Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44.Основания и порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров.
Изменение хозяйственного договора – это изменение сторонами или в исключительных случаях судом, условий, составляющих содержание договора, например, порядка расчетов, ответственности сторон и др. Расторжение хозяйственного договора – это прекращение его действия по взаимному решению сторон или в одностороннем порядке, а также по решению суда.
Хозяйственный договор может быть изменен или расторгнут также вследствие существенно изменившихся обстоятельств. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор, может быть, расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1. В момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2. Изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности какая от неё требовалась по характеру договора; 3. Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона и др. Изменение договора в связи с существенными изменением обстоятельств допускается только по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затрат, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе потребовать возмещения убытков причиненных изменением или расторжением договора. Соглашение об изменении или расторжении хозяйственного договора совершается в той же форме, что и сам договор, т.е., как правило, в письменной форме. Для отдельных видов договоров законодатель предусмотрел специфические основания для расторжения договора.
45.Понятие, виды и значение рекламы и рекламной деятельности.
Основой правового регулирования рекламной деятельности является Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 18 февраля 1997 г., который урегулировал отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. В новой редакции Закон о рекламе принят 10 мая 2007 г. (далее – Закон)
Целями оценки соответствия являются:
- обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- повышение конкурентоспособности продукции (услуг);
— создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Гос регулирование и управление в области оценки соответствия осущ Президентом РБ, Совмином РБ, Гос комитетом по стандартизации РБ и др.
Объекты оценки соответсвия: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; оказание услуг; система управления качеством; система управления окружающей средой; компетентность юр лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; иные объекты.
Субъекты:РБ в лице уполномоченных гос органов; аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лаборатории;заявители на аккредитацию;заявители на подтверждение соответствия.
Подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный хар-р.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ. Реализация данной продукции (работ, услуг) без наличия документов об оценке соответствия запрещается.
Порядок проведения обязательной сертиф.закреплен в ст. 28 Закона об оценке соответствия. Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем.
При добровольной сертификации заявитель на подтверждение соответствия самостоятельно выбирает техн НПА в области тех нормирования и стандартизации, на соответствие которым осущ добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на данный объект оценки соответствия.
51. Правовые основы обеспечения единства измерений.
Для контроля за соблюдением качества продукции необходимо обеспечить единство измерений различных величин и параметров, применяемых к продукции, работам и услугам.
Единство измерений — это состояние измерений, при котором их результаты выражаются в единицах величин, установленных законодательством, и погрешности измерений, известной с заданной вероятностью.
Законодательство, регламентирующее вопросы единства измерений, носит название законодательство о метрологии. Основным нормативным актом, призванным обеспечить интересы производителей (продавцов) и потребителей в отношении качества продукции, является Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «Об обеспечении единства измерений».
При осуществлении измерений используются единицы величин Международной системы единиц величин.
52. Цена как правовая категория. Виды цен и тарифов.
В качестве экономической категории цена представляет собой денежное выражение (форму) товара. По отношению к работам и услугам употребляется термин «тариф» (далее - цена). При формулировании цены как экономической категории учитывается ее взаимосвязь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, с гос-вом, с др. производителями, с конкуренцией, с расходами на производство и т. д.
Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую следующие их виды:
1. В зависимости от участия государства в процессе ценообразования выделяются свободные и регулируемые цены. Свободная цена - цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена - цена, устанавливаемая соответствующими государственным органами, осущ. регулирование ценообразования, или определяемая субъектом предприним. дея-ти с учетом установленных этими органами определенных ограничений.
2. В зависимости от наличия контроля за применением предусмотренного порядка ценообразования цены делятся на контролируемые и неконтролируемые. При этом установление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. Установление и применение регулируемых цен подлежит контролю со стороны государственных органов. Контроль за установлением и применением свободных цен осуществляется, как правило, в отношении отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Например, ст. 9 Закона о противодействии монополистической деятельности предусматривает контроль за уровнем цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке.
3. В зависимости от рынка выделяются цены оптовые и розничные. Оптовая цена уплачивается организацией розничной торговли производителю или оптовому посреднику. Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю.
4. В зависимости от территории формирования и применения цены можно разделить на государственные и мировые. Государственные формируются и применяются в соответствии с законодательством РБ, а мировые - на основе данных биржевых котировок. Последние имеют значение для субъектов, осущ. внешнеэкономическую деят-ть.
6. В зависимости от отрасли выделяют оптово-отпускные цены - применяются в промышленности, тарифы - применяются в транспортной деятельности, сметная стоимость - в строительстве, закупочные цены- цены, применяемые в сельском хозяйстве.
53. Государственное регулирование цен и тарифов.
В целом государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.
При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования. К прямым способам относятся:
1) фиксирование цен. Фиксированная цена - регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
2) установление предельных цен. Предельная цена - регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
3) установление предельных торговых надбавок (скидок). Они представляют собой ограничения к регулируемой цене, устанавливаемые государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения.
4) установление предельных нормативов рентабельности. Указанные нормативы являются предельными показателями отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах.
6) декларирование цен. Имеется в виду регистрация цен субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих органах, осуществляющих регулирование ценообразование;
7) регистрация цен. Под п. 1.4 предусматривает право организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществлять экономически обоснованное повышение отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен.
Косвенное (экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой, тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары.
В соответствии с Законом о ценообразовании государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в РБ, являются:
- Департамент антимонопольной и ценовой политики, действующий в структуре Минэкономики с правами юридического лица;
- другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, например, Комитет гос контроля РБ, НБ, отраслевые министерства;
- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
54. Контроль за соблюдением законодательства о ценах и ответственность за нарушения законодательства в сфере ценообразования.
Гос. контроль за соблюдением зак-ва о ценах осуществляют Департамент ценовой политики в структуре Министерства экономики РБ, соответствующие управления в структуре облисполкомов и Минского городского исполн. комитета, Комитет гос. контроля РБ и пр.
Основания, виды и объем ответственности предпринимателей за нарушение в сфере ценообразования опред. З-м о ценообразовании, Указом 285, Постановлением Совмина РБ от 10.02.1999 г. № 209 « О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением цен».
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о ценообразовании основаниями ответственности предпринимателей являются:
- нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен, завышение или занижение цен, в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;
- применение свободных цен, торговых надбавок (скидок) на товары, в отношении которых применяется государственное регулирование;
-нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров при определении цен;