобладают познавательные мотивы; Недостаточный уровень: 0-5 баллов, преобладают деловые мотивы.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.
Г) Спланируйте групповую и индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со взрослыми.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________ .
4.4. Охарактеризуйте особенности детей, имеющих определенное положение среди сверстников.


Статус детей

Характерные особенности детей

Причины, определяющие

среди сверстников




положение ребенка среди







сверстников

Популярные
















Непопулярные









4.5. А) Заполните аналитическую карту «Изучение уровня развития общения дошкольника со сверстниками» в отношении 1-2 детей.



ФИО



статус

наличие

избирательн

широт

частота

интенсивнос

длительно

общи

ребенка

конфлик

ость

а

вступлен

ть контактов

сть

й

в

тов

контактов

круга

ия в

(насыщенно

общения

урове

коллект







общен

контакт

сть)




нь

иве







ия










































Б) Перечислите методы изучения:

  • наблюдение за общением ребенка со сверстниками (место, время)

_____________________________________________________________________________,

  • эксперимент в форме игры (название)

___________________________________________________________________________,

    • моделирование проблемных ситуаций - (краткое описание)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________.
В) Определите уровень развития общения со сверстниками.
Высокий (достаточный) уровень -лидер в коллективе,конфликты отсутствуют,либо редки, низкая избирательность, круг общения достаточно широкий, часто вступает в контакт по собственной инициативе, интенсивность контактов высокая, может долго общаться со сверстником.
Средний (приближенный к достаточному) уровень-предпочитаемый,имеютсяконфликты с другими детьми, которые иногда разрешаются с помощью воспитателя, избирательность средняя (общается с большинством детей группы, но с некоторыми детьми контакты устанавливает не самостоятельно, а с помощью воспитателя), круг общения достаточный, но иногда вступает в контакт по инициативе воспитателя, частота вступления в контакт средняя (иногда с помощью воспитателя), средняя интенсивность контактов (не всегда эмоционально насыщенны), длительное общение наблюдается в игровой деятельности, особенно с лидерами, с новыми детьми наблюдаются кратковременные контакты.
Низкий (недостаточный) уровень -непредпочитаемый или изолированный,наблюдаются частые конфликты с другими детьми, не умеет их разрешить самостоятельно и прибегает к помощи воспитателя, избирателен в общении, круг общения узкий (1-2 ребенка), редко самостоятельно вступает в контакты с детьми, ждет помощи от воспитателя, интенсивность низкая (не выражена или слабо выражена), длительность общения снижена (кратковременные контакты).
____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ .
Г) Опишите кратко конкретные ситуации, свидетельствующие о популярности или непопулярности ребенка среди сверстников и их причины.


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ .
Д) Спланируйте групповую или индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со сверстниками.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____ ________________________________________________________________________.

  1. Решите педагогическую задачу.


Часто отмечается, что ребенок в группе имеет очень низкий статус. И если ему предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он часто ссорится с другими, обижается, плачет.
Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры? Каковы при этом действия взрослого? От чего зависит популярность и непопулярность дошкольников среди сверстников?
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ .

Тема 5. Типологии дошкольников с трудностями в общении




Основные вопросы для изучения
1. Психологические особенности детей, склонных к агрессии 2. Психологические
особенности обидчивых детей 3. Психологические особенности застенчивых детей 4. Особенности поведения демонстративных детей.




5.1. Выделите психологические особенности детей, склонных к агрессии.
1)_____________________________________________________________________;

2) _____________________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________________ .
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Назовите их.


  1. ______________________________. Для таких детей важно продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Они используют агрессию как


средство привлечения внимания сверстников (кричат,громко ругаются,разбрасываютвещи), их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других.


  1. ___________________________________ используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия становятся средством достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих партнеров.




  1. _____________________________________ - дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.


5.2. Выделите психологические особенности обидчивых детей.

1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;

3)_____________________________________________________________________;

  1. _____________________________________________________________________;

  2. ____________________________________________________________________ .


5.3. Выделите психологические особенности застенчивых детей.

1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________________;


  1. _____________________________________________________________________;

  2. ____________________________________________________________________ .


5.4. Выделите психологические особенности демонстративных детей.

1)_____________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________;

3)_____________________________________________________________________;

  1. _____________________________________________________________________;

  2. ____________________________________________________________________ .


5.5. Вы работаете воспитателем в средней группе. Вам предстоит организовать сюжетно-ролевую игру «Гараж» с детьми 4 -5 лет.

  • предложите различные способы руководства игрой со стороны педагога (воспитателя), чтобы организовать общение и предупредить проявление нежелательных личностных качеств детей;




  • смоделируйте общение воспитателя с детьми в процессе подготовки (или организации) игровой деятельности


_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.

Тема 6. Психолого-педагогическая коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников




Основные вопросы для изучения
1. Игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками.
2. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.
3. Методические рекомендации поорганизации общения дошкольников.

6.1. Охарактеризуйте значимость названной игры для развития общения дошкольников со сверстниками.


Название

Задачи развития

Условия, средства, приемы,

игры




обеспечивающие развитие общения







дошкольника










«Солнышко







и дождик»
















«Раздувайся,







пузырь»
















«Лохматый