Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30.Правовое регулирование бухгалтерского контроля.
Бухгалтерский контроль – это одна из функций системы управления бухгалтерскими правоотношениями конкретной организации. В то же время бухгалтерский контроль представляет собой проверку работника бухгалтерии организации соблюдения участниками бухгалтерских правоотношений законодательства, норм и правил, установленных государством в области бухучета и отчетности с целью обеспечения учетной политики и интересов государства и собственника.
Главный бухгалтер наделен следующими полномочиями при осуществлении бухгалтерского контроля: 1. Визирование денежных и расчетных документов; 2. Согласование перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; 3. Подписание документов, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств. Элементы бухгалтерского контроля: объект; субъект контроля; предмет (учетная политика организации); сфера деятельности; принципы контроля; процесс контроля; методы контроля (способ и приемы, используемые при осуществлении контроля); результат и принятие решения по результатам контроля (по результатам контроля принимается определенное решение, оформленное справкой, актом или иными документами, позволяющими установить наличие ошибок и т.д.).
31.Правовое регулирование анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования.
Правовое регулирование анализа финансового состояния и платежеспособности субъектом хозяйствования осуществляется Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.
Целью проведения анализа финансового состояния организаций является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций – неплатежеспособной. Источниками информации для проведения анализа финансового состояния организаций является бухгалтерская отчетность. Финансовое состояние организаций может оцениваться по различным группам показателей: 1. Ликвидность; 2. Платежеспособность; 3. Прибыльность или рентабельность; 4. Эффективность использования активов. Для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются два основных показателя: 1. Коэффициент текущей ликвидности (характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации); 2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости).
32.Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.
Согласно ст. 17 Закона о бухучете организации и их должностные лица, нарушающие законодательство РБ о бухучете и отчетности, несут ответственность в соответствии с законодательством. Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Главный бухгалтер несет ответственность: 1. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности; 2. За причинение материального ущерба; 3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Поскольку главный бухгалтер является работником, с которым нанимателем заключен трудовой договор (контракт), то на него распространяются нормы ТК, регулирующие материальную ответственность работник за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей. На основании ТК руководитель, а также лица, осуществляющие руководство бухгалтерским учетом, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок). Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к ФЛ, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП. За нарушение правил ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности предусмотрена также уголовная ответственность.
33.Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности.
Аудит бух. отчетности – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, ИП, а при необходимости и по проверке их деятельности, кот. должна выражаться в бух. отчетности, в целях выражения мнения о достоверн. бух. отчетности и соответствии совершенных хоз. операций закон-ва.
Круг субъектов аудита составляют аудиторы – ИП, аудиторские организации, с одной стороны, и аудируемые лица – организации, их обособленные подразделения, с другой стороны. Объекты аудита: 1. Достоверность бухгалтерской отчетности; 2. Правильность отражения операций по счетам бухгалтерского учета; 3. Целевое использование кредитов и инвестиций и др. Аудиторские организации и аудиторы – ИП независимы в своей деятельности. Воздействие на аудиторскую организацию, ее работников, а также на аудитора – ИП в целях воспрепятствования проведению независимого аудита недопустимо. Принципы профессиональной этики и проведения аудита: 1. Профессиональная компетентность; 2. Независимость; 3. Конфиденциальность; 4. Честность и объективность; 5. Профессиональное поведение; 6. Добросовестность. Цель аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных хозяйственных операций законодательству. Аудит может быть обязательным, а также может проводиться по инициативе самих субъектов хозяйствования. Обязательность ежегодного проведения аудита достоверности годовой бухгалтерской отчетности установлено для: · Открытых акционерных обществ; · Национальных банков; · Бирж; · Коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др. Правила аудиторской деятельности подразделяются на 3 вида: 1. Республиканские правила аудиторской деятельности (разработка и утверждение осуществляется на уровне Министерства финансов); 2. Внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения; 3. Внутреннее правило аудиторской деятельности аудиторской организации или ИП. Государственное регулирование аудиторской деятельности РБ осуществляется: · Президентов РБ; · Советом Министров РБ; · Национальным банком РБ; · Министерством финансов РБ. По результатам проведения аудита составляется аудиторское заключение, т.е. официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности, правила составления которого установлены Министерством финансов. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет за собой ответственность, установл. законом об аудите и иным зак-вом.
34.Договор оказания аудиторских услуг: понятие, источники правового регулирования, правовая природа и элементы.
Учетная политика организации - это совокупность основополагающих способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.
Основное назначение и главная задача принимаемой организацией учетной политики - максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах дела и заинтересованных лиц.
Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую, организационную сторону бухгалтерского учета.
Теоретическая часть включает основополагающие правила, законоположения, научные положения системы бухгалтерского учета.
Методические стороны учета предусматривают способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, доходы и т.д.
Техническая сторона охватывает форму ведения бухгалтерского учета (систему применяемых бухгалтерских регистров), организационные мероприятия бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.
Учетная политика организации формируется руководителем организации и в обязательном порядке оформляется приказом по организации. В приказе оговариваются методические, технические и организационные аспекты учета.
Учетная политика организации включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).
При формировании учетной политики организации необходимо исходить из: обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физ. лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности прим. учетной политики;временной определенности фактов хоз. дея-ти
Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации.
Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства РБ; изменения условий деятельности.
Учетная политика разрабатывается во всех организациях независимо от форм собственности и источников финансирования.
35.Понятие, критерии и признаки экономической несостоятельности (банкротства).
С юридической точки зрения, можно выделить 2 понятия, характеризующие неплатежеспособность должника: 1. Экономическая несостоятельность – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации); 2.
Банкротство – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением суда о банкротстве с ликвидацией должника юр лица или прекращением деятельности ИП (решение об открытии ликвидационного производства). Условия, при наличии которых субъект хозяйствования признается в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом): · Неплатежеспособность должника, признанная судом или правомерно объявленная самим должником; · Неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер. Ложным банкротством признается обращение в суд полномочного органа или лица должника о его банкротстве при фактическом отсутствии признаков экономической несостоятельности (банкротства). Преднамеренное банкротство – это банкротство должника, произошедшее по вине его учредителей и иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания или возможность иным образом определять его действия. Для оценки угрозы или риска банкротства самими субъектами хозяйствования в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности могут применяться различные экономические показатели. Под неплатежеспособностью понимается неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. К основным НПА, регулирующим порядок признания должника банкротом и процедуру банкротства, относятся: 1. Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве); 2. Указ Президента «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства).
36.Правовое положение кредитора и должника в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
В связи с неисполнением ЮЛ-должником денежных обязательств заявление в суд о признании ЮЛ банкротом вправе подать сам должник, кредиторы, прокурор, органы государственного управления по делом о банкротстве и др.
В связи с неисполнением ЮЛ-должником по уплате обязательных платежей, право на подачу в суд имеют сам должник, прокурор, органы государственного управления по делам о банкротстве, налоговая, таможня и др. Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротству) является самостоятельным видом судопроизводства по рассмотрению заявления о признании экономически несостоятельными (банкротами) субъектов предпринимательской деятельности. В РБ должниками могут быть признаны ЮЛ – коммерческие организации, в том числе действующие в форме: 1. Хозяйственного товарищества; 2. Хозяйственного общества; 3. Производственного кооператива, в том числе колхоза; 4. Унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, также могут быть должниками в деле о банкротстве. Заявление должника подается в экономический суд по месту нахождения должника в письменной форме. Заявление должника подается в суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания. К заявлению должника помимо документов, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), прилагаются: 1. Документы, свидетельствующие о разработке меры по судебному оздоровлению или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления; 2. Учредительные документы должника – ЮЛ или их копии. Основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) являются в совокупности: · Наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер; · Применении к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 3 месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований; · Наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора. Конкурсные кредиторы – это кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей должника – ЮЛ, перед которым должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. Множественность кредиторов и заявляемых ими требований вызывает необходимость наличия специального координирующего центра, которым в процессе конкурсного производства выступают собрание кредиторов и комитет кредиторов.